Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в Лукоморье"

Разделы: Литература


Урок литературы в 5 классе по теме “Путешествие в Лукоморье” (по сказкам А. С. Пушкина и его поэме “Руслан и Людмила”). Включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса.

Цели урока:

1) обобщение знаний пятиклассников по сказкам А.С.Пушкина;

2) развитие устной речи учащихся, умения делать выводы, высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией;

3) развитие эстетического вкуса учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устное сочинение “Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина”
  • устное сочинение “Моя любимая героиня или мой любимый герой из сказок А.С. Пушкина”
  • инсценировки эпизодов из сказок: “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”
  • выразительное чтение отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”
  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Оборудование к уроку:

  • репродукция картины М. Врубеля “Царевна-лебедь”
  • репродукция картины В. Васнецова “После побоища”
  • “Марш Черномора” из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”
  • выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

Эпиграфы к уроку:

Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин

В эти дни, когда живут игрушки,
Реки светлым мёдом налиты,
В первый раз ко мне приходит Пушкин
В сказках золотых.
П. Шубин

Ход урока

Учитель: “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

Ученики: Восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.

Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.

Учитель: Конечно, у каждого эта встреча происходит по-своему, но главное, что она состоялась, и сейчас мы все вместе можем отправляться в путь на встречу с добрыми старыми друзьями. Итак… У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…

А вот и первое чудо: камень заветный, на нём надпись:

Прочти заданье.
Если дашь ответ,
Вперёд иди –
Тебе преграды нет.

Задание 1 (записано на доске). Из какой поэмы эти строки, назови героиню и вставь пропущенные эпитеты.

Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву (кроткого) такого.
Братья (милую) сестрицу
Полюбили.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту
На (прекрасную) невесту
Посмотреть ещё хоть раз.

Учитель: Почему именно такие эпитеты использует поэт? Что он подчёркивает в характере своей героини? (красоту, скромность, доброту, душевность…)

Инсценировка отрывка из “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях” (Можно взять эпизод “Царевна и нищенка”)

Задание 2.

Леший нас по тропка водит,
Снова к камню нас приводит,
Нам задание даёт.
Выполняем – и вперёд.

Ответьте на вопрос: Действие какой сказки движется по кругу: события, начавшись, повторяются трижды и возвращаются к своему началу (зачин= концовке)?

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Инсценировка отрывка из сказки

Учитель: Ребята, о чём предупреждает Пушкин своих читателей в этой сказке?

(Жадность, алчность наказуемы)

Задание 3.

И вот опять мы у заветного камня.
Чтобы снова быть в пути,
На картину посмотри.

Ребятам демонстрируется репродукция картины Врубеля “Царевна-лебедь”

Учитель: Какая героиня пушкинской сказки изображена на этой картине?

Почему вы сразу её узнали?

Инсценировка отрывка из “Сказки о царе Салтане…” (Эпизод “Царевна-лебедь и князь Гвидон”).

Учитель: Какими качествами наделяет Пушкин своих любимых героинь? Что делает их красивыми?

Устное сочинение “Моя любимая героиня из сказок Пушкина”

Учитель: Три задания – три испытания, данные камнем путеводным, вы преодолели успешно. А вот четвёртое задание я сама загадаю. Мы отправляемся в Лукоморье музыкальное.

(Звучит “Марш Черномора” из оперы М. И. Глинки “Руслан и Людмила”)

Учитель: Как вы думаете, какой герой появляется а опере под эту музыку?

Как характер Черномора отражается в музыке?

Какому событию в поэме соответствует?

Чтение наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Шествие Черномора”.

(Можно показать ребятам репродукцию картины В. Васнецова “После побоища”, попросить найти в поэме отрывок, который изображает такую же картину и ответить на вопрос: что роднит картину художника и картину, созданную поэтом? – герои, ситуация, чувства авторов – скорбь и гордость.)

Учитель: Ребята, а почему мы в Лукоморье встречаемся с поэмой “Руслан и Людмила”? (В ней много сказочного.) Назовите сказочные элементы поэмы.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказок, созданных замечательным поэтом.

А каким человеком вы представляете А. С. Пушкина, прочитав его произведения?

(умный, добрый, весёлый, остроумный, талантливый, справедливый…)

Встреча со сказками Пушкина происходит в детстве. А нужны ли сказки взрослым? Нужны ли они будут вам, когда вы повзрослеете? Почему? (Ребята высказывают свою точку зрения.)

В заключение учитель читает стихотворение Татьяны Кузовлёвой “Пушкину”.