Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; рассмотреть тему и главную мысль рассказа, изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа; проанализировать главных героев произведения и понять, кто же такой русский человек; развить речь учащихся; воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: доска с записями, презентации, иллюстрации, тетради, текст произведения.
Эпиграф:
Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. (Н.М. Карамзин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались на необычный урок, это урок-память, урок-посвящение тем, кто более шести десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны. И победил, победил, несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но также любви и милосердия. Что же помогло нам, русским, победить фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой сильной и мужественной страной. А это то, что есть в русском человеке, это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный.
И вот сегодня пойдёт речь о нашем русском характере, ведь рассказ А.Н. Толстого так и называется "Русский характер".
(Презентация о жизни и творчестве А.Н. Толстого)
2. Комментарий учителя.
Итак, мы знаем, что автором рассказа является А.Н. Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дрёмове. Кто же он?
(Рассказ об Иване Судареве) Готовит учащийся по материалам произведения.
3. Вопросы по тексту.
- Когда был написан рассказ, где впервые напечатан?
- Кто же является главным героем произведения?
- Что случилось с Егором Дрёмовым? Почему он оказался уродом? В какой битве он получил увечья?
(Ответы с применением текста)
- За эту битву Егор получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание?
(Сообщение учащегося о звании Герой Советского Союза)
4. Комментарий учителя.
Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он -молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он - молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?
5. Работа с текстом
- Вот состояние Егора. Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждёт его дома?
(Сообщение о семье героя)
- Поехал ли Егор домой? Как его встретили? (Работа по тексту) -Почему Егор не признался родителям и невесте, что это он?
Комментарий учителя.
Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? Так и не смог наш герой огорчить близких, или всё-таки смог пересилить себя?
(Чтение письма от матери)
- А что же после письма? (Встреча с матерью и Катей, см. текст.) -Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?
(Ответы учащихся)
6. Обобщение материала.
- Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". А что же оно обозначает? (см. слайд)
- А что же такое русский характер?
- А как об этом говорит сам Толстой? (см. слайд и текст)
- Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к эпиграфу)
- А кто же это простой русский народ?
Вот они на ваших иллюстрациях к данному рассказу. (Обращение к иллюстрациям)
Комментарий учителя.
Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны. Минута памяти.
(Слайд Вечного огня. Песня из кинофильма "Офицеры")
7. Домашнее задание.
Выбрать и посмотреть любой фильм о Великой Отечественной войне, определить главную мысль фильма, охарактеризовать героев.
(Прилагаются презентации, сообщения учащихся)
Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева.
Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе Саратовской области. Сам Егор так говорил о своём отце: "Отец мой - человек степенный, первое - он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием - гордись...". О матери мы можем сказать, что она была простой крестьянской женщиной, которая всю свою любовь и страдание, своё горе излила в письме к Егору.
Мы видим, что мать не обманешь, и Марья Поликарповна материнским сердцем почувствовала, что это её сын. Это настоящая русская женщина, вынесшая на своих плечах все тяготы и невзгоды войны. И, конечно же, Катя Малышева - единое целое с семьёй Егора. Девушка, которая любит не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту. Она верна своему жениху, каким бы он ни был - красивым или уродливым. И у этих людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, настоящий русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван Сударев.
Рассказчик Иван Сударев в произведении А.Н. Толстого "Русский характер"
Иван Сударев, автор истории о Егоре Дрёмове, друг Егора, такой же боец, человек, на которого можно положиться. Он и является соучастником этой истории. Многие события Иван Сударев комментирует, даёт оценку, в рассказе он повествует не только о Егоре Дрёмове, но и о самом себе. Например, он рассуждает о жизни людей на фронте и говорит о том, что "...вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем".
Из этого сразу видно, что и Иван Сударев - человек с ядром. Да и мнение Сударева об истории с Егором дома, (когда Егор рассказывает ему все, говорит о многом: "Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у неё прощенья, не своди её с ума... Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя еще больше станет любить".)
А вот размышление о русском характере, которым заканчивается рассказ, показывает нам, что настоящим русским характером обладает и автор Толстой, и рассказчик Иван Сударев. Такие произведения в русской литературе носят название рассказ в рассказе.