Цели урока:
- Формирование гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования; познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат».
- Развивать умение работать с художественным текстом.
- Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Задача урока: выяснить, в чём секрет воздействия этого маленького произведения на читателя.
Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», кинохроника «Война и дети» – Приложение 1, «Седьмая симфония Шостаковича» – Приложение 2, фрагменты фильма «Сын полка» – Приложение 3.
Ход урока
I. Слово учителя.
Тема нашего урока «Война и дети».
Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу, продолжалась 1418 дней и ночей. Это была самая жестокая и тяжелая война в истории нашей Родины. 27 миллионов человеческих жизней унесла война. Война не щадила ни женщин, ни стариков, ни детей. (Фрагменты кинохроники)
Звучит «Седьмая симфония Шостаковича».
Подготовленный ученик читает стихотворение Р. Рождественского «Разве для смерти рождаются дети»
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» –
Родина?
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но – поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжения дня,
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!
II. Сегодня мы будем говорить о героях рассказа А. Платонова «Маленький солдат»
Во время войны Андрей Платонович Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Обратите внимание на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь»,- говорят в народе о таких глазах. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать.
Дома вы прочитали рассказ А. Платонова «Маленький солдат», поделитесь своими впечатлениями.
– Что особенного вы заметили в построении рассказа?
– Выделите в тексте основные эпизоды. (На доске поместить названия эпизодов)
- Сцена прощания на вокзале
- Первое знакомство с героями
- Рассказ о судьбе Сережи Лабкова
- «Бог весть, куда он ушел»
Поговорим о своеобразии каждой части.
– От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? (Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток)
Прочитайте первые два абзаца. Что отмечает автор в начале произведения? (Из всего многообразия вокзальной толкотни автор отмечает только то, что напоминает о доме, счастье, семье, звучит тема мирной жизни.
– Что поражает вас во внешности и поведении ребенка при первой встречи?
Нарисуйте словесный портрет героя, опираясь на текст.
(Ребенку лет 9-10, а одет он как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги- всё это привычная для него одежда. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. На обветренном лице автор замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Наверное, он уже испытал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком. Нам хочется узнать загадку ребенка о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.)
– Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?
(Текст)
О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих поразительных, строк.
Платонов, благодаря мастерству, смог в нескольких фразах передать взрослую силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.
Вторая часть рассказа по интонации отличается от первой.
– О чем поведал рассказчику майор Бахичев?
– Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?
(Испытаний выпало на долю подростка много. Будучи сыном полковника и военного врача, Сережа Лабков оказался на войне и дело отца начал понимать по-настоящему. Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, неоднократно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки, то есть выполнял работу опытного разведчика. Но какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он не удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком.
Слушая рассказ майора Бахичева, мы как бы слышим его голос. Слова его просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты. В этой части много разговорной лексики, просторечий.)
Докажите это примерами из текста.
– Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?
(В его устах рассказ выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не на эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа)
Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, не под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
– Является ли концовка неожиданной для нас?
(Мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе, побег – не случайность.
Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал (текст))
– Ребята, как вы считаете, какова главная мысль рассказа?
Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, который не сможет восполнить потерю родителей, семьи. И мы, взрослые, в ответе за то, чтобы страшное не повторялось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития и не узнают его (текст), Почему?
Мы не знаем, как сложится судьба героя после побега, но мы убеждены, что Сережа Лабков вырастит настоящим гражданином своей страны.
Дома: Ответить на вопрос (письменно) «Почему А. Платонов назвал свой рассказ «Маленький солдат»
Тема «Война и дети» звучит во многих произведениях русской литературы.
– Какие произведения, посвященные этой теме, вы знаете, может быть, читали?
– Вы прочитали много книг.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагменты из фильма, созданного по повести В. Катаева «Сын полка». Посмотрев их, возможно, кто-нибудь из вас захочет прочитать эту повесть, а кто-то увидит на экране маленького солдата Сережу Лабкова, только в этом фильме его зовут Ваня Солнцев.