Цели урока:
- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Евгения Ивановича Носова;
- развивать диалогическую речь учащихся; формировать умение быть информативным в диалоге, устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт;
- пробудить “дар воображения” школьников, побудить задуматься об отношении к своим родным, о доброте и понимании в семье.
Оборудование: портрет Евгения Ивановича Носова, иллюстрации к рассказам писателя, тексты новеллы (для каждого ученика).
Предварительная работа: домашнее чтение рассказа, записи первых впечатлений в читательский дневник, подготовка индивидуальных сообщений, иллюстраций к рассказу.
Формы работы: сочетание письменной работы (читательский дневник) с устной; диалог (информационный и интерпретационный), выразительное чтение эпизодов рассказа; работа со словарём; чтение наизусть.
(Эпиграф на доске)
Великая, волшебная, таинственная
страна,
из которой приходят все люди…
Чем дальше от неё уводят меня годы,
тем глубже моя тоска по ней.
Лидия Латьева.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Великая, волшебная, таинственная страна, из которой приходят все люди… Чем дальше от неё уводят меня годы, тем глубже моя тоска по ней.
Страна эта – Детство. Все мы вышли из детства. Это не просто определённая пора жизни, это скорее особый, хрупкий склад души человека. Это мир, в котором и краски ярче, и чувства острее, мир, в котором начинается Человек – его Любовь, Нелюбовь, Страх, Сострадание, его душевное зрение.
Трагическое, прекрасное и наивное здесь идёт рядом. Вот почему так важно всё, что происходит с человеком в детстве: что он слышит, с кем общается, кого любит, кому доверяет свою душу. След этого остаётся навсегда. И великое счастье, если это воспоминания о добром, умном и любящем человеке, таком, какой мы видим бабушку главного героя рассказа Е. Носова “Лоскутное одеяло”.
Чтение наизусть учеником стихотворения А.А. Цатова “Бабушкины руки”. (Индивидуальное задание).
Бабушкины руки
Я гляжу на эти руки,
Руки бабушки моей.
Сразу вижу, сколько муки
И труда досталось ей.
Тёмно-синие прожилки,
Несходящая мозоль,
Складки кожи и морщинки,
Да шершавая ладонь.
К животу прижмёшься плотно:
На душе легко, светло.
Спину сладко и добротно
Греет рук её тепло…
И сейчас, как из тумана,
Из былого далека
Греет внука-мальчугана
Эта милая рука.
А.А. Цатов
(Роговский сельский округ Подольского района
Московской области)
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Кого вспомнили вы, слушая эти строки?
Биографическая страничка
(Индивидуальное задание: сообщение, подготовленное учеником дома)
Носов Евгений Иванович
(1925, с. Толмачёво под Курском – 2002, Курск)
Русский прозаик. Родился в семье деревенских мастеров, отец воспитывал сына в ремесленных и хлебопашеских традициях. В 18 лет Носов ушёл на фронт; после войны работал литературным сотрудником газеты в Средней Азии. В 1951 году вместе с семьёй поселился в Курске. Литературный дебют Носова – публикация на страницах Курского областного альманаха для детей рассказа “Радуга” (1957). Первая книга “На рыбачьей тропе” (1958), за ней последовали другие, которые принесли ему славу подлинного мастера слова, певца нравственной силы человека.
Правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников в рассказах “Красное вино победы” и “Шопен, соната номер два” (1973) ввели Носова в круг писателей “лейтенантской прозы”. О судьбах солдат Великой Отечественной войны, преодолевших неимоверные тяжести и сохранивших человечность, доброту, живые души, повествуют рассказ “Яблочный Спас”, повесть “Моя Джомолунгма”, рассказ “Памятная медаль”.
Отличительной особенностью произведений “деревенской” тематики являются ориентация на народное слово, интонационное богатство, юмор, конкретность бытовых деталей, глубина гуманистического пафоса.
“Современная иллюстрированная
энциклопедия. Литература и язык”
Москва: “Росмэн”, 2007
II. Аналитическое чтение.
III. Беседа по вопросам.
- Какие мысли пришли к вам после прочтения рассказа? Что записали вы в своих читательских дневниках?
- К чьим записям можно взять эпиграфом слова К. Паустовского: “Я дружил с бабушкой. Я любил её больше, чем всех своих родных. Она мне платила тем же…”?
- Как, по-вашему, о чём новелла?
О взаимоотношениях старшего и младшего поколений мы немало узнаём из устного народного творчества и русской классической литературы.
Вспомните, как складываются отношения “старших” и “ младших” в русских народных сказках?
Расскажите о няне Савишне из повести Л.Н. Толстого “Детство”.
Вернёмся к рассказу Е. Носова:
- Чем занята бабушка целый день? Как вы думаете, много ли времени у неё, для того, чтобы заниматься воспитанием внука?
- Как складывается вечер этой маленькой семьи? Какое слово, по-вашему, наиболее точно определяет значение этих бабушкиных рассказов – “лоскутков”? (В беседах с бабушкой закладывается основа грядущей человеческой жизни).
IV. Словарная работа.
Мы с вами уже говорили о том, что человеку бывает интересно всё то, что понятно… Нам необходимо обратиться к словарям, чтобы лучше понимать жизнь наших героев, продолжить разговор о них.
Вязенки – вязаные носки.
Шубные рукавицы – варежки из овечьей шкуры.
Каганец – светильник.
Застя – заслонив.
Припечек – выступ у печки.
Долгая – длинная.
Торопко – быстро, торопливо.
Истово – очень усердно, старательно.
Оказия – удачный случай, совпадение.
Штука ситца – рулон ситца.
(Кроме того, необходимо объяснить ученикам, что значит “списали по чистой”, “строгий лицом Никола”, “сырая картофельная кружалка и ватный фитиль”).
V. Беседа
- О чём говорит имя и отчество бабушки?
- Что больше всего волнует мальчика в судьбе деда?
- Как вы думаете, что пришлось пережить этой семье? Что открывается читателю за скупыми строчками?
- Какой художественный образ объединяет всё повествование?
Александр Солженицын отмечает особенности рассказов Е. Носова: “…никаких авторских изъяснений, толкований происходящего. Перед нами живут те простейшие эпизоды живой жизни, которых так не достаёт нам в учебниках истории, чтобы её ощутить, как бы поживши в ней. Когда бабушка начинает молиться – словно объединяются времена и поколения: и Бог один, и небо, и земля общие…”.
- Как вам кажется, с каким чувством внук говорит о бабушке?
- О чём можно доверительно поговорить со старшими, особенно перед сном? Есть ли у вас человек для доверительных бесед?
…Кончается день, кончается задушевный разговор, ночь… “завтра ещё чего вспомним…”
- Подумайте, почему всё-таки рассказ не закончен?
VI. Итог.
В рассказе Е. Носова есть и описание, и повествование. Давайте добавим рассуждение-вывод.
Чем живут герои рассказа, что важно для них?
- Итак, в восприятии мальчика самое главное – жизнь души, семейные отношения. Бабушке её воспоминания даются нелегко, в её памяти история семьи, народа, - трагическая история. Но она, переживая заново свои печали, “читает” книгу семьи, родословную своему внуку: “Завтра ещё чего вспомним…”.
За героями рассказа мы видим автора, который учит любить родных, знать историю своей семьи и своей страны, беречь родную речь, хранить национальные традиции. И детство – самая благодатная пора для таких “уроков жизни”.
“Всё повторяется в жизни… Только одно не придёт никогда, одна дорога запорошена, загромождена временем, не пройти, не пролезть, не пролететь над нею – дорога в страну Детство. Из Детства выходят. В него не возвращаются. Нет ключей, нет волшебных слов, нет мага, способного нас вернуть в неё, только поступает из этой страны наше приданное, и сколько лет ни проживёшь на земле, оно идёт, идёт, идёт…”
Лидия Латьева.
Одним из вариантов окончания урока может быть чтение учителем стихотворения Вероники Тушновой “Вот говорят: Россия…”. При этом можно говорить о связи судьбы русской женщины с судьбой России, об их непростом пути, о любви к близким и дорогим…
Вот говорят: Россия…
Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые,-
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы,
да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори “не надо”,-
Мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
Волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!
VII. Домашнее задание.
Закончить работу в читательском дневнике: что вы ещё захотели написать в нём после урока. (Какие размышления возникли? О чём подумали несколько иначе, чем прежде?).
Литература
- Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. -№3.
- Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.
- Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: “Росмэн”, 2007.
- Вероника Тушнова. Стихотворения. Москва.: “Эксмо”, 2003.
- Даль В.И. Толковый словарь. Москва.: “Росмэн”, 2000.
- Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: ПУ “Первое сентября”, 2009.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.