Цели урока:
- Образовательные:
- повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;
- совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами;
- продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
- Развивающие:
- развивать у учащихся критическое мышление;
- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
- продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.
- Воспитательные:
- повышать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, Презентация, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
II. Вступительное слово учителя
– Ребята! С начала третьей четверти и по сегодняшний день мы изучили с вами очень много тем, но все они относились к двум разделам языка. И сегодня мы должны будем показать все полученные знания и умения. А урок наш пройдёт в необычной форме – урок-путешествие по загадочной стране, имя которой вы должны будете определить сами.
III. Определение темы урока
– Чтобы определить тему нашего урока, давайте
посмотрим небольшую инсценировку, которую вы
приготовили. (Приложение 1)
– Так о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь? (О
знаках препинания)
– Какой раздел науки о языке изучает знаки
препинания? (Правильно, пунктуация)
– И, конечно же, с пунктуацией очень тесно связан
ещё один раздел науки о языке, какой? (Cинтаксис).
– Что он изучает?
– Поэтому мы путешествовать будем по стране
Синтаксиса и Пунктуаци.
IV. Целеполагание
– Но отправляясь в путешествие, мы должны
поставить перед собой определённую цель.
Посмотрите на тему урока. Что же мы должны
сделать, отправляясь в дальний путь? (Повторить
основные сведения в разделе «Синтаксис и
пунктуация»)
– А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы
уметь применять на практике)
– А эпиграфом нашего урока будет
высказывание известного писателя –
Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки
препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо
держат текст и не дают ему рассыпаться».
– Итак, мы отправляемся в путешествие! А
помощниками в путешествии нам будут
информационные карты, с которыми мы будем
работать в течение урока. (Приложение
2)
V. Актуализация знаний
1) Кто же они – жители этой страны? Познакомимся с ними поближе, а для этого оставим перепись населения.
Терминологический диктант
– Я читаю развернутые определения, а вы отвечаете одним словом, ответы записывайте в столбик, а потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.
– Слово или несколько слов, которые
называют того, к кому обращена речь (обращение)
– Главный член предложения, который обозначает
то, о чем говорится в предложении и отвечает на
вопросы Кто? Что? (подлежащее)
– Сочетание слов, связанных по смыслу и
грамматически (словосочетание)
– Главный член предложения, который обозначает
действие подлежащего отвечает на вопросы Что
делать? Что сделать? (сказуемое)
– Чужая речь, переданная дословно, без изменения (прямая
речь)
– Разговор двух лиц (диалог)
– Как называются эти члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство? (второстепенные)
– Как называется предложение, где есть только
один главный член? (односоставное)
На проекторе высвечиваются по одному ответы, в которых пропущены буквы (попутно объясняются орфограммы).
2) Но самыми главными жителями страны Синтаксис являются Предложения. И я думаю, вы с этим согласитесь. Какие же они эти жители, предложения, давайте им попробуем дать характеристику? А для этого давайте вспомним: какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? Дайте характеристику данным предложениям.
1. Как прекрасен язык! (Н.В. Гоголь)
2. От чего зависит самосохранение языка? (В.Г.
Белинский)
3. Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А.
Луговской)
3) А теперь, познакомившись с жителями этой страны, давайте осмотрим её достопримечательности. Вот перед нами цветочная поляна. Давайте попробуем собрать букет из второстепенных членов предложения.
Работа в группах
На доске висит три серединки ромашек, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (12). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор.
4) А мы продолжаем наш путь. И вот перед нами раскинулась бурная река. Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен, а для этого вспомните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Задание: отметьте кружочком те предложения, где ставится тире и подчеркните подлежащее и сказуемое (задание выполняется в карте).
- Радостна шумна и пахуча весна.
- Гранит прочный камень.
- Вышла на край леса волчица.
- Небо чистое.
- Земля наш общий дом.
- Москва столица нашей Родины.
5) А сейчас «Музыкальная пауза».
Ребята, я предлагаю вам прослушать детскую
песенку «Из чего же…» и ответить на вопрос: Чем
для нас интересны слова этой песни с точки
зрения синтаксиса и пунктуации? Какое
синтаксическое явление мы наблюдаем в словах
этой песни?
– Что мы называем однородными членами? Как на
письме они выделяются?
6) Мы подошли к замку, который окружён рвом и наполнен водой. В нём «тонут» простые и сложные предложения. Поможем им? Чтобы их вытащить, нужно вспомнить, что такое простое предложении? Какова роль союза и в предложении?
Это задание даётся на ЕГЭ 11 классу.
Задание:
1) Найдите простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены(подчеркните однородные члены). 1 ряд
2) Найдите сложные предложения (выделите основы). 2-3 ряды
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
- Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
- Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
- Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.
7) Проверка домашнего задания: Нужно было по схемам составить предложения
8) Знаки препинания в математике и жизни.
Историческая справка:
По-настоящему система пунктуации
сформировалась только после распространения
книгопечатания. Из печатных изданий знаки
препинания постепенно проникли и в рукописные
тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В.
Ломоносова есть целый раздел, посвященный
«строчным знакам», т.е. знакам препинания.
Древнейшим знаком является точка. Она
встречается уже в памятниках древнерусской
письменности. Наиболее распространённым знаком
препинания в русском языке считается запятая.
Это слово встречается в XV веке. А большинство
известных нам сегодня знаков препинания
появляется в XVI-XVIII веках.
Учитель. Знаки препинания играют большую роль в жизни людей. Порой от одной запятой зависит жизнь человека. Вы все знаете фразу: «Нельзя казнить помиловать». Также знаки препинания делают наше речь, общение более понятными. Но необходимы они бывают и при решении математических задач.
Самая лаконичная (краткая) переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. Закончив писать свой роман «Отверженные», Гюго послал рукопись книгоиздателю, приложив к нему письмо без слов. На листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме издателя на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.
– Как вы думаете, почему они поняли друг друга?
– Или вот такой интересный факт. Один
правитель своим наследникам оставил большую
сумму денег, а в завещании написал:
Установить статую (1) золотую (2) пику держащую.
Но богач забыл поставить запятую, и наследники воспользовались его оплошностью. Они поставили статую, но и присвоили себе кругленькую сумму.
– Как вы думаете, какую статую хотел установить правитель? А какую статую установили наследники? Где была пропущена запятая?
Для справок:
Статуя – это скульптурное (обычно в
полный рост или более) изображение человека или
животного. Обратить внимание на ударение.
Пика – колющее оружие, род
копья.
– Умение правильно ставить знаки препинания может пригодиться и при решении математических задач. Расставьте знаки препинания в предложении, чтобы было верно с точки зрения математики.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
9) Игра «Кто быстрее» Учитель задает вопросы к предложениям:
- Птицы улетают.
- Засинел мокрый берег.
- Зима.
- В саду росли астры, георгины, розы.
- Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
- Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
- Если ветка качнётся, с неё упадет снег.
- Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».
– Ребята, из данных вам предложений назовите:
- Нераспространенное.
- Распространенное
- С обращением.
- С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
- С прямой речью.
- Сложносочиненное.
- Сложноподчиненное.
- С однородными членами предложения.
VI. Подведение итогов, обращение к высказываниям
– Вот наше путешествие подходит к концу.
Давайте снова обратимся к нашему эпиграфу.
Объясните, как вы его понимаете?
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
VII. Рефлексия
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке для меня интересным было…»
VIII. Выставление оценок
IX. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»