Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…"

Разделы: Литература


Цели:

  • воспитывать любовь, доброту, сострадание ко всему живому;
  • развивать творческие способности (речевые, художественные).

Задачи:

  • познакомить с творчеством писателя;
  • формировать навыки литературоведческого анализа текста.

Оформление и оборудование:

  1. Картины, рисунки, портрет Г. Троепольского.
  2. Выставка книг писателя.
  3. Высказывания о природе: “Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными”. Л. Толстой.
  4. Мультимедийная презентация.
  5. Интерактивная доска.
  6. Высказывание автора: “В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности”.
  7. Словарь чувств: человечность, милосердие, сострадание, гуманность, великодушие, жестокость, бездушие, зло, ограниченность, жалость и т.д.

ХОД УРОКА

1. Начало урока. Вступительное слово учителя.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Слайд 1. С. Есенин. Музыкальное оформление. Л.В. Бетховен. “Лунная соната”
(Приложение 1)

Великий русский поэт С. Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он чувствовал себя ее частью, старшим братом разумного зверя. Он говорил своему знакомому художнику:

-У тебя, Ильюша, просто собачья любовь к природе

-Почему собачья?

-Да, как тебе сказать. Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные … и еще растения. Ты тоже, по-моему, не человек, а большая умная собака. И если тебя погладить, то ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами. Это, конечно, метафора. Но она содержит правду, Есенин не только чувствовал, любил природу, но и понимал неизреченные души зверей.

Этот уникальный дар – понимать окружающий мир – дан не каждому.

2. Выяснение читательского восприятия.

Мы с вами познакомились с прекрасной повестью, трогательной и очень печальной.

Слайд 2. Портрет писателя Г. Троепольского

1. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

2. Какой эпизод затронул вас больше всего?

3. Почему повесть так названа?

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

Слайд 3. Портрет Бима (с обложки книги)

Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой. Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словарь.

Слайд 4. Интеллигентный (выдержка из словаря)

А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

4. Анализ текста.

Почему писателю удалось хорошо изобразить собаку? (Он знает, понимает внутренний мир животных, любит их)

Слайд 5. Портрет Г. Троепольского

Кого напоминает вам этот портрет? (Ивана Ивановича)

Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).

Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения? Какие чувства они испытывали друг к другу?

Слайд 6. Бим и Иван Иванович. Слова о дружбе

Цитата со слов: “Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать…”

Как мы узнаем о состоянии Бима? Какой прием использует автор? (Приводят примеры очеловечивания)

Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин? (Тоскует, ищет, ждет)

Когда Бим понял, что хозяин жив? (Получил письмо)

Выразительное чтение эпизода (письмо от Ивана Ивановича)

Обращаемся к рисунку, выполненному ученицей.

Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

На фоне музыки учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?

Добрые: Злые:
Иван Иванович

Даша, Степановна

Матрена, Михей

водитель скорой

Тетка

Семен Петрович

“Серый”

мать Толика

Злые люди безымянны: нет души, нет имени.

Учащиеся рассказывают о тех людях, с которыми встречался Бим.

Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.

Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. Добрых людей много, почему же зло победило?

Просмотр фрагмента фильма “Белый Бим…” (смерть Бима)

Как ведут себя герои фильма? Кто жалеет Бима?

Почему писатель закончил повесть трагически?

Как умирает Бим?

Выразительное чтение отрывка (как умирают собаки)

5. Обобщение ответов учащихся.

Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

Какой след оставил Бим на земле?

(Алеша и Толик подружились.Родители Толика задумались о своих отношениях с сыном? Иван – младший ушел из собаколовов).

А в вашем сердце?

Слайд 7. Выдержки из сочинений учащихся. Читают дети. (сочинения представляют собой отзывы, которые были написаны учащимися после просмотра к/ф “Белый Бим”)

Никто из читателей не остается равнодушным к судьбе Бима. Ваш сверстник Саша Козинцев написал стихотворение, послушайте.

Слайд 8. (рисунок Бима). Ученица читает стихотворение

Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Гамму чувств дети записывают на интерактивной доске)

А какие слова ключевые в этом стихотворении?

“ПРОСТИ НАС, БИМ…”. Да, именно эти слова звучат в сердце каждого читателя, зрителя.

6. Заключительный этап.

Слайд 9. Портрет Толстого Л. Н. (Л.В. Бетховен “Лунная соната”)

“Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть счастлив тот, кто жесток с животными”.

И потому воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. Боль меньшего брата прими, как свою, а когда станешь строителем, пахарем, геологом, рабочим, думай не только о ведомстве науки, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено мудрому природному закону. Уважай его, тогда и он тебя уважит.

Я думаю, вы не забудете Бима, ведь у вас есть свои верные, четвероногие друзья, которых вы любите, жалеете, отдаете часть своей души.

Просмотр видеофильма о домашних животных (фильм представляет собой слайд-шоу с фотографиями любимых четвероногих друзей учащихся с наложением музыки. Сохранено в видеофайл).