Урок внеклассного чтения по рассказам Людмилы Евгеньевны Улицкой "Детство сорок девять". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели: расширить круг чтения учащихся; развивать навыки анализа текста; выявлять авторскую позицию; совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической  речи; воспитывать ценностное отношение к жизни; развивать художественное мышление; кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством художника Владимира Семеновича Любарова.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: выставка книг Л.Е. Улицкой, репродукций художника В.С. Любарова.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обратимся к рассказам Людмилы Евгеньевны Улицкой. Она родилась в 1943 году в г. Довлеканово Башкирской АССР. «Окончила биологический факультет МГУ. Работала в Институте общей генетики… Работала заведующей литературной частью в Камерном еврейском театре Юрия Шерлинга. Там начала переводить, писать инсценировки, рассказы. В 1994 г. вышел сборник рассказов «Бедные родственники». Повесть «Сонечка» была удостоена престижной литературной премии Медичи. А в 1996 г. публикацию романа «Медея и ее дети» назвали литературным событием года. Лауреат Букеровской премии 2001 г.» [1]

– Понравились вам рассказы Л.Е.Улицкой?

Чтобы  приступить к обсуждению рассказов, нам понадобится небольшая историческая справка.

 2. Сообщение ученика.

«Послевоенное восстановление хозяйства.

Жизнь и быт людей

Война нанесла тяжелый удар по экономике СССР. Всё, что было создано в западных районах страны в годы первых пятилеток, оказалось разрушенным. Уничтожено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тысяч км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн.га. Была утрачена примерно треть национального богатства страны.

Однако самыми тяжелыми были людские потери. Война унесла жизни почти 27 млн. человек. Население страны сократилось в годы войны почти на 18%...

Возрождение разоренной экономики начиналось сразу по мере освобождения родной земли… Героизм тружеников тыла был не меньшим, чем бойцов на фронте. Освобожденные районы страны уже в 1944 г. дали стране свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед народами СССР лишь после окончания войны…

Восстановление проходило в тяжелейших условиях: экономика перестраивалась на выпуск мирной продукции…

Еще более ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны…

В 1946 г. ситуация резко осложнилась из-за небывалой засухи, охватившей Молдавию, Украину, Центральное Черноземье. В 1946-1947 гг. посевы здесь погибли на миллионах гектаров… Из-за нехватки кормов погибло до 3 млн. голов скота. Власти объявили режим экономии хлебных запасов, что означало не только существенное сокращение суточных норм пайка рабочих и служащих (в стране по-прежнему действовала карточная система), но и прекращение выдачи хлеба по карточкам 85% сельского населения. Это привело к голоду, охватившему десятки миллионов человек. За период 1946-1948 гг. потери населения от голода только в Российской Федерации составили почти 3 млн. человек…

Росли из года в год денежные и натуральные налоги…

Крестьяне по-прежнему не имели паспортов и не могли поэтому выехать на жительство в города. Не получали они пенсий и других социальных выплат…

Послевоенные годы были одними из самых тяжелых для граждан СССР. Миллионы семей потеряли кормильцев на войне. Без крыши над головой остались 25 млн. человек. Спустя многие годы после войны жить приходилось в землянках, бараках, железнодорожных вагончиках….

Интенсивным был труд людей. Работать приходилось порой по 10-12 часов в день. Условия труда были намного хуже довоенных…

В деревнях часто пахали на коровах, а если не было и их, люди впрягались в плуги сами. Сеяли вручную. Также и собирали урожай…».[2]

3. Беседа

Итак, о чем заставляют задуматься рассказы Людмилы Улицкой? О чем думают, мечтают ее герои?

– Первый рассказ называется «Капустное чудо». Прочитайте первые строки рассказа. «Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой».[5]

– Почувствовали дыхание времени?

– Случайно ли Улицкая обращается к осеннему пейзажу? Какая картина возникает перед глазами? (Пейзаж реалистичен: сумрачно, холодно, тяжело.)

– В центре рассказа – короткий эпизод из жизни двух маленьких девочек Дуси и Оли. Найдите и прочитайте, как они попали к старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха? (« К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было».[5]

– Почему автор, представляя следующую героиню, говорит старуха Ипатьева, по прозвищу Слониха?  Как это ее характеризует? (Отрицательно. Такая характеристика созвучна с мыслями героини: «…привезли, мол, на мою голову…»)

– Прочитайте, о чем же думает Ипатьева, что волнует эту женщину?

«Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом».[5]

– Какое слово поразило? («Сдать». Это авторская позиция.)

– Как  чувствуют себя дети, как они себя ведут? (Не разговаривают даже между собой.)

– Что же решила Ипатьева? Почему не Слониха? (Оставить девочек, поэтому автор и называет ее Ипатьевой.)

– Как девочки стали называть Ипатьеву? (Баба Таня.)

– Чтобы почувствовать внутренний ритм данного отрывка, прочитаем его коллективно.

– Какой вывод напрашивается? (Хорошо дома. Хорошо, когда есть семья. Звучит мотив дома, «мысль семейная».)

– Расскажите, куда отправились девочки и что произошло? (Отправились за капустой, и Дуся потеряла деньги.)

– Как отнеслись взрослые к детскому горю? (Равнодушно.)

– Прочитайте диалог Ипатьевой и Кротовой. С16. «Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

– Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала…Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто..

– Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! – утешала ее Кротова.

– Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то как без них? – убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку».[5]

– Как вы понимаете слова Ипатьевой? Ведь она не хотела оставлять девочек. (Один неверный поступок может изменить жизнь человека. Характер Ипатьевой соткан из противоречий, автор показывает и светлую, и темную стороны ее души. Но все же она человек совестливый, поэтому так и переживает.  Давайте выделим проблему. («Совесть».)

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Капустное чудо»? (Чудо – это «озарение», осознание своего счастья Ипатьевой, связанного с появлением в ее жизни девочек.)

– Обратимся к рассказу «Восковая уточка». Сюжет рассказа прост.  Кратко расскажите о детстве Вальки Бобровой. О чем она мечтала?

– Используя текст, докажите, что время трудное, послевоенное. («…кастрюля с дырявым дном», «….часть дома, в котором до войны жили одни Крыловы, а теперь пять семей», «старая шинель».)

– Прочитайте, что чувствует героиня, когда сбылась ее заветная мечта: в руках оказалась восковая уточка.  «Она спрятала ее между ладонями и тихо пошла домой. От холода и решимости ничего не осталось, колотилось сердце и очень хотелось пить. Она шла и думала только об одном – куда ее спрятать…»

– Почему Валька не радуется, ведь сбылась ее мечта?

(Она не может поделиться счастьем с другими людьми.)

– Найдите слова, которые помогают понять ее состояние. («…спрятала ее и тихо пошла, думала, куда ее спрятать». Нельзя брать чужие вещи. Д.С.Лихачев писал: «Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость».)

– Прочитайте эпилог рассказа. В чем смысл этого рассказа? (Рассказ построен на контрасте. 1  ч – ложное счастье, 2 ч – истинное. Счастье – это когда ты созидаешь, когда несешь добро людям. И еще  – чтобы чего-то добиться, надо проявлять решимость, действовать. Обозначим проблему –  что такое счастье , шире – в чем смысл жизни человека.)

– Объясните смысл названия? (Восковая уточка – это напоминание о проступке, но это и предостережение автора: человек ответствен за свою жизнь.)

– Валька мечтала о восковой уточке, а одному мальчику подарили часы. Как называется этот рассказ? («Дед-шептун».)

– Прочитайте, что это был за подарок? («Это был невиданно богатый по тем временам подарок. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. Они были похожи на игрушечные и старались выглядеть посолиднее».)[5]

– Улицкая пишет: «Ни у кого в классе часов не было. Ни у кого во дворе часов не было. А у Алика были».

– Что же произошло дальше? (Часы надела Дина.)

– Почему прадед не остановил Дину, а только покачал головой. (Понял, насколько велико желание девочки.)

– Найдите в тексте, как описывает автор восторг девочки. («Закатав рукава кофточки, она влезла на качели. Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор. Их видела и тетка, которая вешала белье, и кошка, которая грелась на солнце, и малыш, сидящий в куче песка. Сам дворник спросил у нее, который час. Дина смутилась: она еще не умела различать время по часам. Пришлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор».) [5]

– Это чувства взрослого человека ? (Конечно, ребенка. Взрослые и дети по-разному смотрят на мир.)

– Все ли во дворе разделяли счастье маленькой девочки? («…долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны – отдельно механизм, отдельно стеклышко.С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце. На руке остался только ремешок с блестящим донышком».) [5]

– А здесь кто пишет? (Взрослый человек, который знает жизнь, знает, что не все люди способны разделить радость другого человека, оказывается, есть и завистливые люди.)

– Кто помог девочке? (Прадед, он собрал часы.)

– Прочитайте последний абзац данного рассказа. «Вот и вся история. Прошло очень много лет, и Дина мало что помнит из того времени. Но то, что помнит, делается с годами все ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал ее прадед».[5]

– О чем эти строки? Почему рассказ называется «Дед-шептун»? (Автора интересуют поступки людей. Взрослея, Дина узнавала жизнь, становилась мудрее, и конечно, понимала, что шептал дед о жизни, о людях, о мастерстве, которое невозможно потерять, ведь он почти слепой собрал часы.)

– В чем смысл этого рассказа? (Добро побеждает зло.)

– Выделим проблему. («Добро и зло».)

4. Подведение итогов беседы.

– Посмотрите на доску, так над чем же заставляют задуматься рассказы Людмилы Улицкой? Как мы назовем эти проблемы? (Нравственные, вечные. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение).[3]

Автор показывает крупным планом, что является самым важным в жизни человека.

– Я хочу прочитать сочинение ученицы седьмого класса.

«Совесть, правда, добро…

По моему мнению, совесть – это внутренний закон, это ограничитель человеческой вседозволенности. Если бы не было совести, человек являлся бы существом, а не личностью. Приведу пример, рассказ М. Горького «Извозчик». Под извозчиком подразумевается не конкретная человеческая фигура, искушения человека, потерявшего совесть. Почему извозчик? Потому что он тянет назад, в пустоту, в безнравственность.

Совесть необходима человеку для осознания собственных грехов и ошибок, а значит, и возможности в них покаяться.

В понятие «правда» каждый человек вкладывает что-то свое. Правда и совесть неразрывно связаны. Мне кажется, что правда – это не только отсутствие лжи и внешнее благочестие, это внутреннее состояние человека.

Добро необходимо человеку: без него мир стал бы безликой пустыней. Пример олицетворения чистоты и добра – это матрос Чайкин из повести Станюковича «Похождения одного матроса». Этот человек был настолько бескорыстен и чист душой, что перед ним ломались все козни зла. Даже зло умирает перед настоящей добротой и смирением.

К сожалению, сейчас, в 21 веке, в людях процветает эгоизм, жажда наживы. Теряются такие понятия, как чистая настоящая любовь, верность, взаимовыручка.

Наша великая задача – сохранить эти великие понятия и приумножить их в своих сердцах».

Рассказы Улицкой иллюстрировал художник Владимир Семенович Любаров.

5. Работа с иллюстрациями.

6. Сообщения учеников о жизни и творчестве художника Владимира Семёновича Любарова.

Сообщение 1. «Хроника».

1044  Родился в Москве.

1955-1962  Учился в Московской средней художественной школе при Институте им. В.И.Сурикова…

1962  Работал маляром на автобазе.

1963-1969  Учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции…

1969-1990  Проиллюстрировал и оформил более 100 книг. Среди авторов Вольтер, Гофман, Распэ, По, братья Стругацкие, Лем…

1073-1984  Работал главным художником журнала «Химия и жизнь».

1985  Вступил в Московскую организацию Союза художников СССР.

1988  Вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей создал первое в России частное издательство – «Текст».

1991 Резко изменил свою жизнь, переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Начал заниматься станковой графикой, а затем и живописью.

1993  Издательство Appletree Press (Великобритания) выпустило книгу «Русские пословицы» с иллюстрациями Любарова. Через год эта книга была переиздана в США.

1994  Начал создавать серии, работа над которыми из них продолжается и сейчас».[4]

Сообщение 2. «Как я стал художником».

Маленьким мальчиком я почти всегда рисовал войну.

Я рисовал солдат в касках с красными звездами, автоматы и танки с огромными пушками. А соседка по коммуналке Нина Гусарова, которая была старше меня на год, рисовала стройных принцесс на тоненьких ножках-макаронинах. Головы принцесс украшали огромные  банты, раскрашенные цветным карандашом, и все Нину хвалили. Меня тоже хвалили, но как-то неискренне. Война всем порядком надоела.

Я завидовал Нине, и однажды тоже попробовал нарисовать принцессу. Получилась толстая тетка, а банты рисовать я вообще не умел.

– Вылитая тетя Вера,– сказала моя мать и посоветовала убрать рисунок куда-нибудь подальше, а то тетя Вера может обидеться.

С тех пор я ничего взрослым не показывал. А когда услышал объявление по радио о приеме детей в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, взял папку со всеми своими рисунками и отнес туда. С этого момента вся моя жизнь была отдана карандашам, холстам и кисточкам, а на моей одежде не переводятся пятна от масляной краски».[4]

Сообщение 3. «Дядя Миша с Большой Головой».

Иногда мне кажется, что на мое решение стать художником повлиял мой родственник – вовсе не художник, а полиграфист. Все, от мала до велика, называли его «Дядей Мишей с Большой Головой».

Он работал в типографии «Красный пролетарий», и от него чудесно пахло типографской краской. Мама потихоньку рассказала мне, что в юности дядя Миша был очень хорош собой и девушкам во взаимности никогда не отказывал. На чем и погорел. Однажды, спасаясь бегством от ревнивого мужа, он упал в шахту лифта. Головой вниз. От удара его голова  почему-то стала расти. Она росла, росла, и в пору моего детского любопытства все еще, кажется, продолжала расти. Однако на дядином профессионализме это никак не сказалось: дядю Мишу знали и любили во всех московских издательствах. А когда я сам поступил в Полиграфический институт, то обо мне так и говорили: «А-а-а, это племянник Дяди Миши с Большой Головой…», – и относились по-доброму.

Быть может, не случайно я с детства рисовал людей с головами больше натуральных. И рисую так до сих пор».[4]

Сообщение 4. «Почему я рисую толстых женщин?»

Версия 1.

В деревне Перемилово все женщины крупные и красивые, а мужики – так себе, ни ростом, ни весом не вышли. Плюгавенькие, одним словом.

В Перемилове женщина – главная, на ней держится хозяйство и душевное здоровье семьи. А мужикам все до фонаря, они живут своими интересами: выпивают, в картишки перекидываются, озоруют.

Моя жена Катя тоже молодая, красивая и крупная – хоть и городская девушка.

А я – тощий мухомор, подстать перемиловским мужичкам и собственным картинкам.

Так что, когда говорят: «Экий ты фантазер, так в жизни не бывает»,– я возражаю.

Бывает!

Версия 2.

Меня часто спрашивают, почему я рисую толстых женщин?

– И действительно, почему я их рисую?

Во-первых, наверное, потому, что просто люблю их рисовать.

Для меня толстая женщина – особый эстетический объект.

Мне нравится, как она ходит, сидит, лежит, нравится ее пластика, мне нравится в ней все…

Толстая женщина органично вписывается в любой ландшафт, в любую среду обитания. Она организует мир вокруг себя. Моя толстая женщина – это некий космический объект, она неразрывно связана с Природой, она даже  летать умеет…

А во-вторых, я рисую толстых женщин потому, что в деревне Перемилово худых женщин отродясь не водилось».[4]

7. Домашнее задание

Прочитать рассказы Л.Е.Улицкой «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

Литература

  • [1] Черняк М.А. Современная русская литература. – М.,Эксмо, 2007, с.308.
  • [2] Данилов А.А. Отечественная история. Учебник для вузов. – М.: Проект,2003, с.242-247.
  • [3] Ожегов С.И. Словарь русского языка: под ред. Ч.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд.,-М.: Рус. Яз.,1986.
  • [4] Владимир Любаров. Рассказы. Картинки. – М.: ГТО, 2011, с. 24,37,160,248.
  • [5] Улицкая Л. Детство сорок девять: Рассказы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 8-39.