Урок повторения и обобщения изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;
    • совершенствовать умения и навыки  постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами;
    • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся критическое мышление;
    • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
    • продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.
  • Воспитательные:
    • повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, Презентация,  раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

II. Вступительное слово учителя

– Ребята! С начала третьей четверти и по сегодняшний день мы изучили с вами очень много тем, но все они относились к двум  разделам языка. И сегодня мы должны будем показать все полученные знания и умения. А урок наш пройдёт в необычной форме – урок-путешествие по загадочной стране, имя которой вы должны будете определить сами.

III. Определение темы урока

– Чтобы определить тему нашего урока, давайте посмотрим небольшую инсценировку, которую вы приготовили. (Приложение 1)
– Так о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь? (О знаках препинания)
– Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Правильно, пунктуация)
– И, конечно же, с пунктуацией очень тесно связан ещё один раздел науки о языке, какой? (Cинтаксис).
– Что он изучает?
– Поэтому мы путешествовать будем по стране Синтаксиса и Пунктуаци. 

IV. Целеполагание

– Но отправляясь в путешествие, мы должны поставить перед собой определённую цель. Посмотрите на тему урока. Что же мы должны сделать, отправляясь в дальний путь? (Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация»)
– А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике)
– А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя  – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо  держат текст и не дают ему  рассыпаться».
– Итак, мы отправляемся в путешествие! А помощниками в путешествии нам будут информационные карты, с которыми мы будем работать в течение урока. (Приложение 2)

V. Актуализация знаний

1) Кто же они – жители этой страны? Познакомимся с ними поближе, а для этого оставим перепись населения.

Терминологический диктант

– Я читаю развернутые определения, а вы отвечаете одним словом, ответы записывайте  в столбик, а потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.

–  Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь (обращение)
– Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
– Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание)
– Главный член предложения, который обозначает действие подлежащего отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? (сказуемое)
– Чужая речь, переданная дословно, без изменения (прямая речь)
– Разговор двух лиц (диалог)
– Как называются эти члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство? (второстепенные)
– Как называется предложение, где есть только один главный член? (односоставное)

На проекторе высвечиваются по одному ответы, в которых пропущены буквы (попутно объясняются орфограммы).

2) Но самыми главными жителями страны Синтаксис являются Предложения. И я думаю, вы с этим согласитесь. Какие же они эти жители, предложения, давайте им попробуем дать характеристику? А для этого давайте вспомним: какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? Дайте характеристику данным предложениям.

1. Как прекрасен язык! (Н.В. Гоголь)
2. От чего зависит самосохранение языка? (В.Г. Белинский)
3. Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А. Луговской)

3) А теперь, познакомившись с жителями этой страны, давайте  осмотрим её достопримечательности. Вот перед нами цветочная поляна. Давайте попробуем собрать букет из второстепенных членов предложения.

Работа в группах

На доске висит три серединки  ромашек, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (12). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор.

4) А мы продолжаем наш путь. И вот перед нами раскинулась бурная река. Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен, а для этого вспомните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Задание: отметьте кружочком  те предложения, где ставится тире и подчеркните подлежащее и сказуемое (задание выполняется в карте).

  1. Радостна шумна и пахуча весна.
  2. Гранит прочный камень.
  3. Вышла на край леса волчица.
  4. Небо чистое.
  5. Земля наш общий дом.
  6. Москва столица нашей Родины.

5) А сейчас «Музыкальная пауза».
Ребята, я предлагаю вам прослушать детскую песенку «Из чего же…» и ответить на вопрос: Чем для нас интересны слова  этой песни с точки зрения синтаксиса и пунктуации? Какое синтаксическое явление мы наблюдаем в словах этой песни?
– Что мы называем однородными членами? Как на письме они выделяются?

6)  Мы подошли к замку, который  окружён рвом и наполнен водой. В нём «тонут» простые и сложные предложения. Поможем им? Чтобы  их вытащить, нужно вспомнить, что такое простое предложении? Какова роль союза и в предложении?

Это задание даётся на ЕГЭ 11 классу.

Задание:

1) Найдите простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены(подчеркните однородные члены). 1 ряд
2) Найдите сложные предложения (выделите основы). 2-3 ряды

  • Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
  • Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
  •  Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
  •  Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
  • Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
  • Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер. 

7) Проверка домашнего задания: Нужно было по схемам составить предложения

8)  Знаки препинания в математике и жизни.

Историческая справка:

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания.
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке.  А большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках.

Учитель. Знаки препинания играют большую роль в жизни людей. Порой от одной запятой зависит жизнь человека. Вы все знаете фразу: «Нельзя казнить помиловать». Также знаки препинания  делают наше речь, общение более понятными. Но  необходимы они бывают и при решении математических задач.

Самая лаконичная (краткая) переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. Закончив писать свой роман «Отверженные», Гюго послал рукопись книгоиздателю, приложив к нему письмо без слов. На листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме издателя на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.

– Как вы думаете, почему они поняли друг друга?
– Или вот такой интересный факт. Один правитель  своим наследникам оставил большую сумму денег, а  в завещании написал:

Установить статую (1) золотую (2)  пику держащую. 

Но богач забыл поставить запятую, и наследники воспользовались его оплошностью. Они поставили статую, но и присвоили себе кругленькую сумму.

– Как вы думаете, какую статую хотел установить правитель? А какую статую установили наследники?  Где была пропущена запятая?

 

Для справок:

Статуя – это скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека или животного. Обратить внимание на ударение.
Пика – колющее оружие, род копья.   

– Умение правильно ставить знаки препинания может пригодиться и при решении математических задач. Расставьте знаки препинания в предложении, чтобы было верно с точки зрения математики.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 

9) Игра «Кто быстрее» Учитель задает вопросы к предложениям:

  1. Птицы улетают.
  2. Засинел мокрый берег.
  3. Зима.
  4. В саду росли астры, георгины, розы.
  5. Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
  6. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
  7. Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
  8. Если ветка качнётся, с неё упадет снег.
  9. Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».

– Ребята,  из данных  вам предложений назовите:

  1. Нераспространенное.
  2. Распространенное
  3. С обращением.
  4. С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
  5.  С прямой речью.
  6. Сложносочиненное.
  7. Сложноподчиненное.
  8. С однородными членами предложения.

VI. Подведение итогов, обращение к высказываниям

– Вот наше путешествие подходит к концу. Давайте снова обратимся к нашему эпиграфу. Объясните, как вы его понимаете? 
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

VII. Рефлексия

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке для меня интересным было…»

VIII. Выставление оценок

IX. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»