Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Знакомство с проблемами одинокого художника, человека 30-х годов 19 века.
  2. Объяснить суть натуры Лугина.
  3. Работа над стилистикой повести.
  4. Найти в содержании повести проблемы, актуальные для нашего времени.

Оборудование:

  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.
  2. Запись баллады Шуберта «Лесной царь».
  3. Рисунки учащихся к повести.
  4. Сочинения с вариантами окончания повести «Штос».

Эпиграфы к уроку:

  1. Так жизнь скучна, когда боренья нет. (М.Ю. Лермонтов)
  2. 2. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых. (Книга притчей Соломоновых. Глава 3)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

У графа Виельгорского был музыкальный вечер. Собралось великосветское общество: знаменитые литераторы, учёные, артисты, модные дамы. Было, по словам Лермонтова, «Ни скучно, ни весело». А главный герой, художник Лугин, и вовсе чувствует себя неспокойно. Причины этого мы узнаём из разговора Лугина с красавицей Минской. Но прежде всего вспомним, что перед нами человек поколения 30-х годов 19 века. О таких, как Лугин, Лермонтов писал в стихотворении «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны…»

Лермонтов не рассказывает историю жизни своего героя, его интересует внутренний  мир художника, тайны его души. (Включаем запись баллады Шуберта, обращаем внимание на тревожную музыку. Она словно передаёт биение человеческого сердца, вызывает неосознанную тревогу.)

Лугин под магическим влиянием баллады делится с Минской своими тайнами. Они не дают ему покоя.

Что же беспокоит молодого человека? Какие тайны скрываются в его душе?

2. Работа с текстом

Вопросы Предполагаемые ответы
1. Отчего Лугин в последнее время чувствует себя несчастным? «Вот уже две недели, как все люди мне кажутся жёлтыми … мне иногда кажется, что у людей вместо голов лимоны». Такое видение мира мешает ему и как художнику. «Добро бы все предметы; тогда была бы гармония в общем колорите; я бы думал, что гуляю в галерее испанской школы».
2. Учитель. В книге М.Купера и А.Мэтьюза «Язык цвета» интересно рассказано об огромном влиянии цвета на наши эмоции, настроение, самочувствие. Авторы - известные эксперты, психологи, специалисты по цветовым решениям. Как они объясняют значение жёлтого цвета применительно к случаю Лугина?

Жёлтый цвет тревожит и привлекает внимание… это цвет человек замечает первым…

В лингвистическом смысле он часто бывает связан с трусостью. В средние века Иуду на картинах изображали в жёлтом одеянии.
 
3. В чём заключается конфликт Лугина с окружающим миром? Лугин одинок. Друзей у него мало, любимой нет. Он прекрасный художник, но много картин не дописал, а законченные показывает лишь узкому кругу людей. Он равнодушен к миру, окружающему его. Сам того не замечая, он разрушает собственную душу бездеятельностью, бездействием.
4. Что ещё мучает молодого человека? Чего он боится? 1. «Вот уже несколько дней, как я слышу голос. Кто-то твердит на ухо с утра и до вечера адрес».
2. Считает себя безобразным внешне. Думает, что его из-за этого не полюбит.
3. Тоскует по идеалу женской красоты. Пытается нарисовать девичью головку, но почему-то не может закончить рисунок, хотя набросков сделал много.

Лермонтов рассказывает о конфликте героя с самим собой, с обществом, привлекает наше внимание к «эпохе безвременья», которая, по словам Белинского, отличалась «безверием в жизнь и чувства». Автор показывает, что реальная жизнь порой содержит в себе страшную фантастику. Герой сталкивается с «иной» стороной, загадочной, необъяснимой. Романтические, фантастические и реалистические начала жизни сплелись в сложном взаимодействии. Лугин невольно подчиняется чужой воле, заставляющей его найти дом Штоса.

5. Мог ли Лугин поступить иначе? Трагический разлад в душе героя вызван тем, что силы его души не нашли достойного применения. Он замкнулся в своих переживаниях. Обратимся к авторской характеристики героя. Он одинок, хотя наделён обаянием и талантом истинного живописца.

«В выражении глаз его было много огня и остроумия».

«Он был далеко не красавец, это правда, однако в нём ничего не было отвратительного, и люди, знавшие его ум, талант и добродушие, находили даже выражение лица его довольно приятным».
6. Какие ещё тайны Лугина раскрывает перед ним автор? Какая вина лежит огромным грузом в его душе? Оказывается, он эгоист. А теперь расплачивается за свою жестокость? «Он вспомнил, как часто бывал обманут, как часто делал зло именно тем, которых любил, какая дикая радость иногда разливалась по его сердцу, когда видел слёзы, вызванные им из глаз, ныне закрытых навеки…»

3. Работа с 3 главой. Встреча с призраком и игра с ним в карты.

Перед нами талантливый человек, не сумевший реализовать себя и от этого страдающей. Он с ужасом открыл зло в своей душе и понял, что во многом виноват сам. И это озарение пришло к нему в квартире Штоса, которую он всё-таки нашёл и снял. Странная обстановка квартиры вызывает у Лугина нервозность. (Цвет и рисунок обоев. Мебель.) Обращаем внимание на роль глаголов, при помощи которых Лермонтов передаёт состояние героя. «Он начал ходить по комнате», «ему хотелось плакать, хотелось смеяться … он бросился на постель и заплакал».

Надменный, эгоистичный Лугин плачет, потому что утратил связь с реальным миром. Его искушает старик принадлежащей к потустороннему миру, миру зла. Это демон.

  1. Читаем описание призрака. Отмечаем роль эпитетов.
  2. Игра в штосс. Поведение старика и Лугина.
  3. Бесплотное женское видение – идеал, который так долго искал художник.
  4. Азарт игрока берет верх над чувствами, рассудком. Лугин стремиться поймать и удержать призрачное счастье.
  5. Неминуема нравственная и физическая смерть героя.

4. Учащиеся читают отрывки из своих сочинений. «Как бы я закончил эту повесть?»

Варианты были разные. Но все ребята сошлись в одном: Лугин погубил себя сам. Он оторвался от реальной жизни, не нашел себя, поддался искушению. Он «удваивал куши; он был в сильном проигрыше, но зато каждую ночь на минуту встречал взгляд и улыбку, за которые он готов был отдать все на свете. Он похудел и пожалел ужасно». Теперь он сам, наверное, станет демоном зла. Недаром многие учащиеся предрекли переход души Лугина в приведение, а на стене комнаты увидели в своих работах не один злосчастный портрет, а два: старика и Лугин. Зло победило душу художника.

5. Вывод.

Лермонтов в своих дневниках писал, что герой его повести обречен на гибель. Говорим с учениками о неумении Лугина сопротивляться обстоятельствами жизни, о нездоровом азарте, который взял верх над рассудком, о потраченных напрасно душевных силах, о неспособности героя самореализоваться.

Приводим примеры из нашей жизни. Оказывается, эти проблемы актуальны и сейчас. Вопросы, тревожащие людей начала XIX века, волнуют и нас, людей начала XXI века.

Обращаемся к эпиграфам, написанные на доске, и раскрываем их смысл.