Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии"

Разделы: Литература


Цель урока: дать начальное представление о поэтическом творчестве, заинтересовать им учащихся.

Задачи урока:

  • дать понятия рифмы и ритма
  • ввести элементы анализа лирического текста
  • воспитывать культуру восприятия поэтической речи

Мир поэзии богат и разнообразен, а каждый поэт – это целый мир. Задача учителя познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому я и обращаюсь к путешествию в мир поэзии, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами.

“Путешествие” даст возможность разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов наизусть, которые ребята подготовили и выучили дома.

Ход урока

I этап урока

Учитель обращает внимание учащихся на тему данного урока.

  • Что такое путешествие? Как и где мы можем путешествовать? (ходить в лес, ставить палатки, готовить еду на костре…, так чаще всего отвечают дети).
  • А можем ли мы путешествовать по страницам любимых книг?
  • А можем ли мы путешествовать в мире поэзии?
  • А что такое поэзия? (это стихи, это слова с рифмой…)
  • А что такое стихи? (типичные ответы учеников: они красиво звучат, их можно петь; слова, написанные столбиком.)
  • Можно ли сразу же научиться писать стихи? (ответы учащихся)

Вы все читали сказку Н. Носова “Приключение Незнайки и его друзей”. Вспомните, пожалуйста, главу “Как Незнайка сочинял стихи”. (зачитывается отрывок из текста Приложение 1.)

Что же считал Цветик главной особенностью стиха? (ученики называют рифму и ритм)

Давайте вспомним, что такое рифма.

Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк

Найдите рифму:

  • розы - (морозы)
  • труде – (везде)
  • туманы - (поляны)
  • луна - (одна)
  • тишь – (камыш)

А что такое ритм?

Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки. Сложно для понимания. А как вы, ребята, думаете, ритм есть только в стихотворении? (нет, он есть в музыке, в ходьбе и даже в прозаическом тексте)

Итак, давайте вспомним стихи, которые вышли из-под пера Незнайки.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

или

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Как вы думаете, научился Незнайка писать стихи? Посмотрите на них внимательно: Что есть, а чего нет в стихах незнайки? (рифма? ритм? смысл?)

Значит, может быть рифма, ритм, а настоящего стихотворения не получится. Попытаемся понять, что же такое - настоящие стихи.

II этап урока

(На каждой парте лежит стихотворение Н. Матвеевой “Кораблик” Приложение 2)

Давайте прочитаем стихотворение сначала про себя. А теперь прочитаем его вслух (заранее подготовленный ученик читает стихотворение).

Вам понравилось стихотворение? А почему? Какое настроение вызывает стихотворение?

Если бы вам предложили проиллюстрировать произведение, чтобы вы нарисовали? (если учащимся не удается нарисовать корабль-человечек, то учитель предлагает две картинки, на одной изображен обычный корабль, на другой – корабль-человечек) Какая картинка больше подходит? Почему?

А почему вы решили, что главным героем в стихотворении является не просто кораблик, а кораблик-человек?

А какими показаны вулканы в произведении? Найдите строки, в которых описаны вулканы? (Они похожи на старцев, которые уже многое повидали в своей жизни)

Ребята, посмотрите ещё раз на текст. Есть здесь строчки, которые автор повторяет?

Да, есть. А зачем это автору? Для того, чтобы показать, что лирический герой, наш кораблик, сам себя построил, сам себя пропитал, сам оделся и дуб, и в металл,

К тому же он еще сам лоцман, т. е. человек, который на корабле вымеривает правильный путь, сам боцман, человек, который командует матросами, сам матрос, который выполняет любую работу и сам капитан, человек, который отвечает за все, и если он сделает хоть одну ошибку, то может произойти трагедия.

Давайте поищем здесь рифму, может, её здесь нет?

Обратите свое внимание на предпоследнюю строфу, почему автор использует такой странный глагол – посудачить? Попробуйте найти синонимы к этому глаголу? (Потолковать, поболтать, посплетничать.) А какое слово все-таки лучше? Почему? Повторяющиеся звуки – с, п, д? Ну и что? Вы думаете - это так важно? Да, поэт нам не только помогает представить картину, но и услышать ее.

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, как вы думаете – это хорошие стихи? Какова же главная мысль стихотворения?

Оно помогает задуматься над жизнью, ведь вы тоже должны, как маленький кораблик, выбрать для себя правильный путь в своей жизни.

III этап урока

А сейчас я предлагаю прочитать стихотворение С.Я. Маршака. (Приложение 3)

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (ответы учеников: оно веселое, озорное)

О чем оно? Какую картину изобразил поэт? (автор нам рисует дождь). А какой момент дождя: начало, разгул стихии или последние дождевые капли, которые падают на землю? (он нарисовал нам и предгрозье (найдите описание начала дождя), и начало дождя (найдите строки), и разгар дождя (найдите строки).

Сколько строчек всего в этом стихотворении? (всего 10 строчек)

Как вы думаете, как автор назвал свое стихотворение (Ответы учеников)

Что же вы услышали? Гром в небе, ой, вам, наверное, страшно? Нет, а почему вы решили, что здесь описана гроза? Нам помогают звуки. А какие звуки встречаются при описании грозы? А дальше пауза, зачем она нужна? (Она нам нужна для восприятия новой картины, и звуки тоже меняются – с-ш-з.)

В начале урока был поставлен вопрос, можно ли научиться писать стихи. Как бы вы теперь ответили на него Незнайке? (Можно научиться подбирать рифмы. Можно научиться писать складно, но этого мало. Чтобы получились красивые стихи, для этого нужны способности, талант. Не каждый сможет стать поэтом, так как научиться писать красивые стихи очень трудно, а вот научиться их читать, понимать, чувствовать можно и необходимо, потому что стихи – настоящее чудо).

IV этап урока

А сейчас мы проведем конкурс стихов, которые вы приготовили дома. (конкурс стихов)

Домашнее задание: подготовить материал о детстве А.С. Пушкина (индивидуальные задания). Общее задание: сочинить четверостишие про цветок, солнышко, дождик и т.п.