Цель: углубить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина; закрепить умение анализировать, рассуждать, делать выводы, формулировать и доказывать свою точку зрения; пробуждать чувства долга, чести, совести, любви, ответственности за свои поступки, неприятие человеческих пороков.
Оборудование: иллюстрации к произведениям, карточки, фонохрестоматия с музыкой к произведениям А. С. Пушкина.
Эпиграф:
Любимец божества, природы старший сын,
Вещай, о человек! Почто ты в свет родился?
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Выполнение заданий по карточкам.
Класс разделен на 3 группы: 1) "Южные поэмы; 2) "Маленькие трагедии"; 3) "Повести Белкина".
- Какое литературное направление называется романтизмом?
- Какие произведения А.С. Пушкина относятся к романтизму?
Задания для I группы:
- Почему А.С. Пушкин эти произведения объединил под таким названием?
- Какие проблемы поднимает автор в этих произведениях? Актуальны ли они в наше время?
- Чем интересен и чем дорожит ваш герой? Что ты узнал о нем как о человеке?
- Как Алеко оказался в таборе?
- Рассказ старого цыгана (читается наизусть). Для чего автор включил этот рассказ?
- Чем можно объяснить страшный поступок героя?
- Старый цыган - олицетворение суда народного и пушкинского "Ты для себя лишь хочешь воли". Вы согласны с этим мнением?
Творчество А.С. Пушкина разножанровое. В 30-е годы у него появляются и драматические произведения.
Задание для II группы.
- Почему А.С. Пушкин эти произведения объединил под таким названием?
- Какие проблемы поднимает автор в этих произведениях? Актуальны ли они в наше время?
- Чем интересен и чем дорожит ваш герой? Что ты узнал о нем как о человеке?
- Защита иллюстрации к трагедии "Моцарт и Сальери".
- Нет ли противоречия в названии произведения "Скупой рыцарь"?
- Каков барон? Почему сцена происходит в подвале?
- Сын принимает вызов отца Ваша оценка поведения отца и сына
- Действительно ли трагедии маленькие?
А.С. Пушкин, отбыв, южную и Михайловскую ссылки, отходит от романтизма, хотя в "Повестях Белкина" сюжеты и романтические. Автор заявляет, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имевшие место в повседневной жизни. Впервые в русской литературе» а именно, в повести "Станционный смотритель" прозвучала проблема "маленького человека".
Задания для III группы.
- Почему А.С. Пушкин придумал Белкина?
- Расскажите об автобиографичности повести «Выстрел». Почему Сильвио не выстрелил в графа? Сравните с Алеко.
- Расскажите историю, которую, возможно, АС. Пушкин использовал в «Метели»? Каково ваше отношение к Марии Гавриловне?
- Инсценирование отрывка из "Барышни-крестьянки". Какое произведение напоминает вам сюжет этой повести?
- Почему Дуня уехала с Минским, а не осталась с отцом?
- Прав ли был Самсон Вырин, что так настойчиво пытался разыскать свою дочь?
- Оправдываете ли вы или осуждаете поведение Минского в отношениях со станционным смотрителем?
- Искупила ли Дуня свой грех, приехав на могилу к отцу? Как судьба наказала Дуню, и есть ли это наказание?
III Прослушивание музыкальных отрывков, созданных по произведениям А.С. Пушкина.
IV. Беседа по повести "Капитанская дочка".
- В каком произведении А.С. Пушкиным использован "казанский материал"?
- Расскажите, что вы знаете о поездке А.С. Пушкина в Казань?
- Почему в повести Пугачев изображен не "злодеем"?
V. Работа над эпиграфом. Зачем же рождаются в свет?
VI. Обобщение.
I. Дня чего создал А.С. Пушкин свои произведения? Почему они бессмертны?
VII. Оценка знаний учащихся (каждый ученик ведет учет своих ответов, а в группе дается взаимооценка и ставится балл, на основе чего учитель ставит оценку).
VIII. Задание на дом:
I группа Тобой найден 1 лист из дневника любимого героя из произведений А.С. Пушкина. Что вы там прочитали?
П группа. Интервью у любимого героя из произведений А.С. Пушкина.
III группа. Пересказ повести "Станционный смотритель" от имени Минского или Дуни.