Цели:
- познакомить учащихся 5- го класса с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова;
- провести анализ поэтического текста с целью выявления характерных средств выразительности, используемых авторами;
- развивать у учащихся навыки выразительного чтения;
- создать авторский синквейн о зиме;
- прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
- запись фрагментов музыки П. И.Чайковского «Времена года»;
- мультимедийные слайды (Приложение 1);
- рисунки учащихся на тему зимы;
Ход урока
1. Постановка мыслительной задачи
Учитель сообщает цели и задачи урока.
2. Вступительное слово учителя
(Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Времена года» (Декабрь))
- Кто из вас узнал эту музыку?
- Да, это декабрь. И у нас за окном тоже декабрь. Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому- то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства. И сегодня мы познакомимся со стихами поэтов XIX века о зиме, узнаем, как они воспринимали это время года.
А в конце урока постараемся создать свое произведение о зиме- синквейн.
- А что это такое?
3. Дается определение синквейна (Слайд № 1)
4. Чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова. (По ходу чтения демонстрируются слайды с портретами поэтов № 1, № 2, № 3).
5. Анализ стихов
- Какой мы увидели зиму в стихотворении… ?
- Благодаря чему мы увидели зимнее время года именно таким?
- Что вы можете сказать о лирическом герое этого поэтического текста?
- Какова композиция этого стихотворения?
6. Работа с алгоритмом анализа стихотворения.
- А теперь с помощью алгоритма попробуйте рассказать о художественных особенностях понравившегося вам поэтического текста. (Приложение 2).
7. Работа над понятием из теории литературы (10 мин.)
Дается понятие «инверсии».
Учащиеся читают словарную статью в конце учебника.
Находят примеры инверсии в текстах стихотворений.
8. Работа с иллюстрациями Л.Каменева «Зимняя дорога», Б.Кустодиева «Масленица», А.Прокофьева «Зимний вечер». (Слайды № 4, № 5, № 6).
- Что изображено на картине?
- Какую картину зимы нарисовал художник?
- Какое настроение царит в картине?
- Какими средствами передается настроение?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на полотно?
9. Выступления учащихся, где они рассказывают о своих работах , иллюстрирующих картины зимы.
- Ребята. И среди нас есть юные художники. Правда, они еще совсем юные, начинающие.
И сейчас они расскажут о своих работах.
(Выступления учащихся).
10. Создание авторского синквейна о зиме
- Вы послушали стихи поэтов 19 века о зиме, познакомились с репродукциями картин известных художников, рассказали о художественных особенностях стихотворений.
И теперь. я думаю, все это поможет вам создать свое собственное произведение о зиме – синквейн.
Попробуйте отразить в нем все то, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке.
Воспользуйтесь рекомендациями, которые приготовили вам ребята из 10- го класса, которые тоже писали такой синквейн.
Рекомендации к написанию сиквейна
1. Подберите ключевое слово, которое будет отражать главную мысль вашего произведения.
2. постарайтесь сделать свое произведение живописным, подберите не просто прилагательные во 2- ой строке, которые придадут тексту выразительность и красочность.
3. Придайте синквейну музыкальность. Для этого выдерживайте плавный, медленный ритм при подборе строчки с глаголами, характеризующими состояние явления или лица.
4. В последней строчке постарайтесь больше сказать о чувствах и своих эмоциях, вызванных тем явлением или лицом, о котором вы рассказали.
11. Чтение синквейнов учащимися. Обсуждение
12. Подведение итогов урока
13. Домашнее задание.
Используя алгоритм анализа стихотворения, сделать письменный анализ понравившегося поэтического текста.