Цель урока:
- повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах;
- отработать навыки распознавания тропов в текстах;
- закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД): повторить термины; развить умения различать тропы; определять их роль в тексте;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитание стремления к достижению поставленной цели; умения работать в коллективе; воспитание бережного отношения к родному языку, слову автора.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся различать изобразительно-выразительные средства языка, находить их в тексте;
- рассуждать и делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в группе;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать себя и товарищей;
- подготовительная работа к выполнению задания 7 ОГЭ.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, электронная презентация, аудиозапись музыки из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Ход урока
I. Организационный момент
- Ой-е-е. Куда же они подевались? Как же я урок проводить буду? Беда! Ребята, случилось непредвиденное: у меня украли слова, но не простые, а специальные. На прошлом уроке литературы вы познакомились с рассказом замечательного английского писателя Артура Конан Дойла "Камень Мазарини". А теперь вам самим предстоит примерить на себя роль Шерлока Холмса и помочь мне раскрыть дело. Готовы? (Да) СЛАЙД 1
Работать будем тремя группами. Если какая-то из групп вдруг пойдет по ложному следу, две другие - помогут, вместе мы способны распутать этот криминальный клубок. Расследование возглавлю я, ваш учитель, а по совместительству инспектор Скотленд-ярда. Я буду вести следственные материалы, оценивать вашу работу.
* Учитель заполняет оценочные листы.
II. Целеполагание
1. Итак, какие слова украдены, мы узнаем только, когда разгадаем сканворд, который есть у вас на партах, его мы видим и на экране. Готовы к розыску. Тогда приступаем. СЛАЙД 2
Слово под номером 1. СЛАЙД 3
Это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей или читателей. Например, яркость, образность и …
Слово под номером 2. СЛАЙД 4
Приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим предметом или явлением.
Слово под номером 3. СЛАЙД 5
Красочное, образное определение, чаще всего выраженное прилагательным.
Слово под номером 4. СЛАЙД 6
Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении событий, чувств, значения изображаемого явления.
Слово под номером 5. СЛАЙД 7
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ, даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Слово под номером 6. СЛАЙД 8
Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- Готовы отвечать? Кому предоставим слово? Судя по всему, желает отвечать .... группа. Внимательно слушаем (каждое названное слово проецируется на интерактивной доске) СЛАЙД 9-14
1 |
В |
Ы |
Р |
А |
З |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
|
2 |
С |
Р |
А |
В |
Н |
Е |
Н |
И |
Е |
|||||||
3 |
Э |
П |
И |
Т |
Е |
Т |
||||||||||
4 |
Г |
И |
П |
Е |
Р |
Б |
О |
Л |
А |
|||||||
5 |
О |
Л |
И |
Ц |
Е |
Т |
В |
О |
Р |
Е |
Н |
И |
Е |
|||
6 |
М |
Е |
Т |
А |
Ф |
О |
Р |
А |
- Молодцы! Сканворд разгадан. Вы поняли, какие слова пропали? Как они называются? (Изобразительно-выразительные средства языка (далее ИВС), тропы).
III. Актуализация знаний
1. Работа с художественным текстом
Вы доказали, что знаете ИВС. Наконец, мы вышли на след преступника. Он действовал небрежно и оставил улики. Перед вами отдельные предложения из рассказа "Камень Мазарини". В них злоумышленник запрятал изобразительно-выразительные средства. Ваша задача - постараться отыскать все. К сожалению, в рассказе не встретился один троп, и я взяла на себя смелость самостоятельно составить предложение с ним. Интуиция мне подсказывает, что надо спешить. На выполнение задания вам отводится 5 минут. Итак, приступили к работе с вещественными доказательствами.
1) Его огромные черные усы прикрывали тонкий жестокий рот, над которым нависал длинный крючковатый нос, напоминавший орлиный клюв. (эпитет, сравнение)
2) Глаза Холмса, устремленные на Сильвиуса, сузились и угрожающе сверкнули, как стальные острия. (сравнение)
3) Вы тут весь - каждый шаг вашей гнусной и преступной жизни. (эпитет)
4) Граф был так ошеломлен, что злоба и страх отступили в эту минуту. (олицетворение)
5) Его желтоватые щеки зарделись давно угасшим пламенем. (метафора)
6) Старый пэр принес миллион извинений сыщику. (гипербола)
* Во время выполнения задания учитель работает в группе со слабоуспевающими учащимися, чтобы помочь им в различении ИВС.
- Время вышло, проверим. Отвечает ... группа (другие ребята, если ответ не точен, могут дополнять). СЛАЙДЫ 15-20
- Ребята, с какой целью автор использует эти средства? Какова их роль?
(Дети делают вывод: одни помогают ярко охарактеризовать героя, выделить его характерные черты, создать живое представление о нем; другие передать внутреннее состояние персонажа, третьи делают речь более выразительной).
2. Физкультминутка
Устали? Сделаем передышку. Все встаем и повторяем за мной движения.
Не провидец я великий,
В шар хрустальный не смотрю. |
Детектив разводит руками. |
Собираю я улики
|
Детектив поднимает что-то с пола двумя пальцами и разглядывает через лупу. |
Если кто-то съел варенье,
|
Детектив назидательно поднимает указательный палец вверх. |
И возможность, и мотив
|
Сделать наклоны влево, вправо. Перед словом «детектив» можно сделать паузу |
- Спасибо за разминку, присаживайтесь.
3. Составление портрета похитителя
- Тропы обнаружены, но похититель до сих пор на свободе. У нас есть ориентировка на преступника. Вот она. СЛАЙД 21 Но в ней не хватает самого важного - особых примет. Попробуем восстановить портрет злоумышленника, используя ИВС. Помним, что время поджимает, законопослушные граждане хотят как можно быстрее узнать имя того, кто посягнул на столь дорогие нашему слуху слова. Надеюсь, что через 7 минут у нас в руках будет если не фоторобот, то хотя бы словесное описание злодея.
Определите самостоятельно схему своей работы: будете ли вы трудиться все вместе или распределите фрагменты описания между собой, а может быть, предложите свой вариант выполнения задания. Итак, спешите.
ОРИЕНТИРОВКА
(1) Средняя школа № 7 города Нефтеюганска разыскивает скрывшегося от следствия опасного преступника, который совершил в кабинете 301 (эпитет)________________ преступление. До настоящего времени его местонахождение не установлено.
ПРИМЕТЫ:
На вид 13-14 лет, телосложения (эпитет)______________, ростом (гипербола)_______________, лицо (сравнение)____________,
(2) глаза (эпитет)______________, нос (сравнение)_________, на голове копна волос русого цвета. Хромает на левую ногу, поэтому ходит с тростью, которая (олицетворение)___________________ под его нажимом.
При получении какой-либо информации о разыскиваемом просим сообщить в к. 301.
ПРИМЕР ОРИЕНТИРОВКИ
Средняя школа №7 города Нефтеюганска разыскивает скрывшегося от следствия опасного преступника, который совершил в кабинете 301 (коварное, вопиющее, дерзкое) преступление. До настоящего времени его местонахождение не установлено.
ПРИМЕТЫ:
На вид 13-14 лет, телосложения (богатырского, могучего, чахлого), ростом (с трехметровую мачту), лицо (круглое, как блин), глаза (пустые, холодные), нос (как у Буратино, орла), на голове копна волос русого цвета. Хромает на левую ногу, поэтому ходит с тростью, которая (стонет, плачет) под его нажимом.
При получении какой-либо информации о разыскиваемом просим сообщить в к. 301.
Время на исходе. Кто готов изобличить преступника? Пожалуйста, слово … группе. (Учитель акцентирует внимание на ИВС, которые использовали пятиклассники).
* Возможны изменения модели игры. Если у групп возникают вопросы, то стоит предложить несколько примеров на данный ИВС.
- Ребята, какое ИВС нам встретилось, но указано мною не было? Назовите его (метафора - копна волос).
- Зачем в данном случае нам потребовались эпитеты, сравнения, метафора? (для более точной, выразительной характеристики)
- Я, кажется, нашла преступника. Вот он. (Учитель указывает на переодетого школьника, сидящего за последней партой)
- Ребята, подходит он под наше описание? (да) А ну-ка, похититель слов, иди-ка сюда! Он еще что-то прячет за пазухой.
- Не отдам! Мое! Оставайтесь такими же неучами, как я. Я не умею красиво говорить, и вам не надо. Будем дружить, вместе пакости творить.
- Оказывается ты еще и мои подарки ребятам украл. А ну, верни словарики. Иначе я тебя отправлю в полицейский участок.
- Только не это. Забирай свои бумажки.
- Ребята, посмотрите внимательно. Здесь вписаны ИВС и их определения, даны примеры. Надеюсь, они помогут вам при подготовке к обязательному государственному экзамену в 9-м классе, да и в 11-м тоже.
За приятными хлопотами мы совсем забыли о похитителе. Иди-ка сюда, горе-преступник! Да уж тебя мальчиком с пальчик никак не назовешь.
- Че дразнися?
- Я тебя вовсе не дразню. Я хочу познакомить ребят с еще одним ИВС. Давайте вспомним сканворд, который решали в самом начале урока (учитель обращает внимание на выделенное слово «ЛИТОТА». СЛАЙД 22).
- А что же означает это слово? Найдите, Шерлоки Холмсы, сами. Помощниками вам могут служить ноутбук и словари. И ты, воришка, не стой, иди помогай.
Дети находят определение, вписывают в словарик.
- Что же такое литота? (преуменьшение)
- Один пример литоты я вам уже привела. Это мальчик с пальчик. Теперь ваша очередь. Вспомните литоту из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова "Крестьянские дети" и запишите ее в свои словарики. (мужичок с ноготок)
III. Контроль сформированности умений и навыков
- Чтобы удостовериться, что вы действительно стали настоящими специалистами в области ИВС, проверим, как у вас получится разобраться с предложениями, которые также взяты из рассказа Конан Дойла, парочку составила я сама в подражание автору. Найдите изобразительно-выразительные средства (каждый выполняет задание самостоятельно). СЛАЙД 23
1. Если граф Сильвиус разойдется, ему пролив Ла-Манш по колено.
2. Ювелир, как осел, ни в какую не согласился распилить камень.
3. Честное лицо Уотсона нервно подергивалось.
4. Слуге удалось перекинуть мостик через пропасть отчуждения и одиночества, окружавшую таинственную фигуру великого сыщика.
5. Необыкновенно потрепанный зонтик прислонился к дивану.
Проверим себя СЛАЙД 24
1. Гипербола
2. Сравнение
3. Эпитет
4. Метафора
5. Олицетворение
IV. Подведение итогов
- Молодцы. А теперь, ребята, скажите, мы нашли украденные слова? Какие? Мы раскрыли преступление? Тогда пришла пора закрыть дело и сдать его в архив.
- Хотелось бы отметить сплоченность в работе группы № .. Вам по плечу любое запутанное дело. Этой группе я ставлю отметку «отлично».
V. Рефлексия
Игра "Камень Мазарини"
- Скажите, пожалуйста, какого цвета был камень Мазарини? (желтого) На самом же деле в короне Британской империи камень Мазарини или как его еще называют "Черный принц" красного цвета, потому что это рубин.
Если вы научились находить ИВС, если вы довольны своей работой, положите желтый камешек в черную шкатулку, если вы не довольны собой, испытываете затруднения в определении тропов, положите красный камень в коричневую шкатулку.
- С каким новым ИВС, мои сыщики, вы познакомились?
- Расследование, т.е. наша работа, вам показалось сложным? Или было легко? Почему?
VI. Домашнее задание
В качестве домашнего задания я хочу предложить вам посмотреть м/ф «Шерлок Холмс и черные человечки» и выписать ИВС. Особое внимание уделите, пожалуйста, второй серии. СЛАЙД 25
Урок окончен, спасибо за работу.