Тема: «Сказка – ложь,
Да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
Цели урока:
- показать особенности повествовательной манеры автора, воплощение авторского замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
- приобщить к традициям и обычаям казаков, познакомить с лексикой донских казачьих говоров.
Оборудование урока:
– Выставка книг, произведений П. Лебеденко.
– «Словарь урока» (слова написаны на плакате):
- Дебют – начало.
- Сюжет – основа произведения, события, которые отражены.
- Лексика донских говоров:
- билезики – красивые браслеты,
- (от) ворогов – (от) врагов,
- аль – или,
- лихо – зло, беда.
Распечатать отрывки из сказки (автор об Улите, Груне), портреты героинь.
Задание к уроку:
I. Всему классу прочитать сказку из сборника П.
Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
II. Группа учащихся готовит инсценировку эпизода
«Встреча казака с древней старушкой».
ХОД УРОКА
I. Слово об авторе сборника «Сказки Тихого Дона»
Учитель. О книгах Петра Лебеденко
говорят, что в них « бьется вечный пульс судьбы
народной». Петр Лебеденко родился в 1916 году, в
городе Сарапуле Удмуртской АССР. На Дону, в
городе Азове прошли его детские годы.
Впоследствии он окончил летное училище
Гражданского воздушного флота, и это во многом
определила его жизненный и творческий путь.
Когда началась Великая Отечественная война, П.
Лебеденко стал военным летчиком. О том, как он
сражался, свидетельствует 4 боевых ордена и
медали. Более восьмисот боевых вылетов совершил
военный летчик Петр Лебеденко.
Мы все хорошо знаем: летчики – люди особые.
Летчики – профессия, овеянная романтикой, хотя и
связанной с риском для жизни.
Герой книг П. Лебеденко – люди суровой борьбы,
духовно сильные и благородные. Интересен такой
факт из биографии Петра Лебеденко. Военный
летчик, он дебютировал в литературе книгой для
детей «Сказки тихого Дона » (1950 год).
(Обращение к словарю урока: дебют – начало.)
Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со
своим самым заветным словом к детям, к
доверчивому наследнику, человеку завтрашнего
дня.
Книга вобрала в себя легенды и предания донского
края, отличалась романтической приподнятостью и
в то же время покоряющей достоверностью.
Знакомство со сборником П. Лебеденко «Сказки
Тихого Дона».
В него вошли сказки:
1) «Петрусь – мальчонка русский»
2) «Сказка о чуде – чудище заморском, девице –
красавице и серой волчице».
3) «Игнатка».
4) «Доброе сердце дороже красоты».
5) «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре
Бесслезном».
К уроку учащимся было предложено прочитать сказку из сборника « Доброе сердце дороже красоты».
II. Беседа на восприятие произведения
– Понравилась ли сказка? Чем?
– О ком в сказке сказано : доброе сердце дороже
красоты?
– Кратко перескажите сюжет сказки. (Обращение к
словарю урока. Сюжет – основа произведения).
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом сказки на уроке
Задание: определить качество личности героини. (Сопоставительная характеристика Груни и Улиты)
- I группа – Груни;
- II группа – Улиты.
I группа: Груня. «… увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров – шагу лишнего не даст ступить ему Груня: возьмет дрова и сама донесет, куда надо. Каждого путника накормит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодятся, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня».
II. группа: Улита. «Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету – не найдешь. Да было лихо у девушки: сердце у неё злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться».
Наблюдения над художественными средствами языка. Сравнения: «брови, словно стрелы» «косы, как вороновы крылья», «сама стройная, как березка».
Вывод. Автор противопоставляет внешнюю
красоту Груни (некрасивая лицом была девушка да и
горбата) внутреннему миру Улиты (сердце у неё
злое было, лютое).
Так уже в начале повествования автор приводит
читателя к мысли о том, что «доброе сердце дороже
красоты». Автор воплощает свой замысел и в
выборе героев: доброе сердце одной героини
противопоставлено внешней красоте другой
героини.
IV. Выразительное чтение эпизода
«Молодой казак просит Груню и Улиту коня
напоить». Сопоставительный анализ поведения
героинь в этом эпизоде.
Выразительное чтение эпизода: «К Грунину отцу
заехал самый главный командир из войска и
рассказал о сне своем и встрече с древней
старушкой».
V. Инсценирование эпизода «Старушка древняя поведала сказку о том, что найдет он свою невесту по отметинке на руке», в том, что «сила в нем – от сердца девицы перешла, от доброты её».
– Почему так серьезно отнесся к словам древней старухи казак? (Древняя – много пережила, повидала, умудрена жизненным опытом, обычай; традиция казаков: старым людям – почет да уважение. Так автор отражает национальное достоинство в сказке.)
– Как была наказана Улита за зло свое?
Вывод. Так автор через свою сказку приводит свою идею возмездия за злые поступки.
VI. Внимание к традициям творчества, их воинской доблести, их отражению в сказке.
– Покажите, как в сказке раскрывается мысль о
давнем историческом назначении казаков
отстаивать независимость жителей Войска
Донского.
– Работа с текстом. Сжатый пересказ эпизодов
сказки, повествующих о казаках и их воинской
доблести.
– Как в эпизоде нашли отражение обычаев донских
казаков: уважение и почет старшим, старым людям,
благословение молодых (подтвердить текстом).
Учитель зачитывает эпизод о том, как оживила древняя старушка Груню, молодые старому казаку поклонились, старушке древней чарку бражки поднесли, спасибо сказали.
– Внимание к слову во время работы над эпизодом (будь такой же красивой, как и доброй, отметина, оставленная на руке Груни).
VII. Итог урока
– В сказке «Доброе сердце дороже красоты» рассказывается о том, что злые поступки должны быть непременно наказаны, доброе сердце – справедливо награждено.
VIII. Задание на дом
– Прочитать сказку «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Подумать, как в сказке находит отражение идея свободолюбивого и героического духа казаков