Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия.
  2. Познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении.
  3. Углубить представление о характере героя, данном в развитии.
  4. Дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».

Ход урока

Сообщение темы урока:

Обращение к эпиграфу: «…не бывает людей, не пострадавших от войны» из стихотворения Н. Стручковой. Обратить внимание на стенд «Память, опаленная войной», оформленный к уроку материалами из школьного музея (подлинные письма с фронта, фотографии, похоронки).

Беседа:

  1. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
  2. Кого вы назвали бы главным героем рассказа и почему?
  3. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество»). По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Сама жизнь бабушки менялась с приездом внука. Писатель для раскрытия образов героев и темы рассказа использует антитезу. Запишем определение антитезы в тетради.

Работа с тетрадью.

Антитеза стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

Попробуем найти примеры антитезы в тексте рассказа и запишем их в таблицу.

 Бабушка   Внук
Внешность Внешность
Согбенное, оплывающее тело; седая голова тряслась; в глазах уже виделось что-то нездешнее. Милое, мальчишечье, смуглое, с румянцем.
Течение жизни Течение жизни
Старость, прожита несладкая жизнь, слабость, одиночество. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Поел, как подмел и снова умчался. На диване рубашка, книжки на столе, сумка брошена у порога все не на месте, все вразлад. И живым духом веяло в доме.
Зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами, словом, не скучал.
Загромыхал на крылечке. В хату влетел краснощекий, с морозным духом.
Сон Сон
Тревожный сон Я, бабаня, сплю мертвым сном, ничего не слышу.

Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее болезни?(«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. » Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» (Именно так советовала поступить Гришина мать.)

Ресурсный круг:

Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. О каких карточках идет речь? Что они значили для людей во время войны, и почему так страшно было их лишиться? (Карточка бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)

Давайте попробуем прочувствовать состояние героини в момент утери карточек (класс делится на 3 группы):

  1. «визуалы» Расскажите, что вы видите, думая об этом сне?
  2. «аудиалы» Что вы слышите?
  3. «кенистетики» Что вы чувствуете?

Слово учителя:

– Сны бабы Дуни возвращают нас к событиям войны. Мы видим последствия, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека, спустя долгие годы после окончания войны.

– Статистика утверждает, что в странах бывшего Советского Союза нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы во время Великой Отечественной войны. В 2004 году в начальной школе участники малой ученической конференции рассказали о том, какой след оставила война в их семьях, о том, как берегут в них память о тех, кто погиб или остался жив в то страшное время. В 2005 году учащиеся седьмых классов на основе этих работ создали презентацию, которую отправили на областной конкурс. Сейчас авторы этих работ учатся в 6-м классе и пришли к нам на урок (презентация В. Гурьева, Т. Тамояна и А. Олимской).

Самостоятельная работа учащихся.

Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: « А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)

– Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

– Послушаем разговор Гриши со спящей бабушкой (выразительное чтение заранее подготовленным учеником):

Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

Теперь послушаем комментарии ребят-десятиклассников, которые занимаются на модульном курсе по практической психологии, руководит которым Давидьянц Н. А., о том, правильно ли, с точки зрения психолога, поступил Гриша.

– В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.» 

– Попробуйте еще раз сформулировать тему нашего урока, его проблематику (тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения - Гриша. Именно этот образ дан в развитии.).

Попробуем сделать вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.

Вывод записывается в тетради:

Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта способствует уменьшению страданий людей.

В заключение нашего урока я хочу вместе с вами посмотреть фрагмент из кинофильма, снятого по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», о том, как эхо войны звучит в памяти людей, никогда не воевавших.

Демонстрируется фрагмент фильма.

Домашнее задание.

Напишите сочинение на материале рассказа на тему: …не бывает людей, совсем не пострадавших от войны…

Объявление оценок.

Примечание: при подготовке к уроку мною были использованы материалы учебно-методического комплекта «Вокруг тебя - мир». К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. С. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.- М.: ООО «Гендальф», 2000г.

В качестве приложения к уроку прилагается презентация в программе POWER POINT.