Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание - создать презентации по темам:
I группа - «Сорочинская ярмарка»
Цель: выявить, как относится автор к своим героям, из чего это видно; показать соотношение лирического и комического, показать красоту пейзажных зарисовок и яркого описания ярмарки.
II группа - «Вечер накануне Ивана Купала»
Цель: раскрыть губительную силу денег, проанализировать художественное своеобразие повести.
III группа - «Майская ночь, или Утопленница»
Цель: выяснить какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.
IV группа - «Ночь перед Рождеством»
Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила.
Каждая группа получила задания: прочитать повесть и продумать ответы на следующие вопросы.
«Сорочинская ярмарка»:
- Зачитайте начало 1-ой главки — описание роскошного летнего дня (выразительно). С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (Днепра) из других повестей.
- Составьте калейдоскоп ярмарки (3-4 картинки), прочитайте их. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки? (юмористические способы: неожиданность, несоответствие, гипербола; какие части речи чаще всего употребляются; какова пунктуация текста?)
- Как относится Рудый Панько к своим героям? Из чего это видно? А что тебе понравилось в ней или кто?
- Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?
- Зачитайте последние два абзаца повести. Почему грустно, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?
«Вечер накануне Ивана Купала»:
- О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?
- Назовите имена действующих лиц. Прочитайте портрет Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?
- Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Зачитайте особо понравившиеся места.
- Кто из героев вызывает сострадание? Почему? (Петро? Пидорка? Ивась?)
- Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?
«Майская ночь, или Утопленница»:
- Расскажите коротко о сюжете повести, назовите имена действующих лиц, зачитайте описание внешности Ганны.
- Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы 1, 4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?
- За что парубки расправились с головой (сельским старостой)? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?
- Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.
- Что в повести фантастика, легенда, а что — правда? (приведите доказательства).
- Как по-вашему, хорошо это или плохо — уметь читать? Как этот вопрос связан с повестью, с кем из героев?
«Ночь перед Рождеством»:
- О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею. (Коротко расскажите).
- Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими? Что вызвало смех? Зачитайте одно происшествие (можно по ролям).
- Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему, играет описание природы?
- Какие украинские слова тебе понравились в повести и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Наглядность: портрет Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.
План проведения урока
- Организационный момент.
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» и
народное творчество.
- Вступительное слово учителя.
- Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.
- Изучение нового материала.
-
Презентация I группы; ответы на вопросы;
-
Презентация II группы; ответы на вопросы;
-
Презентация III группы; ответы на вопросы;
-
Презентация IV группы; ответы на вопросы;
-
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока «Вечера на хуторе близ Диканьки» Связь с народным творчеством.
II Вступительное слово. (Приложение1)
Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.
А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью?
III Создаю проблемную ситуацию, цель которой — вызвать интерес, создать положительный настрой.
IV Изучение и освоение нового материала
Выступает I группа.
План:
Повесть «Сорочинская ярмарка» изумила Пушкина. Гоголь прославляет беззаботную молодость, нравственную чистоту, любовь и счастье.
- Начало первой главки — это гимн природе. (выразительное чтение)
- Калейдоскоп ярмарки (пересказ 3-4 картин).
Атмосфера ярмарки. Юмористические способы её передачи.
- Грицько и Параска сумели отстоять своё счастье, победить злые силы.
- «Пусть их живут, как венки вьют», - напутствует молодых добрый Черевик.
- «Сорочинская ярмарка» - самая веселая повесть сборника, но последние эпизоды звучат грустно.
Выступает II группа.
План:
- Тема денег в повести «Вечер накануне Ивана Купала».
- Нет счастья там, где позабыт «полезный труд», где жажда денег вытеснила все человеческие чувства (Образы Пидорки и Петруся).
- Описания природы в повести предупреждают читателей о предстоящей трагедии.
- Басаврюк — олицетворение зла.
Выступает III группа.
План:
- «Майская ночь, или Утопленница» - гимн природе и торжествующей любви. Выразительное чтение отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Мы испытываем очарование лунной ночи.
- Как же должны быть красивы и счастливы люди, живя в этом прекрасном мире!
- Образы Левко и Ганны. Описания внешности раскрывают характеры героев.
- В повести тесно переплетены мир реальный и вымышленный. Их связывает мир природы. Легенды вплетены автором в оживший мир украинской природы.
Выступает IV группа.
План:
- Труд и любовь — основа народной жизни. Эта мысль пронизывает повесть «Ночь перед Рождеством»
- Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Да и как не бороться, если Вакула не может жить без Оксаны!
- Приключения Вакулы на пути к счастью. Образы Солохи, Чуба, черта в повести.
V Итог урока.
- В чем проявилась связь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с устным народным творчеством.
- Почему мы называем повести «Вечера на хуторе блих Диканьки» романтическими?
- В чем видит автор прочную основу жизни народа?
- Что мешает людям, по мнению Гоголя, жить красиво и счастливо?
- Что такое юмор? Назовите способы юмористического повествования. Приведите примеры.
- Какие украинские слова запомнили вы, читая повести Гоголя? Что они обозначают?
VI Домашнее задание: подготовить электронную презентацию повести.