Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи"

Разделы: Литература


Познавательная цель: знакомство с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии.

Развивающая цель: умение подробного и выборочного пересказа, умение рассуждать на заданную тему.

Воспитательная цель: поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности.

Словарная работа: потоп, костюм Адама, костюм Евы.

Оборудование: детская Библия, Коран, Библия для бедных В. Кореня в 2-х частях, собрание живописи Н.Н.Никулина, иллюстрации картин нидерландских художников.

Представлен Ноев ковчег (описание Ноева ковчега взято из библейской истории “Ковчег”).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

1. Слово учителя: мы начали в 5-м классе знакомство с Библией.

- Что означает слово “Библия”? (В переводе с греческого - “книги”)

- У православных священная книга-Библия, а у мусульман? (Коран)

- На какие части делится Библия? (Ветхий Завет - “договор, союз” рассказывает об участии Бога в судьбе человека. Новый Завет даёт представление о жизни и учении Христа)

Сегодня продолжим знакомство с историями Ветхого Завета.

Тема урока: “Сквозь ночь Всемирного Потопа”

Пожалуй, это одна из самых трагичных и в то же время захватывающих историй Ветхого Завета. И тем более интересно, что предания о Всемирном Потопе существовали в мифологии очень многих народов земного шара, передавались из поколения в поколение в племенах, никогда не слышавших о существовании Библии. Вот некоторые из них.

Полинезийское сказание о Потопе

(карточка № 1)

На острове Таите существует такая легенда. Остров был уничтожен морем: ни одного человека, курицы или собаки не осталось в живых. Леса и камни были снесены ветром. Морская пучина поглотила землю. Но два человека, муж с женой, спаслись. Лишь только начался потоп, жена схватила пару цыплят, щенков и котят, а муж- двух поросят, и отправились на самую высокую гору О-Питохито, где они были в полной безопасности. Десять ночей они не спали, пока вода не схлынула. На земле не оказалось ни людей, ни растений, а сгнившие рыбы лежали в пещерах и выбоинах скал. Но прогретая солнцем земля снова дала плоды. Появились кокосовые орехи, выросли хлебные деревья. А от той пары, отца и матери, произошли все люди.

Древнегреческое сказание о Потопе

(карточка № 2)

Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в Фессалии и был женат на Пирре, дочери Пандоры, первой женщины, сотворенной богами. Когда Зевс решил истребить людей Бронзового века, Девкалион по совету Прометея построил большой ящик, или ковчег, и, сложив туда всякие запасы, взяв животных и птиц, вошел в ковчег вместе со своей женой. Зевс пролил на землю большой дождь, затопивший сушу. Но Девкалион в своем ковчеге плыл по морю девять дней и девять ночей. Наконец, пристав к горе Парнас, показавшейся из воды, он высадился здесь и после прекращения ливня принес жертву Зевсу, богу спасения. И Зевс послал к нему Гермеса с предложением исполнить любое желание Девкалиона. Девкалион пожелал, чтобы вновь появились люди на земле. Тогда по приказанию Зевса он стал собирать камни и бросать их через свою голову. Камни, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, а камни, которые бросала Пирра, - женщин. Вот почему греческие слова “лаои” (люди) и лаас (камень) так похожи между собой.

Вавилонский миф о Потопе

(карточка № 3)

Великий Потоп произошел в царствование Ксисутруса, десятого царя Вавилонии. Бог Кронус явился к нему во сне и предупредил о том, что все люди будут уничтожены потопом в пятнадцатый день месяца, который был восьмым по македонскому календарю. А потом Бог велел ему написать историю мира и закопать её для сохранности в Сиппаре, городе солнца. Кроме того, он велел ему построить корабль и сесть туда вместе со своими родственниками и друзьями, взять с собой запас еды и питья, а также домашних птиц и четвероногих. На вопрос царя: “Куда же мне отплыть?” - бог ответил: “Ты поплывешь к богам, но до отплытия ты должен молиться о ниспослании добра людям”.

Собрав все, что было нужно, и сложив в корабль, царь посадил туда своих родственников и друзей. Когда потоп стал убывать, Ксисутрус выпустил на волю несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, они вернулись на корабль. Через несколько дней он вновь выпустил птиц, и они вернулись со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды и, раздвинув несколько досок на борту корабля, выглянув наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Он воздал почести земле, построил алтарь и принес жертву богам, а потом исчез вместе с теми, кто вместе с ним сошел с корабля.

Оставшиеся на корабле, увидев, что ни он, ни сопровождающие его люди не возвращаются, тоже высадились на берег, стали искать царя, выкрикивая его имя. Тогда раздался голос с неба, который приказал им чтить богов, призвавших к себе Ксисутруса за его благочестие. И ещё велел им тот голос отправиться в Вавилон, разыскать там спрятанное писание и распространить его среди людей. Голос также возвестил им, что страна, в которой они находятся, - Армения. Услышав все это, они принесли жертву богам и отправились пешком по опустошенной земле в Вавилон. В Сиппаре они откопали писание, восстановили святилища и населили Вавилон.

А обломки корабля приставшего к горам Армении, существуют до сих пор, и многие люди снимают с них смолу для талисманов.

Как же возникли все эти представления и почему они получили распространение на всей земле?

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разделение континентов и опускание под воду различных участков суши (вспомним предание об Антлантиде), то есть в связи с событиями, навевающими мысль о Потопе.

А теперь вспомним из прочитанных ранее библейских историй:

- Как появились на Земле первые люди?

- Где жили люди и животные ?

- Почему Бог изгнал их из рая?

- А как люди жили на Земле?

Рассказ о людях и Ное (доклад ученика).

Рассказ о том, как Бог наказал людей (доклад ученика).

Посмотрим на наш Ноев Ковчег.

Представим себе, как в наглухо задраенном корабле, оцепеневшие от ужаса, странствовали по волнам Мирового Океана Ной и его жена. Вода с диким грохотом подбрасывала корабль, грозя разбить его в щепки, а со всех сторон раздавалось рычание, ворчание, щебет от “каждой твари по паре”.

О чём думали, о чём молились единственные из людей, оставшиеся в живых, ещё не поглощённые пучиной вод?

Верили ли в своё избавление?

Знали ли, что с них начнётся новое человечество?

Проверка домашнего задания (чтение истории о Потопе).

1. Пересказ учащимися текста по цепочке.

2. Выразительное чтение последнего абзаца.

3. Беседа:

- в чём отличие библейского текста от пересказанных мифов? (Он содержит поучение, мораль)

- чему учит библейское сказание о Потопе? (Терпение Бога не безгранично. Люди, забывшие о чести, совести, законах человеческого общежития непременно будут наказаны высшей силой, олицетворяемой стихией, как маленькие дети бывают наказаны родителями за непослушание)

- каким же правилам должен подчиняться человек, чтобы не прогневить Бога?

4. В Ветхом Завете говорится о глиняных табличках с десятью заповедями, которые сопровождали евреев в их странствованиях по пустыне в поисках земли обетованной.

Заповеди эти исходили от самого Бога.

Дома вы выписали заповеди. Назовите их.

Заповеди Ветхого Завета.

  1. Я есть Бог. (Бог - один)
  2. Не сотвори себе кумира. (Не унижай Бога сравнением)
  3. Не поминай имя Господа всуе. (Не тревожь понапрасну, если надеешься на помощь в большой беде)
  4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай. (В быстротекущей жизни мы забываем о Боге. Общение с Богом – выход из суеты. Посвяти один день душе)
  5. Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. (Речь идет не только о родителях. Отец-Бог. Мать – природа. Бог сотворил человека из природы, он живая плоть её)
  6. Не убий. (Не противоречь замыслу Бога о творении)
  7. Не изменяй, люби верно.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства.
  10. Не завидуй. (Зависть – самый древний грех. Каин из зависти убил Авеля, да и другие преступления часто совершаются из зависти)

Библейские сюжеты издавна интересовали художников.

Отражение в живописи.

На рубеже XVII–XVIII веков жил удивительный мастер - Василий Корень. Им нарисована Библия для бедных. Это нарядная, праздничная вещь удивительной красоты, высокого вкуса, доброй мысли и тайной душевной прелести.

Это новый тип книги, новый вид Библии бедных и новый жанр в искусстве лубок. В основании Библии лежит главный закон искусства средневековья – закон взаимодействия изображения и слова.

Предположим, что мы с Вами не умеем читать, но у нас в руках Библии Кореня.

Глядя на изображение ответим:

- Кто отворил мир?

- Что Бог создал в первый день?

- Что он создал во второй, третий, четвертый день?

- Из чего Бог создал первого человека?

- Как появилась первая женщина?

Вывод: Не умея писать и читать, но имея в руках Библию Василия Кореня, мы можем рассказать другим людям о сотворении мира, о появлении на Земле животных, птиц, людей.

Мы вели разговор о русской живописи. А какое отражение нашли библейские сюжеты в живописи других народов?

Нидерландская школа живописи

XV и XVI столетия в Западной Европе ознаменованы замечательным расцветом изобразительных искусств. Одним из центров которого были нидерландские города. Нидерланды (буквально “низменные земли”)- область на побережье Северного моря, занимавшая территорию нынешних государств Бельгии, Голландии, Люксембурга, Франции. Долгое время здесь не было единого государства. В XV веке Нидерланды объединились под властью одного герцогства. Здесь сложилась новая самобытная культура. В XV веке формируется нидерландская школа живописи.

Местные живописцы создали много выдающихся произведений, художественная ценность которых возросла в наши дни.

Один из наиболее известных художников – Питер Брейгель младший.

Питер Брейгель младший – сын и последователь Питер Брейгеля Старшего, часто копировавший картины отца.

Картина “Поклонение волхвов” представляет собой копию с оригинала, которым является картина Питера Брейгеля Старшего “Поклонение волхвов в снежный день”. На данной картине изображено событие, происходящее в XVI веке в нидерландской деревне зимой. Действующие лица одеты в костюмы, современные художнику. В середине на втором плане, - шествие волхвов с дарами.

Сюжет “Поклонение волхвов”.

Волхвы – мудрецы, волшебники. Они предсказали, что когда на небе появиться звезда, на земле родится младенец, который будет Спасителем мира, который есть Христос Господь.

Волхвы пошли в город Вифлеем и звезда которую они видели на востоке, шла перед ними, указывая им путь. Над домом, где был Иисус, звезда остановилась. Волхвы вошли в дом, увидели там Младенца со своей Матерью. Они с благоговением поклонились Иисусу и поднесли ему дары – золото, ладан и смирну.

Итак появился Иисус Христос.

Представление о его жизни и учении дает Новый Завет.

Познакомимся в 6-м классе.

Словарная работа

Тема урока: “Сквозь ночь Всемирного Потопа”, а в нашей повседневной жизни употребляем ли некоторые слова и словосочетания?

Это:

1) потоп

2) костюм Адама

3) костюм Евы

Запись в тетрадь значений этих выражений.

Потоп – наводнение, разлив воды.

Пример:

Что за потоп у вас в ванной? (Шутливо)

Река залила берега – настоящий потоп!
В костюме Адама, в костюме Евы.
Голый, без всякой одежды.

Пример:

Это был невысокий канделябр художественной работы. Изображал он группу: на пьедестале стояли две женские фигуры в костюмах Евы.

Вывод:

- Как вы думаете, в чем причина современного интереса к христианству? (Поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности, признало равенство всех людей перед Богом)

- Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем (Иисусе) помнят?

Ответ – учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общежития, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди.

“Золотое правило”, главный закон человеческого общежития, изложенный Иисусом Христом в Нагорной проповеди: “И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть Заповеди Ветхого Завета.
  2. Чтение истории о Вавилонской башне.