Цели:
- Расширять и закреплять знания учащихся о произведениях Н.В.Гоголя.
- Развивать умения ориентироваться в прочитанном, внимание и наблюдательность.
- Прививать интерес к чтению.
Оснащение: тексты повестей, карточки “Слова из словаря, составленного Н.В.Гоголем к книге “Вечера на хуторе близ Диканьки””, иллюстрации к повести “Пропавшая грамота”, карточки-цифры для составления плана, презентация на мультимедийной доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация ЗУН.
1. Сообщение темы, целей.
2. Вводная беседа (в форме вопросов – ответов).
Произведения какого автора вы читали к этому уроку? (Приложение 1. Презентация, слайд № 1)
Какое знаменательное событие, связанное с Н.В. Гоголем, произошло в этом году? (200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя).
Да, ребята, Н.В.Гоголь родился 200 лет тому назад. А мы до сих пор помним этого автора благодаря его произведениям.
А какая книга Н.В.Гоголя была выпущена в 1831 году? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин, когда прочитал её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.” (Приложение1. Презентация, слайд №2)
Вот сегодня мы с вами на примере тех повестей, которые вы прочитали попробуем доказать:
За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”? (Приложение1. Презентация, слайд №3)
III. Систематизация ЗУН.
1. Общие вопросы.
Разбор содержания произведений.
Какие повести из книги “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы прочитали к сегодняшнему уроку? (Приложение1. Презентация, слайд №4, слайд №5)
При работе с повестями ребятам помогали карточки” Слова из словаря, составленного Н.В.Гоголем к книге “Вечера на хуторе близ Диканьки””, которыми они пользуются во время урока (эти “словари” были дополнены учащимися ранее на уроках чтения при работе над повестью “Майская ночь, или Утопленница”) (Приложение 2)
Кто главный рассказчик в этих повестях? (Как вы думаете зачем автор использует рассказчика?)
Что мы знаем о нём?
Про кого рассказывает Фома Григорьевич свои истории? (Т.е. главное действующее лицо в этих повестях Дед дьячка)
В какой повести рассказчик поведал нам страшную сказку? (Приложение1. Презентация, слайд № 6)
2. Краткий пересказ повести “Пропавшая грамота” по плану с выборочным чтением.
(Приложение1. Презентация, слайд № 7)
План к повести:
- Деда отправляют гонцом к царице.
- На ярмарке в Конотопе. (Прочитать описание ярмарки).
- Знакомство с “козаком”.
- Признание “козака” о проданной нечистой силе душе.
- Дед проспал коня и шапку с грамотой. (Найдите и прочитайте, что на утро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня?)
- Совет шинкаря, где найти нечистую силу.
- В лесу у чертей и ведьм.
- Игра в карты.
- Дед крёстным знамением испугал нечистую силу.
- Возвращение деда домой на коне.
- Дед отвозит грамоту царице.
По ходу работы с планом пересказа (п.7) звучит мелодия (К какому пункту плана подходит? Почему? (Как догадались?) Найти в тексте строчки, которые могли бы стать словами к этой мелодии).
Индивидуальная работа: “слабые” учащиеся во время пересказа ребятами повести, составляют картинный план, используя предложенные им иллюстрации к данному произведению и прикрепляют их на доске в соответствии с пунктами плана. Работа данных учащихся проверяется и обсуждается всеми ребятами класса, правильность оценивается.
Как вы думаете Фома Григорьевич верит в историю, которую рассказывает?
А теперь давайте перейдём к следующей повести, которую мы читали.
3. Разбор содержания повести “Заколдованное место” по вопросам и иллюстрациям.
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Так же называется и повесть (Приложение1. Презентация, слайд № 8)
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим её содержание.
Какое любимое занятие было у деда? (Приложение1.
Презентация, слайд № 9)
Что случилось однажды, когда он пошёл плясать? (Приложение1. Презентация, слайд № 10)
Где горела свечка? (Приложение1.
Презентация, слайд № 11)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Приложение1. Презентация, слайд № 12)
Найти в тексте отрывок “Третья ночь поиска клада” и прочитать.
Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить
эту картинку? (Приложение1.
Презентация, слайд № 13)
Что было в горшке? Найти в тексте. (Приложение1.
Презентация, слайд № 14)
Что росло на заколдованном месте? (Приложение1.
Презентация, слайд № 15)
Вам страшно было читать эту историю деда? Почему?
4. Заключение.
Верите ли вы в то, что истории рассказанные в этих повестях случились на самом деле? (Приложение1. Презентация, слайд №16)
Какая повесть вам понравилась больше? Почему?
Давайте вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока: За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”? (Приложение1. Презентация, слайд №17)
Учащиеся приводят доказательства.
IV. Итог. Оценки.
V. Домашнее задание.
(Даётся на следующий урок, который состоится через месяц).
К следующему уроку вы должны прочитать рассказ А.П.Чехова “Дом с мезонином” (Приложение1. Презентация, слайды №18, №19)
Учитель даёт краткие представления учащимся о чём повествует этот рассказ.