Концептуальная цель преподавания литературы: развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся и культуры речи
Тема урока: Поэтические картины родной природы в лирике С. А. Есенина
Цель урока: развитие этических качеств учащихся: чувства любви к Родине, к родной природе, гордости за свою землю.
Задачи:
- Знакомство с творчеством С.А.Есенина.
- Формирование и развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся:
- развитие навыков выразительного, внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения;
- формирование навыков литературного анализа художественного текста.
Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, родной природе.
Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении?
Варианты решения:
- Природа «живая»: имеет душу, своеобразный язык.
- Сергей Александрович Есенин словесно рисует незабываемые картины родного края.
- Поэт использует художественные средства ( эпитеты, олицетворения ).
- Стихи С. А. Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой.
Оптимальный вариант: Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства (эпитеты, олицетворения).
Тезис:
« … природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
Ф.И.Тютчев.
ХОД УРОКА
Ввод в тему
Учитель: Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворениями необычайно талантливого, всеми любимого русского поэта С.А.Есенина. Давайте мысленно перенесёмся в берёзовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов…
Звучит неторопливая музыка (Диск «Волшебные голоса природы») На фоне музыкального сопровождения учащийся выразительно читает одно из стихотворений С.А.Есенина.
Беседа по вопросам
– Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение? Какая картина возникла перед глазами?
Объяснение нового материала, целеполагание
– Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью, творчеством С.А.Есенина. Узнаем о том, где он родился, как учился любить свою родину.
На экране – портрет писателя, фотографии отчего дома Сергея Александровича, фотографии его родных и односельчан.
– Всю свою жизнь поэт испытывал любовь к «родным берёзкам», воспевал рассветы и закаты, увиденные мальчишкой на Рязанщине. Учащиеся зачитывают стихотворения известного русского поэта, рисующие картины родной природы
Беседа по вопросам
– Чем, по-вашему, должно отличаться чтение
такого стихотворения?
– Какой общей темой можно объединить эти
стихи?
– Какой видит природу С.А.Есенин?
Работа в группах
В предложенных отрывках предлагается найти слова, при помощи которых поэт прямо выражает свои чувства к родной природе.
– Какими качествами наделяет природу автор?
Учащиеся находят эпитеты, сравнения,
называют их, но уже имеющихся знаний
недостаточно. Пятиклассники обращают внимание
на то, что природа в стихотворениях Есенина
оживает, сочувствует лирическому герою. Учащиеся
затрудняются в определении этой художественной
особенности стихотворений С.А.Есенина.
Один из учащихся знакомит одноклассников с новым
термином – «олицетворение» (учащиеся делают
записи в своих тетрадях для работ по литературе).
– Русский поэт Ф.И.Тютчев в своём стихотворении так написал:
… природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
– Как вы понимаете эти слова? Какие слова являются ключевыми?
Детям предложено найти примеры олицетворений в разных стихотворениях Сергея Александровича, познакомить с ними своих одноклассников. К сожалению, в нашей школьной библиотеке сборники стихотворений С.А.Есенина чёрно – белые. Очень жаль. А давайте творчески подойдём к этой проблеме: предложим издательствам свою помощь в оформлении этих книг.
Работа в группах
Одна из групп получает задание подобрать иллюстрации к предложенным стихотворения, обосновать свой выбор. Вторая группа создаёт обложку к сборнику стихотворений С.А.Есенина.Третья группа выписывает пословицы, поговорки о Родине, о любви к ней.
Выступление творческих групп
Беседа по вопросам
– Как вы можете выразить любовь к Родине, родной природе?
Учащиеся высказывают свои варианты. Например, сочинить стихотворение, написать сочинение о любви к отчему краю, нарисовать любимый уголок родной природы и т.д.
– А как Сергей Александрович выражает свою
любовь к Отчизне? (Поэт словесно рисует
незабываемые картины родного края, используя при
этом художественные средства: питеты,
олицетворения).
– Природа в его стихах оживает, имеет душу,
разговаривает своеобразным языком. Произведения
С.А.Есенина создают незабываемый эмоциональный
настрой у читателей.
Рефлексия
– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
Каждый учащийся перед уроком получил берёзовые листочки тёмно-коричневого, жёлтого и зелёного цветов. На ватмане нарисован берёзовый ствол. Учащимся предложено приклеить один из листочков: если урок был интересным, полезным – прикрепить зелёный листочек, если работа на уроке не принесла удовлетворения, учащийся ничего нового и интересного для себя не узнал – прикрепить тёмно – коричневый листочек, а если учащийся затрудняется в своей оценке – приколоть жёлтый листочек.
Подведение итогов учебного занятия
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо….. за выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина. Хочется поблагодарить членов творческих групп за …. На «отлично» сегодня поработали … и т.д. Следующий урок литературы будет посвящён ….
Учащимся предложено разноуровневое домашнее задание:
Уровень «3»
- Прочитайте выразительно стихотворения С.А.Есенина о родной природе (учебник по литературе для 5 класса).
- Непонятным словам найдите объяснение в словаре.
- Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор
Уровень «4»
- Какой видит Россию С.А.Есенин?
- В каких строчках, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена любовь к Родине?
- Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор.
Уровень «5»
- Заполните таблицу, выявляя художественное своеобразие поэтического текста «Берёза»:
Эпитеты | |||
Олицетворения | |||
Цветовая характеристика | |||
Звуковая характеристика |
- Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о том, как создаётся поэтом художественный образ.
- Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор.