Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой ситуации.
Оборудование: конверты с таблицами и карточками для дидактического лото, иллюстрация с изображение древнегреческого Сфинкса, чистые листы.
Ход урока1. Стадия “Вызов”.
А). Актуализация знаний.
Сегодня на роке мы продолжим работу с фольклором.
– Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Сказки). Они относятся к большим фольклорным жанрам. Теперь мы начинаем изучение малых фольклорных жанров.
(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)
Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.
– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)
Б). Целеполагание. Прием “Вопросительные слова”.
С загадками вы знакомы с малых лет. Составьте и запишите на чистых листочках вопросы по теме “Загадки”, используя вспомогательные слова: (запись на доске)
- Кто?
- Что?
- Когда?
- Почему?
- Где?
- Для чего?
- Каким образом?
- Сколько?
- Откуда?
- Зачем?
- Как?
… и другие
На какие вопросы вы знаете ответ? (Одни ученики зачитывают вопросы, другие на них отвечают). Отметьте эти вопросы в записи.
На какие вопросы у вас нет ответов? Попробуем в течение урока ответить на эти вопросы. Это и будет задачей урока.
2. Стадия “Осмысление”.Вначале ответим на вопрос “Что такое загадка?” (Приём “Принцип развёрнутой кооперации”: 1 этап – на чистых листочках каждый ученик записывает своё понимание загадки; 2 этап – обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап – обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап – выступление каждой группы со своим, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 минут)
Многие из вас задавали вопрос о том, как возникла загадка. Попробуем сейчас на него ответить.
Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (изображение Сфинкса появляется на доске – рисунок 1) загадывало всем одну и ту же загадку: “Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх”. Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.
Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).
Предполагается, что загадки возникли вместе с мифами. Вспомните, что такое миф. (Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.)
Боги были высоко, в небесах, а окружала людей нечисть. Давайте вспомним нечисть из славянских мифов. (Показываются рисунки детей, изображающих существ нечистой силы, которые они рисовали к урокам по славянской мифологии. Учитель показывает изображение, а дети называют существа: Кикимора, Леший, Водяной, Домовой, Лихо Одноглазое, Русалка и др.)
Чтобы защитить от нечистой силы своё жилище, семью, скот, скрыть свои намерения, люди говорили загадками. Это был своеобразный тайный язык, шифровка.
Позднее загадки стали использоваться в ритуалах как испытание. Это нашло отражение в сказках. Назовите такие сказка, где герои проходят испытание загадками. (“Иван–крестьянский сын и Чудо-Юдо”, “Дочка-семилетка”, “Сказки о царе Берендее” и др.)
– А для чего служит загадка в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать? (Загадка в наши дни – это игра, проверка сметливости, умения образно и поэтически мыслить). Загадки продолжают жить в современном фольклоре. На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре нашего Пермского края. (Дидактический материал подобран из сборника русских загадок Пермского Прикамья в записях последнего времени “Пять пятиканов да дваста бодаста”, составленный И.А.Подюковым, А.В.Черных, К.Э.Шумовым).
В. Состязание “Кто быстрее отгадает загадки?”.
На каждую парту детям раздаётся набор загадок на отдельных карточках и предлагается отгадать загадки на скорость (работа в парах).
Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. |
Сидит баба на полатях Вся в заплатах. Кто её пошевелит, Тот заплачет. |
Два-ста бодаста, Четыре-ста ходаста, Один-мохтун, Два ухтахта. |
Стоят два кола, На кольях – бочка, На бочке – кочка, А на кочке – дремучий лес. |
По какому пути Не проехать, Не пройти? |
На лесной опушке Две подружки, Шапочки зелёные, Платьишки беленькие. |
Кто два раза родился? | Белые силачи Рубят калачи, Красные говоруны Подкладывают. |
Что на сковороду Выливают Да вчетверо сгибают? |
Я полезу по железу, Вылезу на мост, Потяну быка за хвост. Бык заорёт, Весь мир соберёт. |
Не ест, не пьёт, А говорит и поёт. |
Всех кормлю с охотою, А сама безротая. |
Проверка: победители озвучивают ответы к загадкам, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, доказывая своё мнение.
Г. Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).
– Ответим на ваш вопрос “О чём говорится в загадках?” Проведём анализ тематики загадок.
Тема “…………………” |
Тема “…………………” |
Тема “…………………” |
Тема “…………………” |
Тема “…………………” |
Тема “…………………” |
Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить разгаданные загадки по столбикам таблицы, надписать в столбцах названия темы. (Если необходимо, то нужно вспомнить, что такое тема текста). Принцип грамматического лото.
В результате появляется подобная таблица, хотя возможны варианты, которые могут быть приняты, если ученики смогут доказать свою точку зрения.
Тема “Явления природы” |
Тема “Растения” |
Тема “Животные” |
Тема “Человек” |
Тема “Работа, занятия” |
Тема “Предметы быта” |
Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото) |
Сидит баба на полатях Вся в заплатах. Кто её пошевелит, Тот заплачет. (Луковица) |
Два-ста бодаста, Четыре-ста ходаста, Один-мохтун, Два ухтахта. (Корова) |
Стоят два кола, На кольях – бочка, На бочке – кочка, А на кочке – дремучий лес. (Человек) |
Что на сковороду Выливают Да вчетверо сгибают? (Блины) |
Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка) |
По какому пути Не проехать, Не пройти? (По Млечному Пути) |
На лесной опушке Две подружки, Шапочки зелёные, Платьишки беленькие. (Берёзы) |
Кто два раза родился? (Цыплёнок) |
Белые силачи Рубят калачи, Красные говоруны Подкладывают. (Зубы, язык) |
Я полезу по железу, Вылезу на мост, Потяну быка за хвост. Бык заорёт, Весь мир соберёт. (Колокол) |
Не ест, не пьёт, А говорит и поёт. (Радио) |
Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам.
Делается общий вывод о том, что в основном исследователи загадок выделяют темы “Явления природы”. “Растения”, “Животные”, “Человек”, “Работа, занятия”, “Предметы быта”, но встречаются и другие варианты выделения тем, как это произошло и у нас.
Д. Анализ строения загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).
– Ответим на ваш вопрос “Как строятся загадки?” Проведём исследование строения загадок.
Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить загадки по столбикам таблицы в соответствии с их строением.
Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов |
Загадки-противопоставления |
Загадки-вопросы |
Загадки-сравнения |
Проверка осуществляется тем образом, что и в предыдущем задании: одна пара учащихся рассказывает о загадках, помещённых в 1-й столбец, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам. Делается общий вывод о строении загадок.
Е. Определение поэтических особенностей загадок.
В чем же поэтические особенности загадок? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детям предлагается прочитать фразы, записанные на доске:
- Новая метла по-новому метёт.
- Хорошая нужная вещь.
- Скручена, связана, на кол посажена,
- Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.
– О чём эти фразы? Какая фраза является загадкой? Как вы догадались? В загадке использовано иносказание, то есть то же самое, но сказанное по-другому. (Запись определения в тетрадь). Вернёмся к эпиграфу “Без лица в личине”. Чем отличается “лицо” от “личины”? (Личина – это маска). Что в этих словах схожего? (Корень -лиц-, который обозначает лицо, личность, предмет). Ещё в древности люди отметили основной приём, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт. (Запись определения в тетрадь).
Приведите из предложенных загадок примеры с олицетворением. Докажите своё мнение.
3. Стадия “Рефлексии”.Вернёмся к тем листочкам, где мы в начале урока писали вопросы. На все ли вопросы вы теперь можете ответить? (Озвучить те вопросы, на которые учащиеся могут ответить . Если есть время, то можно дать краткие ответы на них. Вопросы, на которые не найдены ответы, предлагается попробовать ответить дома, используя различные источники).
4. Домашнее задание.Сочинить загадку, помня о темах загадок, их строении и поэтических особенностях.
Литература
- Пять пятиканов да дваста бодаста: Сборника русских загадок Пермского Прикамья в записях последнего времени /Сост. И.А.Подюков, А.В.Черных, К.Э.Шумов. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2004.