Цели урока: развивать читательский кругозор учащихся, творческое воображение, умение грамотно, свободно владеть речью, способности к эстетической оценке, умение читать лирическое произведение, передавая настроение, оттенки чувств, умение видеть красоту поэтического слова; развивать умение работать в группе, самостоятельно планировать работу, совместно создавать творческую работу.
Оборудование урока: портрет К.Д. Бальмонта, рисунки детей к циклу стихов «Фейные сказки» (задание даётся на предыдущем уроке), подборка стихотворений поэта из данного цикла, «Толковые словари русского языка» С.И. Ожегова, фломастеры.
Эпиграф к уроку:
"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе"
Александр Блок.1907г.
Форма урока – ролевая игра «Редакция».
Ход урока
- Вступительное слово учителя. (Произносится на фоне музыки. Звучит
«Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)
- Константин Дмитриевич Бальмонт. На прошлом уроке мы ещё раз читали изумительные стихи этого замечательного русского поэта из цикла «Фейные сказки», помещённые в учебнике. Об этих изящных детских песенках восторженно писал Валерий Брюсов, поэт, современник Бальмонта: «В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьёт струёй ясной, хрустальной, напевной».
Книгу этих стихов поэт посвятил своей четырёхлетней дочке Нине, которую любил со всей своей отцовской нежностью. Первое стихотворение в этой книжке «Посвящение».
(Очень важно в начале урока создать соответствующую эмоциональную атмосферу, приподнятое настроение, передать нежные, трепетные чувства любви отца к своей маленькой дочери. Стихотворение читает учитель наизусть).
Солнечной Нинике с светлыми глазками
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, - а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.
- Стихи о проделках и приключениях крошечной Феи, «этот букетик из тонких былинок», изданы в России в 1905 и в 1996 годах. Но мы, к сожалению, всё ещё не увидели этой книги. Сегодня на уроке мы будем восполнять пробел в издательском деле. У нас в классе работают две редакции (возможно три в зависимости от наполняемости класса). Вам предстоит создать макет книги, сборника стихов Константина Бальмонта из цикла «Фейные сказки», оформить свою книгу по всем правилам издательского дела. В книге должно быть несколько стихотворений, вы их выберете сами из предложенных. Эти стихи прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Обращаемся к эпиграфу урока). Прочитать стихи надо так, чтобы мы «слышали весну». А что это значит? ( Выслушиваются ответы детей).
- Анализ детских рисунков, выполненных дома.
Рисунки детей размещены на доске, доступны для обзора. Они создают изобразительный ряд, иллюстрирующий стихотворения К. Бальмонта, которые были предметом анализа на прошлом уроке. После ответов детей на вопрос, что значит «слышать весну», рассматриваем детские иллюстрации.
- Можем ли по рисунку определить, какое произведение выбрал для иллюстрации его автор?
- Почему нам это удалось?
- Как авторы рисунков передали образы стихотворения?
- Удалось ли передать настроение?
- А что нужно сделать, чтобы лучше понять лирическое произведение? ( Нужно быть внимательным к каждому слову поэта, вчитаться в каждую строку стихотворения.)
Сегодня на уроке мы и попытаемся ещё раз внимательно вчитаться в стихи Константина Бальмонта, проникнуться их очарованием.
- Организационная часть, постановка учебных задач.
Каждая группа детей получает листы с заданиями. В зависимости от подготовленности класса члены группы (редакции) либо сами выбирают лидера, главного редактора, либо его назначает учитель. Главный редактор распределяет роли, задания, которые предлагает учитель, и руководит деятельностью группы во время самостоятельной работы.
Редактор получает лист со всеми заданиями, и каждое задание дублируется на отдельном листе. Это делается для удобства работы и в целях экономии времени.
Задачи для редакций:
- Оформить макет обложки будущей книги, форзац, титульный лист.
- Написать аннотацию.
- Каждый участник редакции должен выполнить важную работу:
- выбрать стихотворение для сборника,
- приготовиться прочесть его выразительно перед публикой, передавая настроение, оттенки чувств,
- высказать краткое суждение о стихотворении, обосновав свой выбор,
- отметить, какие образные средства употребляет автор в данном стихотворении, чему онислужат,
- нарисовать символ, иллюстрацию.
- Восстановить текст. В одном из стихотворений при печатании получилось несколько пробелов. Попытайтесь восстановить авторскую лексику.
- Если в стихах встретятся слова, лексическое значение которых вы не знаете, можно пользоваться «Толковыми словарями» или справочными листами.
- Редактор назначает критика, который будет выступать с устной рецензией на книгу другой редакции.
- Задание критику:
- Внимательно прослушай выступления товарищей.
- Что в их книжке тебе особенно понравилось?
- Как ты оцениваешь выступление чтецов, удалось ли при чтении передать настроение?
- С чем ты не согласен, что мог бы посоветовать?
- Как оцениваешь работу в целом?
- Самостоятельная работа учащихся.
Кроме листов с заданиями редакции получают подборку стихов из цикла «Фейные сказки»:
- «Прогулка Феи»
- «Ветерок Феи»
- «Фея»
- «Беспорядки у Феи»
- «Забавы Феи»
- «Находка Феи»
- «Фея за делом»
- «Чары Феи»
- «Детская песенка»
- «Трясогузка»
- «Фея и бронзовка»
- «Наряды Феи»
- и другие.
Стихотворение «Наряды Феи» даётся с пробелами:
«У ней наряды дивно-(чудные)»,
«Сулил ей платье (подвенечное)»
«Звонил в цветок свой (полевой)»
Справочный лист:
«Прогулка Феи»
- тын – забор, частокол,
- павилика – дикий вьюнок, сорочий лён, берёзка,
- дикая рябинка – пижма.
«Фея за делом»
- клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке,
- купава – водяное растение, кубышка с жёлтыми или белыми цветами.
«Ветерок Феи»
- лилейный цветок – цветок лилии ( по-старинному лилея)
« Находка Феи»
- срыв – обрыв,
- тритон – хвостатое земноводное, похожее на ящерицу.
- Защита работ.
Главный редактор представляет сотрудников своей редакции, рассказывает, о том, кто какую работу выполнял. Затем каждый сотрудник отчитывается о своей работе. Демонстрируются макеты обложек, форзаца, титульного листа, затем они помещаются на доску. Читают аннотацию.
Звучат стихи в исполнении учащихся. Критик из другой редакции делает рецензию на книжку.
Урок проходит интересно, дети увлечены работой. Всегда наблюдаю дружную работу в команде: дети, которые хорошо читают, помогают слабо читающим, прочитывают произведение несколько раз, показывают логическое ударение, интонацию. Данный урок проводился мной не раз. В каждом классе дети во время самостоятельной работы проявляют инициативу. Так, на обложке указывают издательство («Мир стихов», «Клюкс» (по названию нашего посёлка), «Детство» и другие), год и место издания, даже цену («Божеская», «Договорная», «Доступная»), внизу страницы помещают сноски, в которых дают толкование непонятных слов.
По-разному называют сам сборник: «Чары Феи», « В гостях у Феи», «Страна сказок», «Мир грёз», «Чудесные сны», часто сборник называют строчками из стихов поэта. Вот примеры аннотаций: «В этой книге собраны стихи замечательного русского поэта начала XX века К.Д. Бальмонта из цикла «Фейные сказки». Написаны эти стихи для детей. Они понравятся любому ребёнку», «Стихи русского поэта XX. Адресованы детям дошкольного и младшего школьного возраста», «Прочитайте своим детям эти чудесные стихи. Детям понравится».
Перед чтением стихов каждый ребёнок мотивирует свой выбор, описывает, какую картину нарисовал поэт, какое чувство, настроение нужно передать в процессе чтения, почему на страничке со стихотворением ребёнок изобразил тот или иной символ.
- Подведение итогов, оценивание работ.
Созданные книжки - результат совместного труда детей, итог их коллективной творческой работы. Они сшиваются и помещаются в классе на выставку творческих работ.
Кроме отметок, дети получают на этом уроке эмоциональный заряд, настрой на дальнейшую работу. Обязательно звучит похвала от учителя.
Заключительное слово учителя.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы ещё раз прикоснулись к красоте, прикоснулись к тайне поэтического слова. Удалось ли нам «услышать весну?»