Наглядность: иллюстрация к “Слову о полку Игореве”, карта похода князя Игоря, слова из текста на древнерусском языке, портрет В.М.Шукшина, иллюстрированный текст “Слова…”, зачетная книжка (полузакрытая).
Проблемная ситуация: “Правильно ли поступил профессор, поставив студенту двойку и подарив книгу?”
Вопрос-подсказка: Каков смысл названия рассказа?
Цели: (возможна совместная постановка целей)
- Осознать как необходимость знания исторического прошлого страны, чтобы не утратить культурных связей.
- Осмыслить спор между профессором и студентом, как они по-новому раскрываются друг перед другом.
- Почувствовать позицию автора и определить свое отношение.
- Исследовать художественные приемы.
- Выйти на новую проблему.
Ключевые слова.
Определяют ребята, записывают в тетрадь: профессор, студент, совесть, экзамен, история, русский человек
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы знакомимся с этим текстом не в 9 классе, а в 8-ом, до изучения произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве?”
Возможные ответы учеников:
- понять, чем история отличается от литературы;
- чтобы не оказаться в ситуации студента;
- чтобы в 9 классе интереснее было читать и воспринимать текст.
Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать со строк:
Спасибо жизнь,
не устаешь учить, я поняла,
не надо торопиться…
Почему? Я думаю, в конце урока мы вместе ответим на этот вопрос.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о смысле человеческого существования, о роли человека в истории, и кроме того, знакомимся с современной литературой. Поскольку это урок внеклассного чтения, первичное восприятие текста у вас происходило дома. Как вы думаете, почему же профессор поставил студенту двойку?
Возможные ответы учеников:
- не прочитал текст, знание которого важно для каждого образованного человека;
- он понял, что студент хочет получить образование, не прикладывая усилий (хотя и работает).
Учитель: Что вы знаете из курса истории о походе князя Игоря?
Подготовленный ученик по карте рассказывает об исторических событиях того времени.
Учитель: А что об этом знает наш герой рассказа, которому предстоит выдержать экзамен?
Возможные ответы учеников:
- говорит заученные фразы из критической литературы;
- постоянно прерывается;
- “рассказывал неинтересно и плохо”;
- одно предисловие прочитал, а текст нет.
Учитель: Для нас с вами сегодня тоже важно выдержать экзамен. Но какой? К этому вернемся чуть позже.
С биографией и творчеством известного писателя, актера, кинорежиссера, В.М.Шукшина, которого всегда волновала тема нравственности, со своеобразием его стиля мы познакомимся в старших классах, а сегодня обратимся к анализу его рассказа “Экзамен”. Одного из учеников я попрошу составить “древо понятий” к слову “экзамен”, пользуясь толковыми словарями, чтобы нам было легче ответить на проблемный вопрос урока.
Выводное знание: “экзамен” - испытание для проверки чьих-то знаний, проверка чьих-то свойств, характера; выяснение качеств, знаний, навыков, приобретенных в жизни.
А мы с вами проведем небольшую блиц-разминку на знание текста.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
- Как держит студент билет? | - “билет мелко вздрагивал” |
- Почему профессор называет студентов “черти полосатые”? | - видит, что не готовы, но хотят получить положительную отметку (Шукшин использует простонародную лексику). |
- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь? | - студент, так как он сам был в плену |
- Почему меняется отношение профессора к студенту? | -воевал за русскую землю |
- Почему профессор называет учебу нелегким трудом? | - не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков |
- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был? | - чувствует связь поколений |
- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)? | - земля одна – русская |
- Как вы думали, при первом прочтении, что поставил профессор студенту? | - “3” - (пожалея) - “4” - (стал симпатичен) - “5” - (за то, что воевал) |
- Почему профессору был не важен II вопрос билета? | - как для русского человека знания I вопроса вполне достаточно |
- Почему студент боялся открыть зачетку? | - было бы стыдно, даже, если “3” |
- Почему именно “2” поставил профессор? | - избавил от стыда студента |
Учитель: Я думаю, что все готовы к обсуждению и работе по алгоритму. Алгоритмы раздаются в группы.
Алгоритм работы:
- Какие два “плана” изображает автор?
- О чем размышляет профессор?
- Что он думает о студенте?
- Чем и почему студент ему нравится?
- Что понял студент после этого разговора?
- Что волнует профессора?
- Почему такие слова написал профессор в книге?
Как построен рассказ? С помощью каких художественных приемов раскрываются характеры героев?
Попрошу четырех человек подойти и вытянуть своеобразный билет – карточку для индивидуальной работы.
Индивидуальные карточки.
№1
В чем суть спора профессора и студента?
Уважает ли профессор студента как личность и за что?
№2
Что Вы знаете об исторических событиях XII века (поход Игоря Святославовича в 1185 году на половцев).
№3.
Какова позиция самого В.М.Шукшина? Совпадает ли она с Вашей?
№4.
Как построен рассказ? Приемы. Средства художественной изобразительности.
Еще два человека будут работать самостоятельно у доски, составляя цитатные характеристики профессора и студента (их мысли, движения, реплики), то есть продемонстрируют свою работу со словом.
Возможный результат:
профессор | студент |
- “строгий” | - “пожалуйста, прямо с работы” |
- “не читал, черти полосатые” | - “простое хорошее лицо” |
- “с убийственным спокойствием” | - “глаза правдивые” |
- “начинает ненавидеть” | - “не читал” |
- “в люди хотели выйти?” | - “побагровел” |
- “смотрят друг на друга” | - “грустные глаза” |
- “заволновался” | - “сидел неподвижно” |
- “подействовало успокаивающе” | - “ставьте, что положено и не мучайтесь” |
- “прилив злости” | - “я сам в плену был” |
- “внимательно посмотрел” | - “сел” |
- “как Вас зовут?” | - “улыбнулся” |
- “сердится на себя” | - “улыбнулся” |
- “оба молчали” | - “оба молчали” |
- “сердце дрогнуло” | - “покраснел” |
- “улыбнулся” | - “было стыдно” |
- “сухо: “До свидания” | - “тупо смотрел” |
- “думал” | - “показалось…” |
В группах идет выработка личных и групповых мнений (по алгоритму).
Общее обсуждение (по порядку группы отвечают на вопросы алгоритма, используя “древо понятий”, записи на доске, ключевые слова)
Возможные ответы учеников:
- студент как русский человек был обязан прочитать это произведение;
- профессор был слишком строг к студенту, но, подарив книгу, дал понять, что уважает его и его заслуги перед Отечеством;
- рассказ построен на диалоге, через который раскрываются характеры героев;
- профессора волнует, зачем студент поступает в Вуз, не зная самого главного;
- самые главные экзамены – это не только те, которые мы сдаем в школе и в институте;
- профессору совсем не обязательно было ставить “2” студенту, ведь он и так все осознал;
- профессор поступил жестоко, ведь студент воевал, был рабочим человеком.
Учитель: Почему Шукшин именно так назвал свой рассказ?
Ответы учеников.
Учитель: Какой экзамен мы с вами выдержали сегодня?
Предполагаемые ответы учеников:
- показали навыки общения;
- умение вести диалог;
- правильно и тактично дискутировать;
- развивали способность самообладания;
- сумели побороть страх, волнение при выступлении.
Учитель: Как вы думаете, какая оценка будет самой важной для меня как для учителя?
Предполагаемые ответы учеников:
- отметка за устный экзамен по литературе;
- как мы напишем сочинение;
- как будем изучать “Слово о полку Игореве” в 9 классе.
Учитель: Хорошо, а как для человека, который был рядом с вами 5 лет, объяснял вам, что такое нравственность, долг, мораль, добро и зло?
Предполагаемые ответы учеников
- чтобы мы стали хорошими людьми;
- были грамотными;
- выдержали “жизненные” экзамены на “5”;
- не забывали школу;
- воспользовались в жизни тем, что дают нам учителя на своих уроках.
Учитель: На этом разговор наш не заканчивается, и мы выходим на новую проблему. В качестве домашнего задания – творческая работа на оценку.
“3” - как вы оцениваете действия главных героев?
“4” - какой экзамен уже выдержал студент?
“5” - письмо профессору или студенту (соблюдая эпистолярный жанр)
Учитель: С каким произведениями по тематике можно сравнить рассказ “Экзамен”?.
Ученики:
“Уроки французского” (В.Распутин)
“Урок” (Ю.Мамлеев)
“Цифры” (Л.Н.Толстой)
“Мария Сергеевна” (В. Крупин)
Учитель: Хорошо, давайте сравним эти произведения, поделимся своими впечатлениями, ведь это тексты разных литературных направлений.
Ответы учеников.
Учитель: Спасибо вам за “отлично” выдержанный “экзамен” сегодня на уроке.
Возвратимся к эпиграфу и теме нашего занятия.
Мнения и ответы учеников.
Подводятся итоги; рефлексия деятельности учителя и учеников.