Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Серафимовича "Пески"

Разделы: Литература


После знакомства с жизнью и творчеством Александра Серафимовича Серафимовича на уроках литературы предлагаю одиннадцатиклассникам самостоятельно прочитать его рассказ «Пески» и обсудить содержание произведения на уроке внеклассного чтения. Кроме этого, даю индивидуальные задания: подготовить небольшие сообщения об исторической и политической обстановке в России в начале XX века и об истории создания рассказа (его подготовить поможет статья Григория Ершова).

«Молодая, полная сил и здоровья работница продаёт себя старику мельнику в чаянии стать собственницей обветшалой мельницы. Потом, с годами сама превращаясь в старуху, в свою очередь хозяйка властью собственности прикрепляет к себе молодого работника. Мельница и у этого высасывает молодость: собственность и тут сожрала чувства. Капиталистический мир таким образом утверждает систему эксплуатации не только мышц, но и чувств. Вот в чём социальная основа рассказа», - так определял идею «Песков» А. Серафимович.

Повесть создавалась автором в период жестокой реакции, когда многие, даже прогрессивные, демократически настроенные писатели перестали касаться социальных проблем. И с тем большей решимостью, страстностью взялся Серафимович за произведение, в котором ему предстояло развернуть потрясающую человеческую драму, порождённую разгулом собственнических инстинктов, жаждой наживы, властью денег.

Красота природы, теплота человеческого общения, высокое чувство сопереживания и добродушия - всем знакомые, каждому доступные радости бытия. В «Песках» Серафимович как бы заново открывает для миллионов людей труда эти вечные жизненные ценности. Но подобно тому, как прекрасная природа погибает здесь под натиском песков, так может убить и все человеческое в людях мир капитализма.

Очень высоко оценил «Пески» Лев Николаевич Толстой. «Мне попался рассказ Серафимовича «Пески», - запишет со слов Толстого доктор Маковицкий. - ...Это такая прелесть! Это мне Чехова напоминает... Настоящий художник!». На полях одной из страниц повести Толстой, любивший оценивать литературные произведения по пятибалльной системе и обычно не скупившийся на двойки, поставил пять с плюсом.

После прослушивания сообщения прошу ребят рассказать о впечатлении, которое осталось после чтения рассказа. Какие мысли, чувства, настроения вызвало содержание произведения? Какое сложилось отношение к героям?

На предыдущих уроках мы говорили о том, что А. С. Серафимович принял идеи революции. А в годы реакции писатель решительно и последовательно выступил против проповеди индивидуализма. Писатель утверждал, что всё это не более как потуги мелкого собственника, пытающегося позолотить свой ничтожный мир уродливых страстей, жалкую пустоту жизни, лишённой возвышенных и благородных интересов. Такая точка зрения продиктована временем, политикой правительства, так же, как сейчас наше время диктует нам совершенно противоположные мнению Серафимовича взгляды на жизнь.

Поговорим о композиции рассказа. Какие две части можно выделить в содержании рассказа?

Первая часть - это рассказ о жизни старого мельника с молодой женой, вторая — повествование о жизни постаревшей владелицы мельницы с молодым батраком. Именно такая композиция соответствует идейно-художественному замыслу рассказа. Все герои рассказа - мельник, его жена и ее второй муж - жертвы тяжёлой и заразительной болезни собственничества, и каждый из них передаёт другому разрушительные микробы этого тяжёлого недуга. Оригинальность композиционного строения рассказа в том, что в образе старого мельника писатель показывает конец жизненного пути собственника, а, раскрывая характер его жены, восстанавливает весь этот путь. Ведь обрывки воспоминаний старого мельника говорят о том, что и он в молодости ощущал полноту жизни, стремился к счастью, был похож на жизнерадостную девушку, ставшую его женой. И эта девушка проходит тог же путь собственника, который за рамками рассказа проходит сам мельник.

Приступаем к анализу основных образов рассказа. Каждый ответ учащихся прошу подтверждать чтением цитат из текста - это мой принцип: на уроке анализа художественного произведения текст должен звучать постоянно: Каким предстаёт перед нами старик впервые? («Он был стар, так же стар, как мельница...», «...прикрыв ладонью глаза, слезящиеся красными веками...», «высокий, немного погнувшийся, с косичками кругом голого в точечках черепа, с белой бородой не то от муки, не то от староста...», «...зевает, крестит заросший косматый рот...»)

Образ старого мельника - олицетворение разрушительного воздействия золота, вещей, покорным рабом которых становится человек. Старик - раб, неспособный понять, как жалко и убого прожил он свой век.

Как подействовало на старика появление на мельнице молодой батрачки? («...чуждо и неожиданно ворвался этот смех...», «...сдунуло ленивую сонливость...», «...пески не радовали...», «... ночью кто-то не давал спать…», «...понимает беспокойство ожидания, чтобы звонко раздался весёлый крик, затрепетал яркий смех и наполнил бы пустоту и молчание одиночества»).

Проследим по тексту жизненный путь жены мельника. Зачитайте и прокомментируйте, что о ней говорится в рассказе.

(«… однажды прозвучал живой, весёлый, звонкий голос…», «...осторожно ступая по колким ссохшимся комьям босыми ногами, шла девка с кнутом...», «...крепкая, рябая, с весёлыми глазами, и белый платочек сбился на шею...», «...весело и проворно разнуздывала лошадь...», «...пьет девятую чашку, вытирает льющийся по раскрасневшемуся лицу пот, опрокидывает вверх дном и кладёт сверху огрызок сахару... снова наливает, и снова льётся пот по красному распаренному лицу…», «…скучно у вас тут…», «...участливые дедовы слова ласково заглядывали в душу...», «...что уж… пойду за тебя... только духовное перед венцом сделай...», «...целиком ушла в хозяйство, жадно отдаваясь прелести новизны иметь своё, распоряжаться своим... завела птицу, купила двух поросят... подняла страшный бунт с дедом, чтобы перекрыл мельницу...», «...мечта о счастье, о кудрявом молодом муже, о мальчике Ванюше... о крохотной дочке...).

В чём выражался протест женщины против власти денег? В столкновениях со старым мельником, в тщетном ожидании его смерти, наконец, в решении убить его...

В девятой главе этого большого рассказа говорится о том, как на мельницу приехали парень с девкой. Почему хозяйка «смотрит хмуро и недружелюбно»? Как отреагировала она на ответ парня? Почему?

Прочитаем окончание IX главы со слов «Это было трудно...» и X главу полностью и подумаем, почему старуха «заголосила во весь голос» над человеком, которого сама же и умертвила?

Её сразу охватил страх одиночества, тоска и жалость к человеку, «с которым она сжилась и привыкла». Ей казалось, что, освободившись от старика, обретя свободу, она найдёт и счастье. Но тщетны её надежды! Она уже сама стала рабой мельницы, рабой вещей. Раба денег, она будет калечить и превращать в рабов людей, попадающих в зависимость от нее.

Как попал на мельницу Иван? Зачитаем XI главу со слов «Искала арендатора». Что напоминают нам эти строки?

История повторяется вновь, с той лишь разницей, что теперь в психологической дуэли двух людей с самого начала атакует женщина.

Какие отношения сложились у молодого батрака со старухой?

Работник отвергает попытку мельничихи закабалить его деньгами, обещаниями сытой жизни. Желая выбраться из цепких объятий собственничества, он в конце концов решает расправиться со старухой - зарубить её. Необычайно сильна и трагедийна эта сцена подавленного бунта работника-раба, это кульминация рассказа.

Зачитаем и обсудим отрывок, когда внешне спокойно, но с огромным напряжением душевных сил ведёт работник Иван свою старую жену на казнь:

« - Иванушка, родименький, куда ты меня ведёшь?

- Ну, иди, иди…

И они шли мимо высыхающих озёр, мимо полян, белевших песком. И когда вошли в заросли, запутанные диким хмелем, сказал:

- Становись на коленки, молись богу.

В опущенной руке тяжело поблёскивал топор. Она повалилась, хватаясь и обнимая ноги.

- Родименький, не губи ты свою и мою душу. - Дай ты мне наглядеться на свет божий...

А он сказал спокойно и холодно:

- Намучился... нет моей мочи... дня не вижу... Всё одно… тупик мне... не выбраться. А тебе сдыхать давно пора, старая карга...»

Почему бунт Ивана оказывается бесплодным?

Потому что не исчерпана власть собственника. В трагическую для неё минуту старуха вновь обманно пользуется властью денег. Она кричит под топором: «Духовное то... духовное-то я ... порвала!!»

Он застыл с занесённым топором, а она каталась в истерически-злорадном хохоте, судорожно впившись в землю, и пена пузырилась на сведённых губах.

- ...порвала!, .порвала!, .порвала!..»

Пытаясь освободиться, Иван готов был совершить бессмысленное преступление. Он уже органически не способен сбросить с себя иго собственничества.

Чем является эта сцена по отношению к композиции рассказа? Какова идея этого произведения?

В этой сцене покушения на убийство, являющейся идейной и драматической кульминацией рассказа, подчёркивается, что страшная сила денег - в их беспощадной власти над мыслями и чувствами человека. И если человек попал под влияние этой власти, то вырваться своими силами ему практически невозможно.

И снова - та же сонная одурь, что и в начале рассказа. На мельнице, ненавидя и терзая друг друга, влачат тупое и жалкое существование два собственника Они свыклись с постылой жизнью и умирают примирённые, ничего не дав людям, не познав счастья.

Нами рассмотрены образы старого мельника, его жены и её второго мужа. Но героями рассказа Серафимовича «Пески» являются не только люди.

Какую роль в рассказе играет пейзаж?

Он не просто призван создать настроение, подчеркнуть то или иное состояние духа героев. Он такое же необходимое звено в раскрытии идейного содержания рассказа, как и образы людей. Одинокая мельница, затерянная в наступающих на неё песках, краски и звуки, на фоне которых происходит действие, - всё это слагается в яркую картину тихой и сонной одури, в которой неприметно скользят дни, недели, месяцы, годы. «Не мелькала белая пена, не неслась с шумом и грохотом вода, а чуть сверкала тоненькая жилка в жёлобе, стоявшем на земле на столбиках, и лениво, задумчиво медленно поворачивалось старое, ослизлое, почерневшее колесо... Сквозь дремотную тишину, сквозь листву сплотившихся вётел слабо звенела выливающаяся вода. Её тонкий звон, не умирающий ни днём, ни ночью, дремотно пропитывал прозрачной светлеющей сонной улыбкой воздух...»

Всё, что составляет этот пейзаж, исполнено дремотного покоя, когда некому думать, переживать, чувствовать. Но покой этот обманчив. Медленно и жестоко мёртвая материя поглощает живую.

Весьма важным для понимания идеи рассказа образом является образ песка. Зачитайте строки, где говорится о песках. Что символизируют надвигающиеся на мельницу пески?

Образ песка - это символ разрушения и умирания того, что недостойно жить. Есть в рассказе сцена, где особенно выразительно показано бессилие человека перед природой, перед наступающими песками. Старого мельника инстинктивно тянет туда, куда медленно подползают пески.

«Но в ту сторону, где было светло и просторно, где желтели пески, дед часто выходил. Выберется на песчаный бугор, сядет, подставит голую голову горячему солнцу и сидит. У ног - короткая полуденная тень, а вдаль - нескончаемо и необозримо, сколько глаз хватает, тянутся пески»

Там, где ныне заунывно звучит и сыплется при ветре зыбучий песок, ещё недавно цвели сады и стоял зелёный лес. Песок наступает. Он «узко» и «воровски» желтеет по лесу «неподвижно пробирающимися языками». В конце рассказа победившие пески заносят «почернелые обломки мельницы», погребают их и движутся дальше, к реке.

А. С. Серафимович в рассказе «Пески» предлагает своему читателю абсолютно новую для того времени трактовку образа песка. Этот образ он наполняет новым содержанием. До тех пор с образом песка в художественных произведениях русских и европейских авторов было связано понятие свободы, нравственного раскрепощения личности человека, освобождение от навязываемых убеждений, идей и мнений. Так, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ песка символизирует, прежде всего, свободу. Свободу от прошлого, начало новой жизни. В конце романа герой и героиня уходят вдаль по песчаной дороге. Образ дороги уже сам по себе символичен. Здесь с этим образом связаны мысли о светлом и счастливом будущем Мастера и Маргариты. А образ песчаной дороги символизирует ещё и освобождение от всего происшедшего с ними в прошлом. Обозначает полную свободу человека как личности.

Серафимович же в «Песках» возвращается к пониманию образа песка античным человеком и наделяет его смертоносными свойствами, подобно египтянам, устанавливающим свои некрополи на границе оазисов и безжизненных песков, символизирующих соответственно жизнь и смерть.

При анализе образа песка в рассказе очень полезными представляются наблюдения над языком произведения.

Какими художественными средствами пользуется автор при создании образа песка? Какой цели он этим достигает?

Язык рассказа Серафимовича «Пески» настолько богат, своеобразен и в то же время прост, что представляет собой оригинальную индивидуальную манеру мастера художественного слова. Образ песка создается благодаря умелому использованию разнообразных художественных средств.

Фиксируя внимание читателя на образе песка и усиливая тем самым его роль в тексте произведения, автор широко использует повтор, делаяданный образ носителем основной идеи рассказа, то есть его лейтмотивом: «...белый, с нежно пробивающейся травкой песок был девственно чист и сух...», «...и над песками стоит молчание и тьма...», «...песок да лес и боле ничего...», «...обнажённые корни обломанно торчали из рассыпчатого песка» и так далее. Наделяя образ песка глубоким идейным значением, Серафимович изображает его не статически, а градационно. В начале рассказа пески просто «желтеют», над ними «стоит молчание». Постепенно, раз за разом упоминая пески, писатель говорит об их движении: «пески узко и воровски желтеют по лесу неподвижно пробирающимися языками», «песок все гуще скрипит под ногами», «песок незримо, но неустанно и неотвратимо вползал». К финалу рассказа обстановка все более нагнетается, и вот уже «до самого неба вставали кружившиеся пески...», «...полные отчаяния, ходили они косыми столбами, заслоняя воздух, солнце, синие дали». И, наконец, под песками гибнет все: «неотвратимо надвигались пески...», «...глядели из песка полузанесённые обломки мельницы. Наконец и их сравняло. Песчаный простор надвинулся к самой реке...», «... белели пески, недвижимые, мертвые...».

В рассказе Серафимович использует аллюзию - намёк на исторические события того времени, когда в обществе наблюдалась реакция на результаты революции 1905 года и когда многие писатели перестали касаться социальных                                                                                                проблем. Но А. Серафимович развернул в произведении человеческую драму, порождённую разгулом собственнических инстинктов, жаждой наживы, властью денег.

Как сильное средство эмоционального воздействия автор употребляет в своём рассказе антитезу, помогающую ему ещё чётче обрисовать образ песка: «...старик лежал спиной кверху, уткнувшись седой бородой и запустив старческие костлявые пальцы с золотистый рассыпчатый песок». Такие определения — «золотистый рассыпчатый» - подобраны писателем с целью акцентировать внимание на старости героя. Однако красота песка обманчива, и автор уже в следующем абзаце ставит всё на свои места: «...но уже в нескольких шагах над тяжёлыми, неподвижно-мёртвыми песками стояло молчание».

Как чрезвычайно важное звено в цепи художественных средств, используемых писателем в рассказе, выступает эпитет. Причём он помогает ощутить позицию самого Серафимовича. Эпитеты в рассказе очень разнообразны и примечательны своим многоцветием: «...белый, с нежно пробивающейся травкой песок...», «...из рассыпчатого песка...», «...нежно сквозивший в траве песок...», «...пески ровно, неотвратимо, спокойно расселялись в лесу...», «...мимо полян, белевших песком...», «...белели пески, недвижимые, мёртвые...».

С целью добиться восприятия читателем образа песка как одного из важнейших образов рассказа Серафимович активно использует олицетворение: «...вышел на бугор, но пески не радовали, неподвижно лежали разморенные, и неуловимой дрожью струился зной...», «...песок незримо, но неустанно и неотвратимо вползал...», «...всё погасало, контуры тонули, и до самого неба вставали крутившиеся пески. Полные отчаяния, ходили они косыми столбами, заслоняя воздух, солнце и синие дали...», «...не вставали на дыбы прихваченные морозом пески и недвижимо дожидались тепла и сухих ветров...», «...да пески ровно, неотразимо, спокойно расселялись в лесу...».

И, наконец, образ песка автор наделяет не только цветом, меняющимся несколько раз в ходе повествования, но и звуком «... ветра нет, воздух неподвижен, прозрачен и чист, но песок звучит странным, едва уловимым звуком, заунывно и грустно. Зыбучий и тонкий, он даже при безветрии сыплется с перегнувшихся гребней и звучит...».

Таким образом, учащиеся убеждаются, что благодаря умелому использованию художественных средств языковой выразительности, Серафимович добивается понимания читателем особой значимости образа песка среди всех образов рассказа.

Но есть в произведении ещё один образ-символ, который нельзя обойти вниманием. Какой? Это мельница. Зачитаем её описание и подумаем, почему время от времени она меняет свой вид.

Сначала это «...мельница, у которой крыша съехала на сторону и растрёпанно нахлобучилась почернелой соломой». Но стоило ей заполучить свежую жертву, рябую девку-батрачку, её внешность изменилась: «…мельница кокетливо и весело желтела на солнце новой крышей», «мельница вдруг раздвинулась до огромных размеров, и тихо ворочалось колесо, и стояла она одна, заслонив чернотой своего силуэта лес, пески, прошлую жизнь». Как только выпиты все соки молодости, как только из молодой весёлой девки хозяйка превратилась в крикливую, вредную старуху, мельница опять «...глядела... почернелой нахохлившейся соломой... постоянным, всё одним и тем же таящим, остановившимся взглядом». И всё повторяется снова, когда духовное завещание хозяйка оформила на Ивана: «...чёрное, мрачное колесо запестрело, мелькая свежестёсанными заплатами. И снова весело и обновлённо глядела крыша золотистой, ровно подстриженной соломой».

Кто из героев и почему начинает считать мельницу живым существом?

Мельница стала для героев рассказа живым существом, чудовищем, пожирающим человеческие жизни, но осознанно воспринимает это только Иван. Это он видит, как мельница смотрит на них, «…не спуская тяжёлого взгляда…», это ему чудится, что «...кругом ничего нет, стоит только мельница, чёрная, насупленная. И будто пухнет она. Уже с ворота сделались двери, выше дерева мелькает огромное колесо, и под самые под серые облака поднялась рассевшаяся крыша. И куда ни глянет, везде чернеет мельница». Мельница овладела Иваном, не отпускает его, слаб он оказался перед властью денег. Он решил, что лучше терпеть противную старуху, чем жить в нищете. И мельницу теперь Иван воспринимает как живую: «...в переливающемся звоне колеса слышалась мерная речь...», «...мой, ты - мой… Не уйдёшь... Ты - мой... Не уйдёшь... Ты - мой!...».

Кто из героев, на ваш взгляд, симпатичнее автору? А вам?

Если быть внимательным к слову автора, то без труда можно понять, что среди героев он выделил для себя старого мельника, с которым мы знакомимся на первых страницах рассказа. Во-первых, он с искренней жалостью сочувствовал батрачке, когда она рассказывала ему о своей тяжело жизни, он действительно полюбил именно её. Во-вторых, писатель несколько раз говорит о бескорыстной доброте по отношению к своей жене, он даже как будто считал себя виноватым за то, что задержался на этом свете: «ходил, добрый, старый, с трясущейся головой, как ходят люди, стоящие одной ногой в могиле». В-третьих, автор упоминает о нём в течение всего рассказа: «по ночам к ней приходил дед. Придёт незаметно и беззвучно станет возле в темноте... в его фигуре, в его лице не было укора. Совесть её зажила, и он не будил её…», «...по ночам опять стал приходить старик. Неподвижно лежал ничком... Во всей доброй старческой фигуре не было и намёка на укор, и было столько добродушия, было столько детской доверчивости...». И, наконец, из всех троих он один не убийца. Старуха отравила своего мужа, Иван убил бы её, если бы не завещание, а добрый мельник безропотно ждал смерти, никому не желая зла. Кроме этого, старуха и Иван губили друг в друге всё человеческое, опускаясь до унизительных истерик: «день наполнялся криками, бранью, угрозами, ревнивыми попрёками, Он бил её беспощадно, с той особой жестокой сладострастностью, с какой бьют только женщин. Избитая, изуродованная, она лежала по целым неделям, но как только поднималась, только в состоянии была шевелить опухшими губами, злобно шипела...». А старик относился к жене терпеливо и спокойно, никогда не сказал ей в ответ обидного слова.

В заключение можно спросить у ребят, в чём символичность концовки рассказа. О чём говорит автор в последних абзацах: «И в лунные ночи маячили марева, белели хаты, тянулись тополя, звякали у баб целковики, и сквозь звенящую тишину и сквозь звенящие слёзы чудилось: «… на правой рученьке - родимое да пятнышко...». Марева таяли, и белели пески, недвижимые, мёртвые, да тени, чернея, тянулись от бугров»?

Вспомним, как рассказывал старик своей молодой жене о прежней жизни в отцовском доме: «...наш хутор вон за тем бугром стоял…, а бабы на шее серебряные монеты носили…». Значит, хаты - это призраки прошлой жизни, которая когда-то кипела там, где сейчас безжизненные пески? А слезы и песня — это несбывшиеся мечты старухи о маленьком мальчике Ванечке? А песчаные бугры на месте мельницы - разрушенные надежды Ивана?

Почему автор так заканчивает рассказ? Почему в конце концов всё гибнет под песками?

Потому что жизнь не должна быть такой. Герои не выполнили своё природное предназначение - не продолжили род, никому не подарили радости, да и сами её не познали. Автор не даёт Ивану надолго пережить старуху, чтобы не была сгублена больше ни одна человеческая жизнь. И образ песка в рассказе символизирует силу, разрушающую то, что недостойно жить.