Хочешь быть мастером,
Макай свое перо в правду.
Ничем другим не удивишь.В. Шукшин
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина;
- показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев,
- помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина,
- пробудить живой отклик на проблемы своего времени.
- воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни главного героя рассказа В.М. Шукшина “Материнское сердце”.
Оборудование:
- портреты писателя,
- художественные произведения,
- подборка критической литературы,
- запись в исполнении В. Высоцкого,
- театральный реквизит.
Форма урока – устный журнал.
Ход урока
1. Слово учителя
Учитель показывает портрет В.М. Шукшина и обращается к учащимся с вопросом:
– Знакомо вам это лицо?
– Где вы его могли видеть?
Предполагаемый ответ учащихся:
– Это киноартист.
Учитель:
– В каких фильмах вы его могли видеть?
Ответ учащихся:
Учитель:
– Это и кинорежиссер и писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, а умер в 1974.
Скоропостижно, неожиданно.
Диагноз был неточен. Шукшин принадлежал к тем людям, которые умирают не от сердечной недостаточности, а от сердечного избытка. Сердечная недостаточность – этот диагноз больше подходит для лжеискуства. Настоящее искусство – всегда сердечный переизбыток. Бережливость по отношению к себе несвойственна истинным художникам. Первый признак истинности – нежаление себя ради других. Таким нежалением себя и была вся жизнь Шукшина
Сегодня мы посвящаем В. Шукшину устный журнал:
“Право рассказывать правду”
2. Страница первая. Многогранность таланта Василия Макаровича.
Выступает с сообщением 1-й ученик.
Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Вот что писатель говорил о себе:
“Я родом из деревни, крестьянин потомственный, традиционный. Очень рано пошел работать. Была война, и мы не доучивали в школах. Я окончил 7 классов и пошел работать в 14 лет. И только потом у меня в жизни появился институт. Я начал писать в институте. Но это были еще слабые рассказы. По окончании института я выбрался на профессиональную дорогу и стал печататься”
Выступает 2-й ученик.
В 1964 году в судьбе Шукшина произошли перемены. Связаны они были с тем, что в этом же году состоялся его творческий дебют – в кинематографе – на экраны вышел его первый фильм “Живет такой парень”. В основу сценария Шукшин положил два своих рассказа “Кассный водитель” и “Гринька Малюгин”, удачно объединив их главных героев в образе Пашки Колокольчикова.
Действие фильма происходит в основном на Чуйском тракте, в прилегающих к нему деревнях и поселках, в том числе в Сростках, где прошло детство автора.
Фильм “Живет такой парень” получил приз в 1964 году на Ленинградском фестивале и на Международном кинофестивале в Венеции.
Во многих своих произведениях Шукшин приходит к мысли, что измена самому себе влечет за собой разрушение личности, ее нравственную гибель. К этой теме он обратился в фильме “Калина красная”.
Определяя главную мысль этого фильма, Шукшин писал: “Перед нами – человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый.
Когда в его жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дорого, пусть, даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства самого себя, предательства матери. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась и эта неудавшаяся жизнь?
Далее учащийся напоминает об эпизоде в фильме, когда герой пришел к матери, не назвав себя, и услышал горький упрек родного человека, а затем поклялся не причинять близким горя.
3. Учитель:
Страница литературная.
Итак, Шукшин сначала стал сценаристом, актером, затем кинорежиссером, и, наконец, писателем. И здесь его талант раскрылся необыкновенно быстро,с самых первых его произведений. Уже первая его книга, сборник рассказов “Сельские жители”, дала основание читателям и критике говорить об особом “шукшинском” герое. И споры эти шли вокруг Шукшина на протяжении его творчества.
Естественность, простота, доброжелательность к человеку, а, главное, правдивость – вот что такое Шукшин в прозе. Дома вы, ребята, должны были прочитать рассказы из сборника “Охота жить”, вышедшего в 1977 году.
Обратите внимание на название “Охота жить”. Как понимаете смысл названия?
Отвечают учащиеся:
– Я понимаю так: жить хочет каждый человек. Жить по-настоящему, в полную силу, испытывая все радости жизни.
– Жить охота тем, кто страдает от физических и духовных мук, от материальных трудностей.
– Мне кажется, что острую потребность в жизни, свободной жизни ощущают люди, потерявшие свободу, находящиеся в местах лишения.
Учитель: Все это так. Есть еще одна сторона – борьба за жизнь, за право жить на свободе близкого человека, которому грозит суд, тюрьма. Таким примером является рассказ “Материнское сердце”, который вошел в сборник “Охота жить”. Напомните его содержание.
4. Выступает 3-й ученик.
Он пересказывает содержание части рассказа, из которой мы узнаем, что Витька Борзенков поехал в город, продал сало, так как деньги были нужны для предстоящей свадьбы, выпил, затем, угостив подошедшую девушку, принял приглашение пойти к ней в гости. Там он еще больше выпил и очнулся поздно вечером под забором без денег в неизвестном месте. Витка нашел в потайном кармане последнюю десятку и с горя купил еще бутылку, обозлившись на всех городских жителей за обман. После замечания, что он бросает бутылки туда, где могут быть люди, Витька снял ремень, оставшийся после службы во флоте, и стал им размахивать. Нанес раны трем человекам, в том числе милиционеру. Его арестовали и отправили в КПЗ.
На другой день мать узнала о случившемся и поспешила в райцентр, пришла в милицию.
Учитель:
Посмотрите сцену разговора матери Витьки с представителями правоохранительных органов. Дайте оценку его поведения, милиционера.
5. Страница театральная.
Сцена в милиции ( исполняют два ученика).
И тут вошла мать Витьки. Переступив порог, упала на колени, и завыла, и закричала:
– Да ангелы Вы милые, да разумные ваши головушки. Простите окаянного! Пьяный он был. Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел…
– Ты подожди, мать, ты встань – здесь не церква. Иди, глянь? (милиционер показывает на ремень).
– Вот гляди: ремень твоего сына… Он во флоте,что ли служил?
– Во флоте, во флоте – на кораблях то на этих…
– Теперь смотри: видишь? – начальник перевернул бляху, взвесил на руке: – Этим же убить человека – дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром – конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь: простишь. Ведь они же при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же прощать за такие дела действительно.
– Да сыночки вы мои милые! Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает – подрались. Сжальтесь вы над ним. Один он у меня: и поилец мой и кормилец. А еще вот жениться надумал – как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужели ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, их хорошей семьи – жалко.
– Он зачем в город приезжал?
– Сала продать. На базар – сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметим, где их больше возьмешь?
– При нем никаких денег не было.
– Батюшки – святы! – испугалась мать. – А где же они?
– Это у него надо спросить.
– Да украли, небось! Украли!... Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез – украли их у него!... Жулики украли…
– Жулики-то украли, а причем здесь наш сотрудник – за что он его-то!
– Да попал видно под горячую руку.
– Ну, а если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется… Не будет на это прощения, получит свое по закону.
– Да ангелы вы мои, люди добрые, – опять взмолилась мать, – пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила…
– Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор. Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права, я же не буду вместо него садиться.
– А может, как-нибудь задобрить того милиционера: У меня холст есть, я нынче холста наткала – пропасть. Все им готовила…
– Да не будет он у тебя ничто брать, не будет! – уже кричал начальник. – Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же не кум с кумой поцапались!
– Куда же мне теперь идите-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уже не ту?
– Пусть к прокурору сходит, – посоветовал один из присутствующих. Мать с молитвами вышла из милиции.
6. Страница дискуссионная.
Беседа с классом.
Учитель:
– Итак, оцените поведение матери, что она чувствует?
Отвечают учащиеся:
– Мать убита горем. Все мысли ее и действия направлены на то, чтобы помочь сыну, вызволить из беды.
– Мать встает на колени, унижается ради сына.
– Мать надеется на всепрощение людей, на их доброту.
– Получив отказ, она намерена пойти дальше, в высшие инстанции.
Учитель:
– Все ли понимает мать, что произошло с сыном?
Отвечают учащиеся:
– Она понимает, что сын в беде. Но что совершил сын, она еще не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от суда и тюрьмы. Кроме того, она оправдывает его, говоря, что он сделал это под пьяную руку.
Учитель:
– На какую уловку она готова пойти ради сына?
Отвечают учащиеся:
– Она готова подкупить милиционера, думая, что это поможет. У нее есть холст. Может это поможет.
Учитель:
– Итак, сначала мать взывает к милосердию, унижается, затем предлагает своего рода взятку, а только потом выходит из кабинета с намерением пойти дальше, к вышестоящему начальству. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать?
Отвечают учащиеся:
– Они доброжелательно выслушивают мать. Им понятно ее горе.
– Они душой разделяют ее состояние, но сделать ничего не могут, так как Витька нарушил закон.
– Они понимают, что его ограбили, но и он виноват, нечего было напиваться.
Учитель:
– В чем же вина Витьки?
Отвечают учащиеся:
– В том, что он решил расслабиться и выпить после продажи сала.
– В том, что, имея невесту, принял приглашение незнакомки и пошел к ней в гости.
– В том, что он вступил в дружеский разговор с молодой женщиной, имеющей явно сомнительный вид (с похмелья).
– В том, что, опомнившись, обозлился на всех и вся и затеял без серьезного повода драку.
– Он крутил своим ремнем направо и налево, не замечая даже, что его останавливают, сдерживают представители милиции. Он полностью потерял контроль над собой.
– Он нарушил закон. Своим поведением он не только нарушил порядок, а нанес телесное повреждение.
– Оправдать его невозможно. Он был до слепоты жесток. Все три пострадавших оказались в больнице.
Учитель:
– Все правильно. Заметьте еще одну сторону: а если бы матери тех пострадавших людей пришли бы в милицию. Что бы они сказали Витьке: наверное, они бросили бы ему в глаза все слова упрека и обвинения. И если бы здесь была мать Витьки, – ей бы не сдобровать. Но ее счастье, что она это не видела и, может быть, не догадывалась о возможных слезах тех матерей.
Зато, получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку. Вот она, материнская правда! Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.
7. Выступает учащийся и рассказывает о взаимоотношениях писателя и своей матери.
Учитель:
– Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.
8. Учитель:
– Напутствуя, молодые люди, вас в жизнь, я хочу напомнить о заповедях:
Не переступайте той заветной черты, которая отделяет человека от зверя. Не теряйте в себе человеческого достоинства. Не становитесь жестокими, даже если вам сделали зло. И главное, помните, ваше счастье – счастье матери, ваше горе – горе матери, ваше преступление – безграничное страдание матери.
Вот это и есть шукшинская правда, правда великого писателя Шукшина.
Шукшинской правде был близок современник писателя, столь же разносторонне талантливый поэт, певец, артист театра и кино Владимир Высоцкий. Многие его песни созвучны духу и настроению рассказов Шукшина.
9. Страница музыкальная.
Песня в исполнении В. Высоцкого “Протопи ты мне баньку по-белому”.
10. Страница творческая.
Учитель:
– Завершая сегодняшний урок по творчеству Шукшина, я хотела бы предложить написать дома сочинение – размышление на одну из тем:
1. Что бы я посоветовал Витьке, если бы пришел к нему на свидание в камеру.
2. Какой конец этой истории я вижу.
Ведь произведение не закончено. Мать верит, мать надеется. Сбудутся ли ее надежды?
11. Подведение итогов урока.