Цели:
- Продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия.
- Познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении.
- Углубить представление о характере героя, данном в развитии.
- Дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».
Ход урока
Сообщение темы урока:
Обращение к эпиграфу: «…не бывает людей, не пострадавших от войны» – из стихотворения Н. Стручковой. Обратить внимание на стенд «Память, опаленная войной», оформленный к уроку материалами из школьного музея (подлинные письма с фронта, фотографии, похоронки).
Беседа:
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
- Кого вы назвали бы главным героем рассказа и почему?
- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество»). По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Сама жизнь бабушки менялась с приездом внука. Писатель для раскрытия образов героев и темы рассказа использует антитезу. Запишем определение антитезы в тетради.
Работа с тетрадью.
Антитеза –стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.
Попробуем найти примеры антитезы в тексте рассказа и запишем их в таблицу.
Бабушка | Внук |
Внешность | Внешность |
Согбенное, оплывающее тело; седая голова тряслась; в глазах уже виделось что-то нездешнее. | Милое, мальчишечье, смуглое, с румянцем. |
Течение жизни | Течение жизни |
Старость, прожита несладкая жизнь, слабость, одиночество. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. | Поел, как подмел и снова умчался. На диване – рубашка, книжки – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, все вразлад. И живым духом веяло в доме. Зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами, – словом, не скучал. Загромыхал на крылечке. В хату влетел краснощекий, с морозным духом. |
Сон | Сон |
Тревожный сон | Я, бабаня, сплю мертвым сном, ничего не слышу. |
– Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее болезни?(«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. » Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» (Именно так советовала поступить Гришина мать.)
Ресурсный круг:
– Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. О каких карточках идет речь? Что они значили для людей во время войны, и почему так страшно было их лишиться? (Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)
– Давайте попробуем прочувствовать состояние героини в момент утери карточек (класс делится на 3 группы):
- «визуалы» – Расскажите, что вы видите, думая об этом сне?
- «аудиалы» – Что вы слышите?
- «кенистетики» – Что вы чувствуете?
Слово учителя:
– Сны бабы Дуни возвращают нас к событиям войны. Мы видим последствия, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека, спустя долгие годы после окончания войны.
– Статистика утверждает, что в странах бывшего Советского Союза нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы во время Великой Отечественной войны. В 2004 году в начальной школе участники малой ученической конференции рассказали о том, какой след оставила война в их семьях, о том, как берегут в них память о тех, кто погиб или остался жив в то страшное время. В 2005 году учащиеся седьмых классов на основе этих работ создали презентацию, которую отправили на областной конкурс. Сейчас авторы этих работ учатся в 6-м классе и пришли к нам на урок (презентация В. Гурьева, Т. Тамояна и А. Олимской).
Самостоятельная работа учащихся.
– Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)
– Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
– Послушаем разговор Гриши со спящей бабушкой (выразительное чтение заранее подготовленным учеником):
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
– Теперь послушаем комментарии ребят-десятиклассников, которые занимаются на модульном курсе по практической психологии, руководит которым Давидьянц Н. А., о том, правильно ли, с точки зрения психолога, поступил Гриша.
– В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.»
– Попробуйте еще раз сформулировать тему нашего урока, его проблематику (тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения - Гриша. Именно этот образ дан в развитии.).
Попробуем сделать вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.
Вывод записывается в тетради:
Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
– Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта способствует уменьшению страданий людей.
В заключение нашего урока я хочу вместе с вами посмотреть фрагмент из кинофильма, снятого по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», о том, как эхо войны звучит в памяти людей, никогда не воевавших.
Демонстрируется фрагмент фильма.
Домашнее задание.
Напишите сочинение на материале рассказа на тему: …не бывает людей, совсем не пострадавших от войны…
Объявление оценок.
Примечание: при подготовке к уроку мною были использованы материалы учебно-методического комплекта «Вокруг тебя - мир». К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. С. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.- М.: ООО «Гендальф», 2000г.
В качестве приложения к уроку прилагается презентация в программе POWER POINT.