Цели урока:
- определение основной мысли рассказа путем аналитического чтения;
- развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям;
- развитие творчества через элементы театрализации;
- воспитание посредством литературы нравственных качеств: честности, доброты, чувства совести.
Контингент участников: учащиеся 5-го класса.
Тип урока: урок-рассуждение с элементами театрализации.
Оборудование урока:
- портрет В. Астафьева;
- иллюстрация, изображающая ПРЯНИК;
- мультимедийная установка;
- раздаточный материал (таблица для заполнения, план рассказа, задания для групп).
Ожидаемый результат:
- учащиеся хорошо знают содержание рассказа;
- умеют выразительно читать, пересказывать, инсценировать художественное произведение;
- аналитическая работа с текстом показала, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;
- работа в группах показала, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.
Словарная работа: символ, монолог, диалог.
План урока
- Организационный момент. Вступительная беседа: постановка цели и проблемы.
- Выступления групп.
- Инсценировка.
- Анализ заполненной таблицы. Выбор варианта темы урока.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Слайд 1
Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В конце урока каждая группа конкретизирует тему, и мы выберем лучший вариант.
У вас на партах находятся тексты, раздаточный материал: план рассказа (приложение1) и таблица (приложение 2), которую мы в течение урока должны заполнить.
II. Беседа. Слайд 2
- Дети, что это?
- А какой он?
(Учитель обращается к слову “символ”).
- Что такое символ?
- Символом чего, на ваш взгляд, был для мальчика ПРЯНИК?
(символ мечты).
- Это не совсем так. Символическое значение этого образа намного глубже.
Почему рассказ так называется? Найти ответ на этот вопрос- цель урока.
III. Проверка домашнего задания. Выступления групп.
Учитель. Ребята, на дом каждая группа получила задание по конкретному эпизоду. Сейчас мы посмотрим, как вы с ним справились.
Задание для 1 группы (Приложение 3) Слайд 3
1. Прослушивание монолога героя рассказа.
2. Беседа по вопросам.
- Что символизировал для мальчика ПРЯНИК?
(превосходство, власть, средство - выделиться, с ним он герой)
- Как вы оцениваете мальчика в этом желании, положительно или отрицательно?
- А чем можно еще выделиться, чтобы добиться превосходства?
(умом, добротой, хорошими поступками).
- Есть у героя рассказа понимание этого?
- Дети, у вас на партах лежат таблицы, которые мы в течение урока будем заполнять, давая оценку поступкам и мыслям героя; в центральном столбике пока стоит вопрос, но в конце урока мы должны вписать нужное слово.
- Какую оценку мальчик уже заработал?
(отрицательную, за желание властвовать).
- А на что ради достижения мечты можно пойти?
(на все).
Вывод (делает член группы).
Задание для 2 группы (Приложение 3) Слайд 4
1. Работа с эпизодом “Поход за ягодами”.
2. Беседа по вопросам.
- Зачем мальчик идет за ягодами?
(чтобы бабушка купила ПРЯНИК).
- Как он работает? Выберите ключевые слова.
(старается).
- Это хорошо? Как оценим поступок мальчика?
(своим трудом старается заработать ПРЯНИК, работает старательно).
- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.
Вывод (делает член группы).
Задание для 3 группы (Приложение 3) Слайд 5
1. Чтение заданного эпизода по ролям.
2. Беседа по вопросам.
- Найдите слова, определяющие дальнейшее поведение мальчика.
(дети находят “на уду”).
- Что это была за “уда”?
(“слабо”).
- Какой человек может попасться “на уду”?
(слабый, зависимый, несамостоятельный).
- К чему это может привести?
(примеры из жизни).
- Как оценим поведение героя?
(отрицательно, проявление слабости характера).
- Что может наступить после “слабо”?
(обман, выкручивание, ещё ряд плохих поступков).
- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.
Вывод (делает член группы).
Задание для 4 группы (Приложение 3) Слайд 6
1. По заданному эпизоду покажите последовательность событий в виде “цепочки”.
2. Беседа по вопросам.
- Какие поступки последовали за “слабо”? (выбирают, зачитывают, отмечают в таблице).
- Оцените действия мальчика (проверяю тетради у всего класса).
Вывод. Ребята! Запомните на всю жизнь, что уступил раз, уступишь и второй. Трудно
будет найти выход из этой зависимости.
Задание для 5 группы (Приложение 3) Слайд 7
1. Выделите главное в заданном эпизоде и зачитайте.
2. Беседа по вопросам.
- Так что же происходит в душе мальчика?
(борьба).
- На что он идет?
(на обман).
- А был ли у него выход?
(да, нужно было сознаться бабушке).
- А что делает он?
Ребята! Выделите глаголы, называющие действия мальчика.
- Вы отложили бы кару?
(ответы разные).
- И вот кара отложена на “потом”. Что он опять совершает?
(читает ученик).
- Давайте проследим за состоянием героя.
(елозит, разбудить, рассказать утром).
- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.
Вывод (делает член группы).
Задание для 6 группы (Приложение 3) Слайд 8
1. Какие варианты ищет мальчик в эпизоде “Следующий день”?
(1. Скрыться у дедушки. 2. Какая мысль, только возникнув, отвергается? (чтобы утонула бабушка). 3. Идет на рыбалку).
2. Беседа по вопросам.
- Какое качество движет мальчиком в выборе путей спасения?
(эгоизм; жалость, прежде всего, к себе).
- Есть надежда, что следующее действие его будет положительным и приведет к раскаянию?
Вывод (делают дети). Его эгоизм так велик, что он не готов к раскаянию.
Инсценировка 7 группа (Приложение 4)
IV. Беседа. Заключительное слово учителя.
Может быть, вы заметили, какой перелом происходит в душе героя? (“…тут я провалился сквозь землю. . ”).
-Что просыпается в душе мальчика?
(стыд, совесть).
- Стыд- это новое качество. А были ли моменты, когда стыд готов был прорваться?
(когда в душе происходила борьба).
- Так вот, не так страшно, когда человек ошибается, страшно, когда нет борьбы. Проснулась
у мальчика совесть, стыд за содеянное.
(смотрим таблицу).
- Что может вызвать совесть? Сколько хороших поступков.
- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ?
(дает ПРЯНИК).
- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа?
(символом совести).
- Ребята! Вернемся к началу урока. Как можно определить тему урока?
(разные варианты).
- Итак, вы выбрали вариант “Уроки бабушки Петровны”. На мой взгляд, это самый удачный выбор.
- Ребята! А был ли у вас такой ПРЯНИК? Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
- Подведение итогов: выставление оценок.
Ребята! Я дарю вам ПРЯНИКИ, мне бы хотелось, чтобы они стали символом совести для вас. Пусть это будет предостережением от дурных поступков. Слайд 2