Цели:
- Воспитательные цели:
- Приобщить учеников к непростому и нелегкому разговору о взаимоотношениях девочек и мальчиков.
- Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
- Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
- Образовательные цели:
- Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
- Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
- Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
- Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
- Развивающие цели:
- Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
- Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
- Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
- Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.
Тип урока: изучение нового, урок внеклассного чтения
Основной метод: частично-поисковый
Оборудование: выставка ученических рисунков по рассказу «Девочка на шаре», выставка книг В.Драгунского
ХОД УРОКА
Всё было как в сказке!
В.Драгунский.
I. Организационный момент (2 мин.)
– Сегодня мы познакомимся, а некоторые из
ребят, может, и вспомнят один из рассказов
Виктора Юзефовича Драгунского «Девочка на шаре».
Разговор у нас сегодня с вами не простой, и нам
будет нелегко, потому что речь пойдет о
взаимоотношениях мальчиков и девочек. Мы с вами
прочитали замечательную книжку Виктора
Драгунского «Денискины рассказы». Это 46
удивительных и забавных историй, рассказанных от
лица главного героя – Дениса Кораблева. В первых
рассказах он еще дошкольник, а в последних – ваш
ровесник. Первые истории – действительно
забавные, смешные, а последние – уже нет, потому
что Дениска вырос, повзрослел. Потому что у него
появилась своя, особая внутренняя жизнь,
глубокие переживания.
? Ребята, а что обозначают слова РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК? (Ровесник – человек, одинаковый по возрасту с кем-либо. Сверстник – то же, что и ровесник. Следовательно, это слова-синонимы)
? А кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.
II. Знакомство с автором – Виктором Юзефовичем Драгунским (5 мин.)
Небольшое сообщение ученика о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского. (Приложение 1)
III. Теория литературы (2 мин.)
– Но прежде, чем мы обратимся рассказу, вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).
? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)
IV. Словарная работа (1 мин.)
Так как действие рассказа происходит в цирке, нам встречаются некоторые слова, связанные с цирковой тематикой. Дайте толкование этих слов.
БРАВО – выражение чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка,
удерживающая равновесие на шаре, канате и др.
предметах.
АНТРАКТ – перерыв между выступлением.
V. Работа с текстом (15 мин.)
– Обратимся к самому тексту. Вспомним основное содержание рассказа «Девочка на шаре».
? С какими чувствами шел Дениска в цирк? («Я очень радовался, когда шел туда...Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на степах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели... » стр. 86 )
А теперь прослушаем этот ответ в исполнении художественного чтеца рассказов Драгунского – народного артиста Евгения Вестника и посмотрим, как должно звучать чтение художественных произведений. (Прослушивание отрывка – 3 мин.)
Итак, Дениска на долгожданном цирковом представлении.
? Что хотел увидеть
Дениска в цирке в первую очередь? (Только что-то
смешное).
? Что знали Дениска и его
друзья о цирке? (Цирк – это смешное зрелище).
– А теперь обратимся к сцене выступления девочки на шаре. (Подробный анализ)
? Что почувствовал и понял
Дениска, смотря необычный цирковой номер? Какие
эпитеты, определения он использует, рассказывая
о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами
в художественных произведениях являются,
как правило, имена прилагательные,
несущие образное определение того или иного
предмета или лица. (Маленькая красивая девочка,
длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с
воздушным плащом, огромный голубой шар, она
маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые
браслеты на девочкиных руках, стр. 88)
? Как Дениска называл про
себя девочку на шаре? (Дюймовочка)
? А почему? в каких словах мы
видим отношение Дениски к девочке? (такая она
была маленькая, милая и необыкновенная; красивая,
особенная)
? Почему Дениске захотелось
кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с
текстом рассказа. («..мне показалось, что вот
она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень
испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней,
чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг
остановилась, как вкопанная, раскинула свои
длинные руки, стояла и улыбалась...» стр. 88.
Дениска хотел защитить девочку от любой
опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею)
– Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему
уроку и попробуем выбрать другие из текста
рассказа. («Она мне улыбнулась/», «Это было так
удивительно!»)
Дениска вернулся из цирка восторженный, полный
радостных впечатлений, которыми спешил
поделиться с родителями.
? А как отнеслась мама
Дениса к его рассказу о девочке из Цирка? («..мама
посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в
первый раз». Она не поняла восторга, восхищения
девочкой у своего сына, потому что считала его
ещё маленьким, не способным на восхищение
противоположным полом)
? Вспомним, каковы были
взаимоотношения Дениски с отцом. Случайно ли то,
что именно с папой Дениска мечтал пойти в цирк и
показать ему свою Девочку на шаре? (Папа всегда
понимал Д. и вёл себя с ним, как с равным себе, а не
как с маленьким ребёнком. Дениска мечтал
показать свою девочку на шаре папе, веря, что папа
поймет его восхищение и будет радоваться так же,
как сам Дениска.)
? Что произошло с Дениской,
когда они пришли с папой в цирк на представление,
на которое Дениска так мечтал попасть ещё раз? (Во
время второго посещения цирка Дениской и его
папой номера Девочки на шаре не оказалось,
поэтому Дениска ушёл с представления после
антракта, его не интересовало ничего больше, он
был очень расстроен тем, что не смог увидеть ещё
раз и показать папе понравившуюся ему Девочку на
шаре.)
? Почему, когда Дениска шли с
папой из цирка, у отца было «очень серьезное и
грустное лицо»? (папа не выполнил своего
обещания сходит в цирк вовремя, и Дениска не смог
показать отцу ту девочку на шаре, которая ему
очень понравилась, п.ч. она уехала с
родителями на выступление в другой город. Он не
смог в полной мере поделиться с папой своим
восхищением, радостью. Отец это понял и был
расстроен, что не смог оправдать ожидания сына)
? О чем же этот рассказ? (о
том, что дети вырастают и у них начинается другая,
более полная переживаний жизнь, что, взрослея,
ребёнок начинает испытывать новые, ещё
незнакомые ему чувства. О взаимопонимании между
родителями и детьми.)
Запись на доске и в тетради:
Рассказ «Девочка на шаре»:
- О новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика.
- О взаимопонимании между родителями и детьми.
? Какой эпизод вам наиболее понравился и почему? Прочитайте его выразительно.
VI. Работа в парах (5 мин.)
Ответьте на вопросы:
? Почему писатель сделал
концовку рассказа грустной? Может ли она быть
другой? (Именно печальный поворот сюжета
рассказа помогает раскрыт характер главного
героя, показывает то, что Дениска повзрослел, он
уже не маленький ребёнок, он способен на глубокие
личные переживания)
? Чем обогатил вас этот
рассказ?
VII. Итоги (5 мин.)
О чем хотел рассказать автор в этом серьёзном рассказе? (о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимопонимании, о глубине чувств взрослеющих детей).
- Прочитайте строки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень ему за это благодарен, (конец рассказа, стр. 95)
- Как вы понимаете слова: «Счастье – это когда тебя понимают...»
Вывод: Денис назвал Девочку на шаре
особенной. Раньше для Дениски все девочки были
обыкновенными. А потом он подрос и вдруг заметил,
что одна девочка – необыкновенная, особенная,
потому что понравилась ему. Мы видим
главного героя повзрослевшим,
серьёзным, способным на
глубокие переживания. Вот об этом рассказ
Драгунского – замечательного детского писателя,
который говорит нам, что каждый случай в жизни
взрослеющего человека, на первый взгляд, не
значимый, оказывается очень важным. А взрослые
должны уметь понимать своих детей и помогать им
«взрослеть» правильно.
Счастлив тот человек, который знает, что близкие
его всегда поймут и поддержат в любую минуту!
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Всем: подумайте, в чем изменился Дениска на
протяжении этого рассказа. Составьте
письменный рассказ о Дениске Кораблеве по плану
(план рассказа на листках). (Приложение
2)
Перспективно: прочитать рассказы Ю.Яковлева
и записать в читательский дневник.