Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе)

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  1. Развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Воспитание – любви к природе, к животным, патриотизм.

ТСО:

Видеозапись «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар», аудиозапись «Вивальди. «Времена года», иллюстрации Комарова, И.И. Левитана. Текст рассказа В. Бианки «Заяц на дереве», солнышки - значки.

Ход урока.

Слово учителя

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?

Конечно, это бывает весной. Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа? Что опасного может произойти весной? Вспомним, кто из писателей, художников, музыкантов изображал в своих произведениях весну. Каждый, кто будет хорошо работать на уроке, получит значок – солнышко, которого весной становится так много. А в конце урока мы подсчитаем, кто больше нам солнышка принёс вместе с весной.

Итак, начнем. Недавно мы ходили на экскурсию в лес и затем все получили задание написать мини-сочинение «Весенние приметы». Проверим домашнее задание.

I. Чтение сочинений, 2-3 сочинения, за которые учащиеся получают «солнышки».

II. У нас в классе на стендах много различных иллюстраций разных художников, на которых изображена весна. Придумайте своё название понравившейся картине, постарайтесь объяснить, почему вы дали такое ей название и чем она понравилась. Как видим, это время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным.

III. Ну а теперь обратимся к иллюстрации в учебнике картины Комарова «Наводнение».

Весной часто случается, что природа становится неконтролируемой и тогда мы оказываемся свидетелями стихии – наводнения (написано на доске). Придумайте к этому слово синоним или близкое по значению слово. (Половодье, большая вода, потоп). Это конечно трагедия, проблема, но мы ещё раз убеждаемся в могуществе, силе природы. Весной часто бывает снег и сильный ветер. И вот что произошло сегодня. Я хотела дать вам прочитать рассказ В.Бианки о том, что с этим зайцем, которого мы видим на картине Комарова, случилось. Но в окно подул сильный ветер, и рассказ рассыпался на листочки. Помогите мне, в группах соберите рассказ В.Бианки и прочитайте. (Работа в группах).

Заяц на дереве.

А с зайцем случилось вот что.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заяц жил на островке среди широкой реки. По ночам он глодал кору с молодых осин, а днем прятался в кусты, чтобы не попасться на глаза лисе или людям.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это был еще молодой, не очень умный заяц.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском отбрасывала лед.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его. И косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал. Что его шкурка подмокла снизу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вскочил – а вокруг него уже вода.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка: там было еще сухо.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился все меньше и меньше. Заяц метался с одного конец на другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные, быстрые волны: он не мог бы переплыть разбушевавшуюся реку.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Так прошел весь день и вся ночь.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлепался в воду.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нем и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева хоть очень жесткая и горькая, но все-таки в пищу годная.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гораздо страшнее был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. Он был точно матрос на мачте корабля: сук под ним качался, как рея, а внизу бежала глубокая холодная вода.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По широкой реке под ним плыли деревья, бревна, сучья, солома и трупы животных.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бедняга весь затрясся от страха, когда мимо него тихо покачиваясь на волнах, медленно проплыл другой заяц.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Он запутался лапами в хворосте и теперь плыл вместе с хворостом брюхом вверх, с вытянутыми ногами. Три дня просидел заяц на дереве.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Так ему и жить теперь среди реки на острове – до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Человек во времена стихии – помощник всем живым существам. И об этом добром человеке нам рассказывал Н. Некрасов

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

V. Вернёмся вновь к нашим иллюстрациям. Может быть, кто-нибудь знает авторов картин? (И.И. Левитан «Весна. Большая вода»). Найдите среди иллюстраций другие картины этого автора. Объясните, почему вы решили, что они принадлежат его кисти? А теперь послушаем сообщение об этом художнике.

Левитан Исаак Ильич

(1860 – 1900)

Русский живописец-пейзажист. В его творчестве рождается пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстает у Левитана поэтически преображенной, одухотворенной незримым присутствием человека; ее образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний – тревожных или лирических.

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левинтана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885 – 89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891 – 95; все – Третьяковская галерея).

Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893 – 94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

Картина Левитана «Весна – большая вода» не просто весенний пейзаж. Такой весна бывает и под Москвой, и под Тулой, и под Владимиром. В каждом уголке земли русской. Это образ русской весны, такой она бывает повсюду, по всей необъятной России.

VI. Эта картина привлекла внимание искусствоведа Алексееву, и она рассказала о ней в белых нерифмованных стихах

Кто самый тонкий щедрый живописец?

Ну, кто горазд на выдумки такие?

Что даже безразличный восхищается?

Конечно. мудрая Природа!

А пейзажист – лишь ученик её,

овладевающий «пленэром.

(Когда он пишет под открытым небом)

Чем больше преуспел, тем больше наблюдает,

тем кисть подвижней!

Как она точна, смела, изящна

в весеннем половодье.

Голубизной ликует мир

в картинах Левинтона.

VI. Вы знаете, что и у нас в Нарьян-Маре бывает весной большая вода, так было в 1995 и 1998годах. Давайте посмотрим, как это происходит. (Видеозапись).

VII. Кто еще из известных писателей, музыкантов создал цикл «Времена года»? (М.Пришвин, П.Чайковский). Но ещё одного музыканта, композитора, который написал цикл под таким же названием, вы не знаете. Это Вивальди. Послушаем отрывок из его цикла. Запишем свои ассоциации, т.е. что вы представили под музыку, можно записать просто слова.

VIII. Итог урока.

Природа – самый мудрый живописец, она сильна, прекрасна. А весна – утро года. Сегодня мы своим трудом принесли в копилку класса много солнышка и приблизили весну. Считаем «солнышки».