Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" в 5-м классе

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

  • определение основной мысли рассказа путем аналитического чтения;
  • развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям;
  • развитие творчества через элементы театрализации;
  • воспитание посредством литературы нравственных качеств: честности, доброты, чувства совести.

Контингент участников: учащиеся 5-го класса.

Тип урока: урок-рассуждение с элементами театрализации.

Оборудование урока:

  • портрет В. Астафьева;
  • иллюстрация, изображающая ПРЯНИК;
  • мультимедийная установка;
  • раздаточный материал (таблица для заполнения, план рассказа, задания для групп).

Ожидаемый результат:

  • учащиеся хорошо знают содержание рассказа;
  • умеют выразительно читать, пересказывать, инсценировать художественное произведение;
  • аналитическая работа с текстом показала, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;
  • работа в группах показала, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.

Словарная работа: символ, монолог, диалог.

План урока

  1. Организационный момент. Вступительная беседа: постановка цели и проблемы.
  2. Выступления групп.
  3. Инсценировка.
  4. Анализ заполненной таблицы. Выбор варианта темы урока.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

Презентация

I. Вступительное слово учителя. Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В конце урока каждая группа конкретизирует тему, и мы выберем лучший вариант.

У вас на партах находятся тексты, раздаточный материал: план рассказа (приложение1) и таблица (приложение 2), которую мы в течение урока должны заполнить.

II. Беседа. Слайд 2

- Дети, что это?

- А какой он?

(Учитель обращается к слову “символ”).

- Что такое символ?

- Символом чего, на ваш взгляд, был для мальчика ПРЯНИК?

(символ мечты).

- Это не совсем так. Символическое значение этого образа намного глубже.

Почему рассказ так называется? Найти ответ на этот вопрос- цель урока.

III. Проверка домашнего задания. Выступления групп.

Учитель. Ребята, на дом каждая группа получила задание по конкретному эпизоду. Сейчас мы посмотрим, как вы с ним справились.

Задание для 1 группы (Приложение 3) Слайд 3

1. Прослушивание монолога героя рассказа.

2. Беседа по вопросам.

- Что символизировал для мальчика ПРЯНИК?

(превосходство, власть, средство - выделиться, с ним он герой)

- Как вы оцениваете мальчика в этом желании, положительно или отрицательно?

- А чем можно еще выделиться, чтобы добиться превосходства?

(умом, добротой, хорошими поступками).

- Есть у героя рассказа понимание этого?

- Дети, у вас на партах лежат таблицы, которые мы в течение урока будем заполнять, давая оценку поступкам и мыслям героя; в центральном столбике пока стоит вопрос, но в конце урока мы должны вписать нужное слово.

- Какую оценку мальчик уже заработал?

(отрицательную, за желание властвовать).

- А на что ради достижения мечты можно пойти?

(на все).

Вывод (делает член группы).

Задание для 2 группы (Приложение 3) Слайд 4

1. Работа с эпизодом “Поход за ягодами”.

2. Беседа по вопросам.

- Зачем мальчик идет за ягодами?

(чтобы бабушка купила ПРЯНИК).

- Как он работает? Выберите ключевые слова.

(старается).

- Это хорошо? Как оценим поступок мальчика?

(своим трудом старается заработать ПРЯНИК, работает старательно).

- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.

Вывод (делает член группы).

Задание для 3 группы (Приложение 3) Слайд 5

1. Чтение заданного эпизода по ролям.

2. Беседа по вопросам.

- Найдите слова, определяющие дальнейшее поведение мальчика.

(дети находят “на уду”).

- Что это была за “уда”?

(“слабо”).

- Какой человек может попасться “на уду”?

(слабый, зависимый, несамостоятельный).

- К чему это может привести?

(примеры из жизни).

- Как оценим поведение героя?

(отрицательно, проявление слабости характера).

- Что может наступить после “слабо”?

(обман, выкручивание, ещё ряд плохих поступков).

- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.

Вывод (делает член группы).

Задание для 4 группы (Приложение 3) Слайд 6

1. По заданному эпизоду покажите последовательность событий в виде “цепочки”.

2. Беседа по вопросам.

- Какие поступки последовали за “слабо”? (выбирают, зачитывают, отмечают в таблице).

- Оцените действия мальчика (проверяю тетради у всего класса).

Вывод. Ребята! Запомните на всю жизнь, что уступил раз, уступишь и второй. Трудно

будет найти выход из этой зависимости.

Задание для 5 группы (Приложение 3) Слайд 7

1. Выделите главное в заданном эпизоде и зачитайте.

2. Беседа по вопросам.

- Так что же происходит в душе мальчика?

(борьба).

- На что он идет?

(на обман).

- А был ли у него выход?

(да, нужно было сознаться бабушке).

- А что делает он?

Ребята! Выделите глаголы, называющие действия мальчика.

- Вы отложили бы кару?

(ответы разные).

- И вот кара отложена на “потом”. Что он опять совершает?

(читает ученик).

- Давайте проследим за состоянием героя.

(елозит, разбудить, рассказать утром).

- Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика.

Вывод (делает член группы).

Задание для 6 группы (Приложение 3) Слайд 8

1. Какие варианты ищет мальчик в эпизоде “Следующий день”?

(1. Скрыться у дедушки. 2. Какая мысль, только возникнув, отвергается? (чтобы утонула бабушка). 3. Идет на рыбалку).

2. Беседа по вопросам.

- Какое качество движет мальчиком в выборе путей спасения?

(эгоизм; жалость, прежде всего, к себе).

- Есть надежда, что следующее действие его будет положительным и приведет к раскаянию?

Вывод (делают дети). Его эгоизм так велик, что он не готов к раскаянию.

Инсценировка 7 группа (Приложение 4)

IV. Беседа. Заключительное слово учителя.

Может быть, вы заметили, какой перелом происходит в душе героя? (“…тут я провалился сквозь землю. . ”).

-Что просыпается в душе мальчика?

(стыд, совесть).

- Стыд- это новое качество. А были ли моменты, когда стыд готов был прорваться?

(когда в душе происходила борьба).

- Так вот, не так страшно, когда человек ошибается, страшно, когда нет борьбы. Проснулась

у мальчика совесть, стыд за содеянное.

(смотрим таблицу).

- Что может вызвать совесть? Сколько хороших поступков.

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ?

(дает ПРЯНИК).

- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа?

(символом совести).

- Ребята! Вернемся к началу урока. Как можно определить тему урока?

(разные варианты).

- Итак, вы выбрали вариант “Уроки бабушки Петровны”. На мой взгляд, это самый удачный выбор.

- Ребята! А был ли у вас такой ПРЯНИК? Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

- Подведение итогов: выставление оценок.

Ребята! Я дарю вам ПРЯНИКИ, мне бы хотелось, чтобы они стали символом совести для вас. Пусть это будет предостережением от дурных поступков. Слайд 2