Урок внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова проводится после проведения основных уроков по творчеству писателя. Заранее даётся список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».
Возможно проведение данного урока педагогами, работающими как по программе под редакцией Коровиной В.Я., так и по программе Кутузова А.Г.
На уроке необходимо использовать толковые словари русского языка (в зависимости от того, какие имеются в наличии) для работы с литературными терминами, отражающими градации понятий «смешного» и «грустного».
Для проведения урока необходимо разделить класс на группы и каждую группу обеспечить текстом рассказа и иллюстрациями. Тогда возможна работа по сравнению иллюстраций разных авторов к одному и тому же тексту.
Текст для физкультминутки учитель может использовать свой.
На уроке предполагается проведение творческой работы, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями и размышлениями, касающимися темы урока.
Возможно использование национально-регионального компонента ( материал по краеведению). В нашем случае это знакомство с произведениями С.Н. Миловского, которого называли «Прикамским Чеховым». Текст произведений Миловского можно взять из книг:
- «В уездном городе «С». Проект «Память Сарапула».- Издательство МУП г.Сарапула «Сарапульская типография», 2010.
- Миловский С Н. Хрустальное яблоко. Рассказы.- Сарапул, 2011.
- С. Миловский. Неизречённый свет. Рассказы. – Сарапул, 2012
Цели урока:
- Выявление особенностей чеховского юмора.
- Помощь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах.
- Развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.
- Способствование развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
- Создание особого эмоционального настроя во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ.
Образовательные задачи:
- Выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех.
- При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
- Узнать особенности чеховского юмора.
Предполагаемый результат:
- Уметь находить смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
- Знать отличительные черты чеховских произведений.
- Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
- Мотивировать учащихся для написания творческой работы и последующего чтения рассказов А.П. Чехова.
Оборудование:
- Портрет А.П. Чехова, тексты чеховских рассказов.
- Толковые словари.
- Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
- Слайды презентации урока.
- На доске рядом с портретом А.П. Чехова – годы его жизни и тема урока.
Тип урока: урок внеклассного чтения с элементами урока-мастерской.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.
II. Подготовительная работа.
1. Показ слайда №1. (Портрет А.П. Чехова и слова Ф.М. Достоевского о творчестве А.П. Чехова)
«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души», - говорил писатель Ф.М. Достоевский. Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.
2. У.: Посмотрите на фотографии весёлых и грустных людей. (Слайд 3-8)
(Показываются фотографии смешных и грустных людей на слайдах)
– Что вы чувствуете, рассматривая фотографии?
– Что можете сказать об изображённых людях?
3. У.: Разделите страницу пополам.
– В одну колонку запишите слово «смех» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.
Все учащиеся читают свои слова.
– В другую колонку запишите слово «грусть» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.
Учащиеся читают свои записи.
4. У. : Мы сегодня говорим о смешном и грустном в рассказах А.П. Чехова. Но прежде чем мы обратимся непосредственно к текстам, давайте выясним, что означают эти понятия: смешное и грустное, трагическое и комическое. Поможет нам в этом словарь. К какому словарю мы обратимся? (Толковому)
Работа со словарями.
Идёт показ слайдов со словами. (Слайд 9)
(Каждая группа должна найти толкование значений одного из слов)
Вывод:
Комическое – это то же, что и смешное, только более сильно выраженное.
Трагическое – то же, что и грустное, только более эмоциональное. В жизни очень часто эти понятия находятся рядом.
III. Групповая работа с текстом.
У.: Вот теперь мы можем обратиться к текстам рассказов.
1. У.: Определите, какой рассказ А.П. Чехова начинается так:
«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.» («Хамелеон»)
«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах..» («Злоумышленник»)
«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.» («Тоска»)
«На днях я пригласил гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться». («Размазня»)
2. У.: Сейчас вы получите задание к каждому рассказу и иллюстрации к нему.
Подготовьте выступление по своим заданиям.
Задание к рассказу «Хамелеон»
(Слайд 10 с иллюстрациями к рассказу)
- Рассмотрите иллюстрации и найдите в тексте описание эпизода. Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание рассказа?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа? Кто такой хамелеон?
- Какая деталь помогает раскрыть хамелеонство Очумелова?
- Что в рассказе показалось смешным, а что грустным?
Задание к рассказу «Злоумышленник». (Слайд 11)
- Кого называют злоумышленником? Кто изображён на иллюстрациях?
- Почему А.П. Чехов сказал, что отпустил бы мужичка?
- Какую роль играет в рассказе гайка, которую открутил Денис Григорьев?
- Над чем смеётся Чехов в рассказе и что его огорчает?
Задание к рассказу «Тоска» (Слайд 12 )
- Какой момент изображён на рисунке?
- Почему именно с описания зимнего пейзажа начинает Чехов свой рассказ?
- Кому изливает Иона Потапов своё горе? Как это связано с эпиграфом?
- Какие чувства пытается передать автор своим читателям?
Задание к рассказу «Размазня» (Слайд 13)
- Какие эпизоды рассказа изобразила юная художница Таня Юдицкая?
- Как вы понимаете определение, данное человеку: «размазня»?
- Как вы думаете, кому сочувствует автор и кого он осуждает?
- Весёлый или грустный этот рассказ Чехова?
Учащиеся представляют результаты групповой работы.
IV. Физкультминутка.
Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!
V. Подведение итогов групповой работы.
1. У.: Проанализировав рассказы, какие выводы можно сделать в соответствии с темой урока?
- Все рассказы небольшие по содержанию.
- Во всех рассказах существенную роль играет деталь.
- Все в той или иной мере смешны и грустны.
- Из каждого рассказа можно вынести какой-то урок для себя и сейчас, в наше время.
2. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Смех – дело серьёзное»? (Слайд 14, со словами )
3. А.П. Чехов по профессии врач. Как вы думаете, помогала ли его профессия писать рассказы?
VI. Творческая работа (мини-сочинение).
У.: Сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?
Начните свои работы так (запись на доске):
- Я понял (а), что …
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
По желанию зачитать 1-2 работы или по одной от каждой группы.
VII. Подведение итогов урока
- Выставление оценок.
- Комментарий домашнего задания. (Слайд 15)
- Прочитать рассказ С.Н.Миловского (Елеонского) «Посылка».
(Сб «В уездном городе «С»).
(С.Н. Миловский – наш сарапульский писатель, которого называли современники «Прикамский Чехов». Эти писатели даже внешне похожи. Обратите внимание на портреты А.П. Чехова и С.Н. Миловского).