Урок внеклассного чтения по произведению Н.Иванова "Золотистый золотой". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чьё имя Мать

Мусса Джалиль

Прославим женщину-Мать,
неиссякаемый источник всё
побеждающей жизни!

М.Горький

Цели урока:

  • Помочь учащимся почувствовать высоту христианского подвига героя песни и нравственного подвига материнства.
  • Вывести учащихся на определение идейно-нравственной позиции автора через выбранную им жанровую форму произведения.
  • Привить учащимся навыки сопоставления:
    • произведений определенного жанра,
    • художественного вымысла с документальной историей,
  • Познакомить учащихся с новыми литературоведческими понятием: «прототип», «песня».

ХОД УРОКА

I. Вызов интереса

Постановка проблемной ситуации. Подвигнуть учащихся на анализ собственных знаний и заставить их задуматься о той теме, которую предстоит разобрать во всех подробностях.

1. Вступительное слово учителя:

История, с которой мы сегодня познакомимся, подлинная. Она легла в основу произведения Н.Иванова «Золотистый золотой».  23 мая 1996г. в селении Бамут в Чечне принял мученическую смерть за Христа русский солдат Евгений Родионов. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. (Показать портрет Жени Родионова).
Мы посвящаем урок матери Жени – Любови Васильевне Родионовой.

Давайте посмотрим, как эту историю импровизирует писатель, участник Чеченских событий, Н.Иванов.

2. Чтение песни. (На экране изображение гор, звучит тихая восточная музыкаПриложение 3)

Чтение по ролям воспроизводится учителем и подготовленными учениками.

3. Выявление впечатлений от прочитанного

– Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Какое чувство вызвало у вас это произведение?
– Что показалось необычным? Что удивило вас? (История матери, ищущей в Чечне сына, никого не оставила равнодушным. Всех поразила необычайная сила духа женщины. Большинство приглашенных матерей эта история заставила прослезиться. Однако некоторые ученики неоднозначно восприняли историю, изложенную Н.Ивановым: кому-то она показалась слишком пафосной, кому-то затянутой. Многих удивила принадлежность произведения к жанру песни.)
Цепляемся за это и выстраиваем проблемную ситуацию.
Почему вас удивило, что это произведение по жанру – песнь? (Потому что оно больше походит на рассказ, чем на песню.)

4. Объявление цели урока

– Зададимся целью – выяснить жанровое своеобразие этого произведения. Ответим на вопросы: зачем автор сделал сноску на жанровую принадлежность? И почему именно такую форму изложения он выбрал. Станем соавторами произведения и попытаемся понять цель художественного вымысла  и отступления от правды жизни.

5. Словарная работа

Знакомство с новыми литературоведческим термином «прототип» и «песня»

Песня – это небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. В ней поется о любви, о крестьянской страде, о событиях семейной жизни и явлениях, социальных и общественных.

Петь – общеслав. = к пить. Пою «заставляю даю пить» ––> пою «воспеваю, пою песнь» в связи с языческим обрядом жертвенного возлияния т одновременного исполнения гимнов.

– Как и для чего создаются песни? (Песня создается для того, чтобы воспеть, воспеть …  Без песни человек себя не мыслит. Мы поем, когда у нас праздники, когда нам грустно. Место песни в жизни человека очень велико.)

Прототип – это

6. Презентация материала о Евгении Родионове и его матери. (Москва. «Новая книга». 1995) (Приложение 2)

Индивидуальное домашнее задание.

–  Попробуем выяснить, почему автор, сохранив имя героя песни – Женька, не награждает именем главную героиню – его мать?

II. Осмысление. Проникновение в текст

1. Беседа о прочитанном:

– Почему автор в подзаголовке указывает на принадлежность произведения к жанру песни? Зачем он подчеркивает это и берет вариант слова не «песня», а «песнь»? (Цель Н. Иванова – воспеть подвиг материнства и прославить христианский подвиг, совершенный ее сыном. Использование гиперболы как основного ведущего приема помогает почувствовать особый пафосный настрой, так как цель автора – возвысить материнство, возвести его до подвига Богоматери. Отсюда обобщение и отсутствие имени у героини.)

Песнь, а не песня для того, чтобы придать возвышенность. Слово «песнь» – слово высокого стиля, более поэтичное, торжественное. Оно синонимично понятию «гимн».
Песнь = Гимн
Гимн – символ страны, выражение общего духа.
Гимн поется всеми, и каждый гражданин страны должен его уважать и знать. Очевидно, Н.Иванов хотел, чтоб историю о вере в Бога и о борьбе людей за эту веру, знали все.

2. Аналитическая работа с понятием «Обобщение»

– Попробуем проследить, с какой целью автор прибегает к обобщению и как это выявляется из текста произведения.

  • Отсутствие личного имени у матери и фамилии у героя.

Цитата: «– Стой, кто идет?
– Мать»

  • Зато фамилии солдат: Петров и два Ивановых – признак нарицательности.  Эти фамилии самые распространенные на Руси, поэтому ассоциативно продолжается этот ряд устойчивой фразой: «Иванов, Петров, Сидоров».
  • Цитата: «И не понять было с первого взгляда, русская ли, чеченка?»

(Да и какая разница! Есть вариант происхождения слова «мама» от лат. «мать, груди». Всех вскармливает женщина-мать. Автору безразлично, какая конкретно женщина ищет сына: сердце любой матери будет болеть за сына, из какой бы страны он ни был, и на чьей бы стороне не воевал. Эта фраза – страшный укор всем воюющим, символ жизни и мира.
«Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына!» – слова Любови Васильевны Родионовой).

Цитата: «И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, – крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия.

3. Сопоставительный анализ: «Художественный вымысел и правда жизни»

– Мы знаем, что в основу песни легла документальная история из жизни Евгения Родионова, родившегося в поселке Курилово, и его матери. Но подлинную историю автор художественно переосмыслил, интерпретировал на свой лад. Давайте разберемся, с какой целью он это сделал.
– Так из биографических сведений о Жене Родионове мы знаем, что крест он стал носить, когда еще учился в школе, у Н.Иванова крест на призывном пункте надевает на него мама, причем, парень стесняется этого перед посторонними. Почему автор отошел от правды жизни? (Иванов хотел усилить значимость христианского подвига, подчеркнуть тревожность события и выразить свою отрицательную позицию к такому явлению жизни человечества, как война).
– Из сборника о Жене Родионове и из презентации о них с матерью мы узнали, что Женю чеченцы 3 месяца истязали, пытались сломить дух русского воина и переманить его на свою сторону и в свою веру. О чем говорит тот факт, что подобного натурализма нет в песне. (Потому что это все-таки песнь, цель которой, не отвлекаясь на излишние детали, уводящие от идей произведения, воспеть сам подвиг христианства и материнства, обобщить его, а не показать подробности жизни конкретного человека. Таких матерей и солдат было много).

4. Работа над формой произведения

– По каким формальным признакам можно узнать песню?
– Мелодичность.
– Ритм.
– Куплеты и припевы.
– Рефрен.

А) Синтаксический строй песни «Золотистый-золотой»:

Синтаксис надрывный, тревожный, лаконичный. Цельность настроя требует краткости, сжатости. «Из песни слова не выкинешь», – девиз, которым руководствовался автор. Поэтому каждое слово очень объемно по смысловой наполненности.

  • Абзацы выстроены как куплеты. Между абзацами много пробелов. Создается впечатление протяжности, чувствуется песенный ритм.
  • Рефрен: «Туда-сюда движение»  можно соотнести с припевом. Он подчеркивает суетность бытия, ненужность всего происходящего, вызывает у читателя неприятия войны как таковой.
  • Изобилие однородных членов предложения подчеркивает тревожность.

Б) Интерпретация заголовка.

– Как вы понимаете смысл заголовка, как в нем выражается авторский замысел? (Песня называется «Золотистый золотой». В основе заглавия эпитет. Это образное определение  содержит в себе суть характеристики главного героя Женьки. Цитата: «Сколько перед этим пролежала юез памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково «Золотистый-золотой» – не знает. Таким образом, понятие «золотистый» содержит и портретную характеристику, и черты характера. А в слово «головушку» автор явно вкладывает фольклорный элемент и соотносит нас с ассоциациями, выходящими на метафоричность понятия «золотой» = дорогой, драгоценный, жизненно необходимый: золотые руки, золотое сердце. Получается, что эпитет «золотой» – это авторская оценка, которую ставит своему герою Н.Иванов).
– Почему тогда автор большее по объему материала отводит образу матери?

4. Разбор образа матери

– Что вы можете сказать о матери? На что может пойти мать ради своего дитя?

Цитата: «Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства».

Градации:

1. Обратная «Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, душу, разум – но сейчас помоги…»
Получается, что для Н.Иванова потерять разум страшнее, чем потерять жизнь. И это так, потому что горе матери настолько может быть велико, что она может потерять рассудок, а больная и немощная – какая она человек наказание близким.

2. «Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень»
Градация подчеркивает звериное начала в облике врага, но ждет его, по мнению автора, темень – ничто, пустота. Но даже у этого зверя не поднялась рука выстрелить в Мать, ищущую своего сына. У него самого тоже есть мать. Но он «…не угадал. А тот, кто не угадывает, проигрывает».
Последние слова можно взять как афоризм. Они подчеркивают мысль, что невозможно даже предположить на какое самопожертвование способна Мать.

Гипербола: «Подняла руки – без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных сухожилий. <..> в каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки».

Анафора с гиперболой:

«Выше подполковников и майоров, капитанов и трех прапорщиков – Петрова и Ивановых.

Выше рядовых …
Выше гор …
Выше деревьев, оставшихся внизу, в ущелье»

Всё это автор использует для того, чтобы поднять возвеличить образ матери, приблизить его у горнему миру, к Богоматери. Воспеть ее.

III. Размышление

1. Вывод

– К какому выводу нас подводит Н.Иванов своей песней?

Вывод: если есть на Руси такие матери, то нам становится понятным, откуда такие воины.

В 1999 году мученик Евгений был причислен к лику святых.

2. Синтетическая беседа, основанная на разнообразных художественных явлениях, характеризующих эпоху. Работа с внетекстовым материалом.

Усиление этико-эстетического душевного настроения урока.

Прослушивание песни иеромонаха Романа (Матюшина) «О всепетая, мати» в исполнении Жанны Бичевской с просмотром презентации русских икон, в том числе и иконы «Всепетая мати». (Приложение 1, Приложение 4)
Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии.
Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово «Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4).

3. Беседа после прослушанного

– Как вы  понимаете тропарь к иконе: «О! Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее слово, нынешнее приношение приемиши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа (да славься)
Этимологическая справка: вопиющия – вопять – плач, мольба, безответный призыв. Вопять – громко взывать. Вспомним: «Глас вопиющего в пустыне…» (Лермонтов)
Кто как не мать, всеми петая, молит Бога о чадах своих, об избавлении от мук предстоящих и рождает святых.

4. Стилизация  (задание для мам и, по желанию, детям)

– Попробуйте составить свою молитву. Пример молитвы, составленной мамой ученика Валентиной Владимировной Ермолаевой.

О! Господи!
Убереги моих детей
От дела худого,
От слова злого,
От взгляда чужого,
От слуха дурного.

5. Анализ стихотворения Любови Петровой «Плач матери»

– Найдите сюжетные и лексические пересечения между произведениями.

О! Господи, как можно пережить?
Два сыночки, кровиночки, дитяти,
Придется вас сырой землей закрыть
И не будить вас по утрам в кровати.

Слезами вас, родные, не поднять,
Рукою вам головки не погладить,
Не проводить, не встретить, не обнять,
Зачем мне жить? Чего скажите ради?

Вам жизнь дала я, для того чтоб жить.
Чтоб радоваться, жизнью наслаждаться.
Вы не умели плакать и хандрить,
Мечтали в своих детях повторяться.

Сынки! Сыночки! Деточки мои!
Ушли туда, откуда нет возврата.
Зачем закрыли глазоньки свои?
О, лучше б я прошла все муки ада.

Нет горя горше, нет кровавей раны,
Мучительнее боли и страшней,
Чем хоронить детей, ушедших рано,
Чем в жизни пережить своих детей.

Стихотворение Петровой «Плач матери» представляет собой синтез фольклорного плача с молитвой. Мы вновь видим излияние горя, самого большого для женщины, вопль матери об ушедших безвременно сыновьях, обращение к ним как живым, что характерно для народных плачей-завываний.

Такие синтаксические приемы, как: риторические вопросы-обращения и ряды однородных членов усиливают эмоциональную нагрузку стихотворения, подчеркивают трагический пафос. Эпитеты в последнем четверостишии – прилагательные в сравнительной степени – подчеркивают силу любви матери и невосполнимость утраты.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Составление синквейна к понятию «мать»

Примеры:

Мать.
Оберегающая, вопиющая.
Любит, поддерживает, жертвует.
Рождает  истинных защитников.
Жизнь. (Буторов Владимир)

Мать.
Любящая, молящаяся.
Беспокоится, ищет, благословляет.
Приводит к святости детей.
Вечность. (Байкова Кристина)

2. Презентация индивидуального домашнего задания по составлению метафоры к понятиям:  «мать» = «материя»

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

Материя – общеслав. "ткань», «строительный лес», произошло от слова «мать».

Материя – материал, из которого соткан мир.

Строительный лес – мать веток.

– Продолжите мысль: если матери не будет или древо загниет?

Ветки-дети погибнут.

3. Так что:

Если мать ещё живая,
Счастлив ты, что на земле,
Есть кому, переживая, 
Молиться о тебе.

4. Итог

– Поделитесь, пожалуйста, мыслями, которые приходят к вам после нашего урока.
– Хочется в заключение привести слова протоиерея Александра Шаргунова, которые произнес на могиле Евгения Родионова 7 февраля 1999 года: «Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и своё лицо, Божий образ в человеке незамутненным».