Цели:
а) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
б) развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
в) воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе ее знакомства с произведениями искусства и литературы.
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина,
- иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Методика проведения: комбинированный урок (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов)
Литература:
- А.С. Пушкин. Сказки (любое издание)
- Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.
- Пушкин в школе. Сост. В.Я. Коровина. – М., 1998.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. – Ч.Т. – М.: Владос, 1999. – С.45-75.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М., 1983.
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.
Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» (1816) с благодарностью описал заботливых женщин:
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов мометвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы
Все в душу страх невольно поселяло.
Я трепетая – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница.
Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном.
2. Беседа с учениками.
1. В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (Заполнение таблицы)
Русская народная сказка |
Литературная сказка |
1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка) - сюжет (динамичный, стремительный, фантастический) - положительные и отрицательные герои - конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил. 2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои (Добро и Зло) |
2. Какие сказки Пушкина известны вам?
II. Актуализация новых знаний.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» (Цели, задачи урока)
1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
- Какую радость подарила вам сказка?
- Какие эпизоды читать было страшновато?
. Вопросы на осмысление содержания сказки.
- Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Ведь царевна не умерла и не семь братьев спасли ее от вечного сна.
- Обращаясь к нашей таблице, мы с вами определили, что в сказке встречаются положительные и отрицательные герои. Кто в сказке Пушкина является положительным героем, а кто отрицательным героем?
Отрицательные герои |
Положительные герои |
Мачеха (зло в мире) Чернавка |
- Семь богатырей - Молодая царевна - Силы природы: Солнце, месяц, ветер. - собака Соколко - зеркальце (всегда говорит правду) |
3. Вопросы, обращенные к воссоздающему воображению.
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Работа с текстом) Красота и зло (внешняя)
- Как вы представляете себе молодую царевну? (Работа с текстом) Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.
- Охарактеризуйте семерых богатырей. (Составление портретной характеристики) Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
4. Вопросы, проверяющие работу творческого воображения.
- Работа с эпизодом (обращение королевича Елисея к природным силам: Солнцу, месяцу, ветру)
Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.
- Работа с иллюстрациями по сказке Пушкина.
Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает Человек Добро или Зло.
Д/з. Выразительное чтение (наизусть) понравившегося эпизода.