Литература
-
Урок внеклассного чтения по повести И.Пантелеева "Чужой" "Думая о вечности…". 7-й класс 2011
Урок литературы по повести Красноярского писателя И.Пантелеева можно провести как урок внеклассного чтения в 6–8-х классах. Небольшое по объёму произведение поднимает актуальную нравственную проблему современности - проблему сиротства. Книга интересна подросткам, они живо реагируют на события повести.
-
Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Предупреждение писателя 2007
В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют, помимо основных уроков, уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Повесть Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" органично вписывается в систему уроков по литературе в 8-м классе. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с повестью И.С.Тургенева "Ася" и рассказом Л.Н.Толстого "После бала", которые по композиции одинаковы (рассказ в рассказе). Вопросы, поставленные в них близки - ответственность человека перед самим собой и окружающими. В повести Толстого сильно выражен социальный аспект - ответственность человека за всё происходящее вокруг. После изучения творчества Толстого предусмотрено изучение произведений В.Г.Короленко, герои которого верят, что человек создан для жизни, для счастья. Это продолжение вывода сделанного на уроке изучения повести "Хаджи-Мурат".
-
Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина" 2009
Неоконченную повесть М.Ю. Лермонтова «Штосс» можно использовать на уроках внеклассного чтения до или после изучения романа «Герой нашего времени». Учащиеся говорят об одиночестве художника Лугина, не сумевшего реализовать свои творческие возможности, не нашедшего ни любви, ни счастья. Причины душевной пустоты героя повести оказываются понятны и близки подросткам ХХI века.
-
Урок внеклассного чтения по повести Н.Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо", "Добро и зло" 2013
Урок внеклассного чтения в 6-м классе поднимает вопросы добра и зла на примере повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим черное ухо». Урок представлен в виде компьютерной презентации.
-
Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс 2015
Урок внеклассного чтения нестандартный: литературная игра «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Такая форма урока пробуждает интерес к чтению. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цели: познакомить с содержанием повестей, выявить, что их объединяет; развивать творческое мышление.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" 2010
Открытый урок проводился с целью расширения и закрепления знаний учащихся о произведениях Н.В. Гоголя, развития умения ориентироваться в прочитанном, развития внимания и наблюдательности, привития интереса к чтению через знакомство с данными произведениями, рекомендованными программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
Урок внеклассного чтения по прозе И.А. Бунина эмигрантского периода (рассказы "Святитель", "Именины", "Скарабеи", "Музыка", "Слепой") 2009
Основной целью урока является расширение и углубление знаний о творчестве И.А. Бунина, а также воспитание любви к Родине, познание собственного «я» , постижение уникальности собственной личности.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…" 2009
Данный урок представляет собой итог прочтения книги. Главная цель – пробудить чувство милосердия, любви к окружающей природе. Урок поможет задуматься о сложных взаимоотношениях человека и природы, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Н.Иванова "Золотистый золотой". 8-й класс 2012
Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с новыми литературоведческими понятиями «прототип», «песня». Выводит учащихся на определение идейно-нравственной позиции автора благодаря выбранной им жанровой форме произведения. Урок посвящается матери нового мученика за Христа, воину Евгению, погибшему 23 мая 1996 года в селении Бамут в Чечне, Любови Васильевне Родионовой.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям А.С. Пушкина на тему "Чувства добрые пробуждал…" 2009
Цели урока: углубить знания учащихся по творчеству А.С. Пушкина; закрепить умение анализировать, рассуждать, делать выводы, формулировать и доказывать свою точку зрения; пробуждать чувства долга, чести, совести, любви, ответственности за свои поступки, неприятие человеческих пороков.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск" 2012
Автор приобщает учащихся к чтению по произведениям В.Быкова. Расширяет читательский интерес, воспитывает нравственность, ответственность за свои поступки.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам "Хамелеон", "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня". Тема: "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова" 2013
Заранее дается список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Цель урока: выявление особенностей чеховского юмора: помочь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах; развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна" 2012
Данный материал поможет учителю-словеснику провести урок внеклассного чтения по современной литературе в 10–11-х классах, на которую, к сожалению, зачастую не хватает времени. Произведения контрастны, но их объединяет обращение к проблеме, всегда занимавшей русскую литературу – "мысли семейной".
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Людмилы Евгеньевны Улицкой "Детство сорок девять". 7-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Л.Е. Улицкой и художника В.С. Любарова, который иллюстрировал рассказы писательницы. Школьники анализируют и участвуют в беседе по рассказам Л.Е. Улицкой: «Капустное чудо», «Восковая уточка» и «Дед-шептун».
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.А. Лугинова "Кустук" и А.П. Чехова "Каштанка" 2008
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся сравнивают рассказ А.П. Чехова "Каштанка" с раасказом Н.А. Лугинова "Кустук", выявляют сходства и различия при раскрытии основной темы рассказов.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс 2008
Цель урока – познакомить учащихся с жанром короткого рассказа А.В. Вампилова на примере одного из них – «Стоматологический роман». Ребята смогут не только прочитать его, но и увидеть, так как рассказ был мною трансформирован в небольшую пьесу, которую играют участники классного театрального кружка «Лики творчества». На уроке используются элементы информационной (компьютерной) технологии: мультимедийная презентация «Страницы жизни и творчества А.Вампилова» и графическая рефлексия в заключительной части урока.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор" 2009
Данный урок домашнего чтения является связующим звеном между литературой, ИЗО, музыкой. Задача его - формирование умений, навыков и применение их в нестандартных условиях. Главным в структуре урока является поэтапное чтение эпизодов с комментариями. Важный эпизод - чтение кульминационного момента учителем на фоне звучащей "Лунной сонаты" Бетховена.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.Н. Толстого, изучают историю жизни главного героя рассказа Егора Дрёмова, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прослеживают судьбу поколения военных лет. Решаются нравственные проблемы, воспитывается патриотизм и гуманизм.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Маленький солдат" 2012
Урок внеклассного чтения в 5-м классе служит формированию гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования, призван познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат», развивать умение работать с художественным текстом, воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Серафимовича "Пески" 2010
Подробный разбор произведения с углублением в историческую и политическую обстановку в России начала ХХ века.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2009
Урок «Эхо войны» по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления» позволяет учителю обсудить проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия, познакомить учащихся с некоторыми приемами анализа в художественном произведении, углубить их представление о характере героя, данном в развитии, дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Машука «Горькие шанежки». 7-й класс 2016
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления и словесного образа; обогащать словарный запас.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева "Белогрудка" 2010
Представлен урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка". На уроке используется один из приемов технологии критического мышления - чтение с остановками, что способствует формированию умений творческой интерпретации авторского замысла.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского) 2009
Постижение нравственных категорий через раскрытие художественных образов, через решение этических и эстетических проблем – вот круг вопросов, которые рассматриваются на уроках внеклассного чтения. Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказам В.Драгунского. Он показывает, как происходит активизация познавательной деятельности и нравственное прозрение учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду" 2008
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду". Урок разработан в форме устного журнала, где на страницах "Литературная", "Театральная", "Дискуссионная", "Музыкальная", "Творческая" учащиеся знакомятся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина (писатель, кинорежиссер,артист), развивают навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" 2007
Данный материал – разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен". Занятие мотивирует учащихся, способствует более осознанному восприятию текста древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" в 9-м классе. На уроке не только развиваются навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою, но и становится возможным ощутить взаимосвязь истории, литературы и современной жизни; обогащается читательский и личный опыт учащихся, формируется гражданская позиция.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" в 5-м классе 2008
Содержание урока и формы работы способствуют развитию монологической речи и коммуникативных навыков. Проблемы, которые поднимались в результате анализа, носят большое воспитательное значение, помогают учащимся адаптироваться в социуме. Интерес к изучаемому произведению способствуют формированию устойчивой мотивации к изучению литературы.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний". 10–11-й класс 2006
В статье представлен урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний", текст заставляет учащихся ещё раз задуматься о том, что любая война страшна. И не только потому, что гибнут люди, но и потому, что молодые солдаты получают серьёзные психологические травмы. А это не менее страшно, чем смерть. Больно сегодня видеть двадцатилетних ребят, пытающихся в вине забыть страшные чеченские "видения". Нам очень непросто понять и принять то, что происходит в стране. Почему одни наслаждаются жизнью, другие же её "отдают"? Все эти и многие другие вопросы поднимает рассказ современного писателя.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло" 2012
Урок по рассказу Е.Н осова построен на организации диалога со всем классом. Коллективная работа даёт возможность ученикам познавать богатство русского языка, совместная работа пробуждает интерес к возможностям родного языка, к умению выражать на нём различные чувства и мысли.