Урок литературы в 5-м классе по теме "А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии юного Пушкина, творчеством известных художников;
  • развивать речь и воображение учащихся; воспитывать любовь к родной литературе.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ (урок с мультимедийной поддержкой).

Оборудование: компьютерная презентация в качестве наглядного пособия.

Слайд 1.

Сообщение темы урока учащимся.

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 года - 10.02.1837 года) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.

Слайд 2.

Самые известные портреты поэта.

Вопрос: «Где в школе висит этот портрет?» (В школьной библиотеке).

Портрет художника О.А.Кипренского.

Зеленоватый фон портрета замечательно сочетается с золотистым цветом лица и руки. Золотистый (солнце русской поэзии – так всегда называли Пушкина) и черный – вот главные цвета. Они делают портрет строгим, возвышенным. На втором плане картины, за спиной Пушкина художник изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Ее называют музой поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов. Так Кипренский выразил в портрете мысль: «Пушкин – великий поэт, он – Гений».

Слайд 3.

В.А.Тропинин.

На портрете поэт сидит у небольшого стола. Положил на край руку и задумчиво смотрит куда-то в сторону. Минута – и стихи свободно потекут. Все – выражение лица, поворот головы, поза, одежда – помогают лучше понять, почувствовать это необыкновенное состояние вдохновения поэта. Рука прикрывает белые листы бумаги, приготовленные для работы, вот-вот поэт возьмется за перо. Пушкин в халате, он дома, он работает. Каштановые кудри, коричневый халат, коричневый фон за спиной. Сине-серые отвороты халата, голубые тени на воротнике рубашки. И мягкий золотистый оттенок на всем: на лице, на руке, на фоне…

Слайд 4.

Здесь А.С. Пушкину 3-5 лет: полные губы, круглые щеки, мечтательный и доверчивый взгляд.

Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого». Прадед великого поэта – Ганнибал Абрам Петрович, сын эфиопского князя, камердинер (слуга) Петра I, ставший военным инженером, генералом – аншефом (командующим армией). А.С.Пушкин увековечил его имя в повести «Арап Петра Великого».

Воспитанный французскими гувернерами, Саша Пушкин из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал ей вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

Слайд 5.

Саше Пушкину исполнилось 12 лет (чтение воспоминаний стр. 120 учебника-хрестоматии «Литература. 5 класс» Т.Ф. Курдюмова).

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.

(Чтение стр. 121 учебника).

Слайд 6.

Словарная работа: пролог, лукоморье.

Рассматривание картины Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря».

Выразительное чтение пролога учителем.

После чтения беседа, устное словесное рисование:

  • Если бы нам пришлось нарисовать иллюстрацию к прологу поэмы, что бы мы изобразили, с чего бы начали?
  • Как вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо запечатлеть?
  • Изобразили ли вы автора на своей картине?

Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 чел).

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть пролога к поэме.