Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен"

Разделы: Литература


Наглядность: иллюстрация к “Слову о полку Игореве”, карта похода князя Игоря, слова из текста на древнерусском языке, портрет В.М.Шукшина, иллюстрированный текст “Слова…”, зачетная книжка (полузакрытая).

Проблемная ситуация: “Правильно ли поступил профессор, поставив студенту двойку и подарив книгу?”

Вопрос-подсказка: Каков смысл названия рассказа?

Цели: (возможна совместная постановка целей)

  1. Осознать как необходимость знания исторического прошлого страны, чтобы не утратить культурных связей.
  2. Осмыслить спор между профессором и студентом, как они по-новому раскрываются друг перед другом.
  3. Почувствовать позицию автора и определить свое отношение.
  4. Исследовать художественные приемы.
  5. Выйти на новую проблему.

Ключевые слова.

Определяют ребята, записывают в тетрадь: профессор, студент, совесть, экзамен, история, русский человек

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы знакомимся с этим текстом не в 9 классе, а в 8-ом, до изучения произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве?”

Возможные ответы учеников:

  • понять, чем история отличается от литературы;
  • чтобы не оказаться в ситуации студента;
  • чтобы в 9 классе интереснее было читать и воспринимать текст.

Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать со строк:

Спасибо жизнь,
не устаешь учить, я поняла,
не надо торопиться…

Почему? Я думаю, в конце урока мы вместе ответим на этот вопрос.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о смысле человеческого существования, о роли человека в истории, и кроме того, знакомимся с современной литературой. Поскольку это урок внеклассного чтения, первичное восприятие текста у вас происходило дома. Как вы думаете, почему же профессор поставил студенту двойку?

Возможные ответы учеников:

  • не прочитал текст, знание которого важно для каждого образованного человека;
  • он понял, что студент хочет получить образование, не прикладывая усилий (хотя и работает).

Учитель: Что вы знаете из курса истории о походе князя Игоря?

Подготовленный ученик по карте рассказывает об исторических событиях того времени.

Учитель: А что об этом знает наш герой рассказа, которому предстоит выдержать экзамен?

Возможные ответы учеников:

  • говорит заученные фразы из критической литературы;
  • постоянно прерывается;
  • “рассказывал неинтересно и плохо”;
  • одно предисловие прочитал, а текст нет.

Учитель: Для нас с вами сегодня тоже важно выдержать экзамен. Но какой? К этому вернемся чуть позже.

С биографией и творчеством известного писателя, актера, кинорежиссера, В.М.Шукшина, которого всегда волновала тема нравственности, со своеобразием его стиля мы познакомимся в старших классах, а сегодня обратимся к анализу его рассказа “Экзамен”. Одного из учеников я попрошу составить “древо понятий” к слову “экзамен”, пользуясь толковыми словарями, чтобы нам было легче ответить на проблемный вопрос урока.

Выводное знание: “экзамен” - испытание для проверки чьих-то знаний, проверка чьих-то свойств, характера; выяснение качеств, знаний, навыков, приобретенных в жизни.

А мы с вами проведем небольшую блиц-разминку на знание текста.

Вопросы учителя Предполагаемые ответы учеников
- Как держит студент билет? - “билет мелко вздрагивал”
- Почему профессор называет студентов “черти полосатые”? - видит, что не готовы, но хотят получить положительную отметку (Шукшин использует простонародную лексику).
- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь? - студент, так как он сам был в плену
- Почему меняется отношение профессора к студенту? -воевал за русскую землю
- Почему профессор называет учебу нелегким трудом? - не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков
- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был? - чувствует связь поколений
- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)? - земля одна – русская
- Как вы думали, при первом прочтении, что поставил профессор студенту? - “3” - (пожалея)

- “4” - (стал симпатичен)

- “5” - (за то, что воевал)

- Почему профессору был не важен II вопрос билета? - как для русского человека знания I вопроса вполне достаточно
- Почему студент боялся открыть зачетку? - было бы стыдно, даже, если “3”
- Почему именно “2” поставил профессор? - избавил от стыда студента

Учитель: Я думаю, что все готовы к обсуждению и работе по алгоритму. Алгоритмы раздаются в группы.

Алгоритм работы:

  1. Какие два “плана” изображает автор?
  2. О чем размышляет профессор?
  3. Что он думает о студенте?
  4. Чем и почему студент ему нравится?
  5. Что понял студент после этого разговора?
  6. Что волнует профессора?
  7. Почему такие слова написал профессор в книге?

Как построен рассказ? С помощью каких художественных приемов раскрываются характеры героев?

Попрошу четырех человек подойти и вытянуть своеобразный билет – карточку для индивидуальной работы.

Индивидуальные карточки.

№1

В чем суть спора профессора и студента?

Уважает ли профессор студента как личность и за что?

№2

Что Вы знаете об исторических событиях XII века (поход Игоря Святославовича в 1185 году на половцев).

№3.

Какова позиция самого В.М.Шукшина? Совпадает ли она с Вашей?

№4.

Как построен рассказ? Приемы. Средства художественной изобразительности.

Еще два человека будут работать самостоятельно у доски, составляя цитатные характеристики профессора и студента (их мысли, движения, реплики), то есть продемонстрируют свою работу со словом.

Возможный результат:

профессор студент
- “строгий” - “пожалуйста, прямо с работы”
- “не читал, черти полосатые” - “простое хорошее лицо”
- “с убийственным спокойствием” - “глаза правдивые”
- “начинает ненавидеть” - “не читал”
- “в люди хотели выйти?” - “побагровел”
- “смотрят друг на друга” - “грустные глаза”
- “заволновался” - “сидел неподвижно”
- “подействовало успокаивающе” - “ставьте, что положено и не мучайтесь”
- “прилив злости” - “я сам в плену был”
- “внимательно посмотрел” - “сел”
- “как Вас зовут?” - “улыбнулся”
- “сердится на себя” - “улыбнулся”
- “оба молчали” - “оба молчали”
- “сердце дрогнуло” - “покраснел”
- “улыбнулся” - “было стыдно”
- “сухо: “До свидания” - “тупо смотрел”
- “думал” - “показалось…”

В группах идет выработка личных и групповых мнений (по алгоритму).

Общее обсуждение (по порядку группы отвечают на вопросы алгоритма, используя “древо понятий”, записи на доске, ключевые слова)

Возможные ответы учеников:

  • студент как русский человек был обязан прочитать это произведение;
  • профессор был слишком строг к студенту, но, подарив книгу, дал понять, что уважает его и его заслуги перед Отечеством;
  • рассказ построен на диалоге, через который раскрываются характеры героев;
  • профессора волнует, зачем студент поступает в Вуз, не зная самого главного;
  • самые главные экзамены – это не только те, которые мы сдаем в школе и в институте;
  • профессору совсем не обязательно было ставить “2” студенту, ведь он и так все осознал;
  • профессор поступил жестоко, ведь студент воевал, был рабочим человеком.

Учитель: Почему Шукшин именно так назвал свой рассказ?

Ответы учеников.

Учитель: Какой экзамен мы с вами выдержали сегодня?

Предполагаемые ответы учеников:

  • показали навыки общения;
  • умение вести диалог;
  • правильно и тактично дискутировать;
  • развивали способность самообладания;
  • сумели побороть страх, волнение при выступлении.

Учитель: Как вы думаете, какая оценка будет самой важной для меня как для учителя?

Предполагаемые ответы учеников:

  • отметка за устный экзамен по литературе;
  • как мы напишем сочинение;
  • как будем изучать “Слово о полку Игореве” в 9 классе.

Учитель: Хорошо, а как для человека, который был рядом с вами 5 лет, объяснял вам, что такое нравственность, долг, мораль, добро и зло?

Предполагаемые ответы учеников

  • чтобы мы стали хорошими людьми;
  • были грамотными;
  • выдержали “жизненные” экзамены на “5”;
  • не забывали школу;
  • воспользовались в жизни тем, что дают нам учителя на своих уроках.

Учитель: На этом разговор наш не заканчивается, и мы выходим на новую проблему. В качестве домашнего задания – творческая работа на оценку.

“3” - как вы оцениваете действия главных героев?

“4” - какой экзамен уже выдержал студент?

“5” - письмо профессору или студенту (соблюдая эпистолярный жанр)

Учитель: С каким произведениями по тематике можно сравнить рассказ “Экзамен”?.

Ученики:

“Уроки французского” (В.Распутин)

“Урок” (Ю.Мамлеев)

“Цифры” (Л.Н.Толстой)

“Мария Сергеевна” (В. Крупин)

Учитель: Хорошо, давайте сравним эти произведения, поделимся своими впечатлениями, ведь это тексты разных литературных направлений.

Ответы учеников.

Учитель: Спасибо вам за “отлично” выдержанный “экзамен” сегодня на уроке.

Возвратимся к эпиграфу и теме нашего занятия.

Мнения и ответы учеников.

Подводятся итоги; рефлексия деятельности учителя и учеников.