Цели:
- Осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.
- Отработка навыков работы учащихся с элементами комплексного анализа.
- Воспитание нравственности, любви к живому.
Оборудование:
- портрет К.Г. Паустовского,(рисунок учащегося)
- муз. фрагмент, изображающий вьюгу, пургу,
- муз. фрагмент из “Твин-Пикса”,
- схема построения рассказа-сказки,
- схема построения системы образов,
- каравай свежеиспеченного хлеба и соль.
Оформление доски:
Портрет Паустовского.
Сказка К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”
Эпиграфы:
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует cтремиться к прекрасному.
К.Паустовский
Чему учит сказка “теплый хлеб” ?
(Схемы делаются постепенно в ходе урока)
Предварительное домашнее задание:
1) отработать выразительное чтение по тексту сказки “Теплый хлеб”,
2) повторить статью о сказках, стр. 9–10, 1 часть учебника литературы,
3) знать особенности строения сказки,
4) нарисовать иллюстрацию,
5) иметь ручки с синей и красной пастой.
Ход урока
1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
(Звучит фантастическая мелодия из кинофильма “Твин-Пикс”.
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)
– А кто автор этой сказки?
(Ее написал К.Г.Паустовский)
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).
– Совершенно верно. А как и почему это случилось и чем дело завершилось мы с вами и будем выяснять на уроке. Хорошо, ребята? (Хорошо)
– Итак, запишем тему урока и эпиграфы
(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:
В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)
II. Работа по теме урока
– Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?
(Волшебные сказки состоят из 3 частей)
– Как называются эти части?
(Они называются: зачин, развитие действия и концовка)
– А в нашей сказке традиционный сказочный зачин?
(Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).
– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?
(Она наполовину сказочная, наполовину реальная).
– Давайте вычертим схему построения сказки.
Зачин – развитие действия – концовка
– Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?
(Бережки)
– Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?
(Коня звали Мальчик).
– В какой части сказки мы об этом узнали?
(В конце сказки, стр. 11).
– Обозначим круг персонажей сказки
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?
(Конь? Панкрат? Филька?)
– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интрии.
Начнем строить схему системы образов нашей сказки.
Значит, мы определили главного героя, он у нас будет в центре схемы, а все остальные персонажи – вокруг него. Теперь будем внимательно двигаться по содержанию сказки, рассматривая и оценивая поступки Фильки и черты его характера.
– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр. 4–5, внизу).
– Почему он жил с бабкой?
(Сирота)
– Почему Филька такой злой, недоверчивый?
(Мало видел добра, не доверял людям)
– Как случилось, что он обидел коня?
(Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)
– Как Филька назвал коня в злобе?
(Христарадник)
– Что такое “Христарадник”?
(Человек, который просит подаяние Христа ради)
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
(К самому близкому человеку – бабке)
– Чем помогла Фильке бабка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)
– Опишите мельника Панкрата.
(стр. 4, второй абзац Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)
– Чем помог мельник Панкрат Фильке?
(Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.
(стр. 8, сверху “Брось реветь…”)
– Что же придумал Филька?
(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)
– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?
(Он созвал стариков в деревне)
– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?
(Это сорока и летний ветер)
– Как сорока помогла мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)
– А что сделал теплый ветер?
(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
– Каков же результат взаимодействия всех помощников?
(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)
– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?
(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.
– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 11).
(В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)
– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся и сделаем спортпаузу.
– Внимание! Наша схема на радостях превратилась в цветок жизни. Дорисуем ее.
Ребята дорисовывают схему и отвечают на вопрос: Чему же учит сказка паустовского?
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки – Филька.)
– А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку?
(Он назвал Фильку бессмысленным гражданином)
– Как это понимать?
– А как можно назвать Фильку в конце сказки?
(Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином)
– А что ж такое гражданин?
(“Отечества достойный сын”)
– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?
(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)
– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.
III. Творческое задание
– Теперь последнее задание.
– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.
Образец.
Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!
Учитель собирает рисунки учащихся и делает из них выставку.
IV. Домашнее задание.
– А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.