Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Работа рассчитана на 2 часа. Предварительное домашнее задание к уроку:

  • прочитать повесть; нарисовать иллюстрации (по желанию);
  • изучить литературно-критическую и мемуарную литературу о писателе;
  • командам подготовить буклеты о писателях-фронтовиках.

Тип урока – с точки зрения дидактики – комплексное применение знаний; с точки зрения методики – урок внеклассного чтения – литературная игра.

Общедидактическая цель: создать условия для прочтения повести, осмысления и усвоения ее содержания, реализации своих литературно-творческих возможностей.

Триединая дидактическая цель:

обучающая: повторить и углубить сведения о писателях-фронтовиках, познакомить с творчеством Э.Г.Казакевича; проанализировать повесть “Звезда”;

развивающая: развивать речь, навыки работы с книгой (художественной и мемуарной литературой) и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; продолжать формировать литературно-творческие способности, предметные умения и навыки;

воспитывающая: вызвать эмоциональный отклик на события, связанные с войной; воспитывать нравственные качества личности на примере произведения и фильма о Великой Отечественной войне; развивать умение работать в коллективе, умение слушать, слышать и понимать друг друга.

Структура урока.

Урок нестандартный: урок - литературная игра “Что? Где? Когда? Как? Почему?”.

Оборудование урока.

Компьютер, мультимедийный проектор. Фрагменты художественных фильмов.

Записи песен из сборников “Солдатская студия”:

сб. “Взвод” - песня “Разведка” в исполнении Ольги Сердцевой;

сб. “Для настоящих мужчин” - песня “Облака” в исполнении С.Толстого.

Выставка книг писателей-фронтовиков. Портреты.

Выставка книг Э.Казакевича. Портреты писателя.

Повесть “Звезда” у каждого ученика. Ножницы, маркеры, листы бумаги.

Репродукция картины В.Верещагина “Апофеоз войны”.

Мемуарные статьи Б.Рубена, А.Твардовского, Мартова о Э.Казакевиче.

Оформление доски.

Правая доска. Плакат с фотографиями писателей-фронтовиков “Сороковые пороховые…”. Слова В.Высоцкого: “Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером”. Выставка книг писателей-фронтовиков. Буклеты.

Центральная доска. Тема. Портреты Э.Казакевича военных, послевоенных лет.

Левая доска. Репродукция картины В.Верещагина “Апофеоз войны”.

Светильник в форме звезды (во время урока включается).

Ход урока

Сцена 1

Оформление: в кабинете затемнено. Зажигается звезда. Часть кабинета оформлена как лес, в котором находится Травкин в форме разведчика с рацией; другая часть кабинета - блиндаж, где у рации сидит девушка в военной форме. Керосиновый фонарь освещает блиндаж, синий фонарь – лес.

Автор. На третьи сутки Звезда заговорила, - вторично после того, как Травкин перешёл фронт.

Травкин. Земля, Земля, я Звезда. Слышишь ли ты меня? Я Звезда.

Катя. Звезда, Звезда! Я Земля! Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя.

Травкин. Передаю. Здесь сосредоточивается пятая танковая дивизия СС “Викинг”. Пленный девятого мотополка “Вестланд” показал, что здесь пятая танковая дивизия СС “Викинг”. Части разгружаются и движутся только по ночам. Здесь тайно сосредоточивается пятая танковая дивизия СС “Викинг”…

Автор. И так повторял Травкин бесчисленное количество раз, сообщая состав полка “Вестланд”, местопребывание штаба. Сообщение Травкина наделало шума в дивизии. На тысячи карт синим карандашом наносился район сосредоточения дивизии “Викинг”. Из штаба армии данные внеочередным сообщением пошли в штаб фронта, а оттуда – в Ставку Верховного Главнокомандования, в Москву. Так ширились круги вокруг Травкина, расходясь волнами по земле: до самого Берлина и до самой Москвы.

Сообщение темы урока.

“Звезда” - первая военная повесть Эммануила Генриховича Казакевича, принесшая автору-фронтовику славу, - тема нашего урока-игры “Что? Где? Когда? Как? Почему?”

КАК и ПОЧЕМУ в лирической повести писатель показал жестокие будни войны?

КАКОВА служба армейских разведчиков в изображении бывшего фронтовика?

КАКИЕ качества человек проявляет в экстремальных условиях войны, качества, которые сделали советский народ победителем в величайшей войне?

КАКОВА цена Победы? На эти вопросы вы ответите, участвуя в игре.

Наш урок – интеллектуальное состязание между командами на лучшее знание повести и умение анализировать произведение. Целью урока является не только умение применять знания о повести Казакевича, умения и навыки работы с книгой в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, распределять обязанности, общаться во время урока. От работы каждого зависит победа всей команды.

Проверка домашнего задания.

В “сороковые пороховые” писатели: Э.Казакевич, В.Быков, Ю.Бондарев, Г.Бакланов, Б.Васильев, В.Курочкин, К.Воробьев – с первых же дней Великой Отечественной встали в боевые ряды защитников Родины:

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С “лейкой” и с блокнотом,
А то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли,

- писал К.Симонов, фронтовой корреспондент. Те, кому впоследствии предстояло обогатить библиотеку военной прозы и поэзии своими произведениями, воевали в пехоте, командовали артиллерийскими батареями, отправлялись в разведку.

Военные портреты писателей. Плакат на доске – слова В.Высоцкого.

Используя литературно-критическую, мемуарную, художественную литературу, вы подготовили буклеты о писателях-фронтовиках, авторах уже знакомых вам произведений о войне, которые близки поставленными проблемами:

Какая она, война? Каков герой войны? Какова цена победы?

Выставка книг писателей-фронтовиков.

Команды поочередно представляют свои буклеты: Василь Быков. Виктор Курочкин. Константин Воробьев. Борис Васильев.

Фрагмент фильма “А зори здесь тихие…” (сцена гибели Жени Комельковой: со слов Риты “Спасибо, Женя. Где немцы?” до слов “Мы Родину защищали”) – 7 минут.

Сравнение с картиной.

Что связывает военные произведения этих писателей-фронтовиков с известной вам картиной художника 19 века Василия Верещагина “Апофеоз войны”?

Ответы: главная мысль произведений – осуждение войны. Пирамида человеческих черепов на фоне разрушенного войной города и высохших садов, стаи голодных птиц. Война – это разрушение, смерть: это гибель и проигравших, и победивших.

В неравной схватке одна за другой отдают свои жизни девушки-зенитчицы (книга “А зори здесь тихие…); в бою с захватчиками погиб Саня Малешкин, сгорел в танке вместе с экипажем Пашка Теленков (“На войне как на войне”); в первые месяцы войны убиты под Москвой кремлевские курсанты К.Воробьева (“Убиты под Москвой”); повешен гитлеровцами не сломленный духом герой повести В.Быкова “Сотников”.

И художник 19 века, и писатели 20-го сурово осуждают захватническую войну, несущую смерть, уничтожение, разрушение. На раме картины В.Верещагин начертал слова: “Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим”.

Слово о писателе. Работа с мемуарной литературой.

Бесстрашно боролись с захватчиками, погибали “ради жизни на земле” и герои-разведчики Казакевича. Эммануил Генрихович Казакевич… Посмотрите на его портреты. КАКИМ вы представляете писателя? (Ответы учащихся).

А сейчас, познакомившись с произведениями мемуарной литературы, узнаем, каким его видели и знали современники, каков был его жизненный и творческий путь.

1 команда подготовится рассказать о личности писателя по воспоминаниям современников, выбрав материал из статей Паустовского, Рубена, Мартова.

2, 3, 4 команды выберут материал из этих же статей: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? произошло в жизни писателя: ДО ВОЙНЫ (2 команда), ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (3 команда), ПОСЛЕ ВОЙНЫ (4 команда). На столах статьи, ножницы, маркеры – можно вырезать или выделять. Ответы учащихся (отвечает 1 или несколько человек).

Слово учителя о книге.

Николай Тихонов написал: “И в самом пекле сражений Казакевич сохранял то нравственное здоровье, ту высоту и чистоту отношения к людям, его окружающим, которые позволили ему рассказать и о войне, и о жизни, и о тех, кто были его боевыми товарищами, с любовью и вдохновением. Недаром запевом этих песен о людях на войне явилась великолепная лирическая, романтически свежая повесть “Звезда”.

Какие ассоциации рождает слово ЗВЕЗДА? (Записать на листочках, на доске)

Звезда - путеводная; небесная (светящаяся точка, небесное тело); восходящая (знаменитость); фигура с треугольными выступами (пятиконечная); офицерский знак различия (генеральская); Звезда Героя Советского Союза и т.д.

Как вы думаете, почему так назвал Казакевич свою повесть?

Ответы: “Звезда” - поэтичный позывной разведчиков. Звезда – это восходящее, яркое, зовущее вперед. “Звезда” - название газеты, где редактором был отец писателя.

Писатель своей повестью утверждает 2 значения:

ЯРКАЯ – потому, что осветила своим светом высокий героизм советских солдат, зажгла негаснущие огоньки в сердцах людей;

ЗОВУЩАЯ – потому, что пробуждает желание повторить подвиг, оставить след.

В словаре Ожегова мы найдем и однокоренное слово: ЗВЕЗДАНУТЬ – в просторечии значит: крепко и сильно ударить.

А каков был удар разведчиков? Может быть, и это значение имел в виду автор.

Вернувшись из Берлина, в нетопленой комнатенке барака Казакевич писал “Звезду” и клял себя за потерянное время. Повесть ему не нравилась, но приятели убедили его отдать рукопись в журнал “Знамя”. Всеволод Вишневский, редактор, прочитав повесть в один присест, торопливо писал Казакевичу: “Сегодня ночью прочел Вашу “Звезду”. Поздравляю Вас. Это настоящая вещь: точная, умная, насквозь военно-грамотная, полная размышлений и души. Вещь нелегкая для любителей “беллетристики”. Вещь горькая и вместе с тем полная силы и оптимизма…”.

В № 1 за 1947 год “Звезда” напечатана. И с 1947 по 1989 год переиздана 51 раз!

Посмотрите, когда и кем издана ваша книга (учащиеся называют издательства).

Анализ содержания повести (Казакевич Э.Г. Звезда. Двое в степи. Весна на Одере. Повести, роман. – М.: Вече, 2004).

Слово учителя.

В аннотации к книге мы читаем: “Лирическая повесть о жестоких буднях войны”. И Н.Тихонов пишет: “Великолепная лирическая романтически свежая повесть”. А В.Каверин отметил, что его поразили “две черты: ее задушевность и ее нежность”.

1 вопрос командам:

Как проявляется лиризм в повествовании о жестоких буднях войны? КАК показывает автор нежность на страницах военной повести? (Во время подготовки звучит 1 куплет песни “Разведка”)

Сомнений нет:/ Вы люди лучшие на свете!/ Какие тайны вам доверено хранить!..

1 команда обсуждает вопрос и готовится отвечать, используя текст повести; 2, 3, 4 команды готовятся дополнять отвечающих.

Ответы. Учащиеся рассказывают о жестоких буднях войны (беспощадная реальность, хладнокровие автора, который обязан быть бесстрастным): стр.42 (гл.7) “древняя игра: человек и смерть” и другие примеры.

Учащиеся примерами доказывают, что лиризмом, нежностью, поэтичностью дышит вся повесть от первой до последней страницы:

1) любовь Кати к Травкину. Война позволяет им только перекликаться

позывными: стр.56 (гл.9) “Мы горячо обнимаем вас!” и другие примеры.

2) нежное отношение разведчиков, саперов к Травкину:

стр.26 (гл.4) покровительство над лейтенантом в житейских делах и другие примеры.

3) теплое отношение комдива к разведчикам:

стр.8 (гл.1) “орлы…твои глаза и уши”, “его сердце играло” и другие примеры.

4) отношение Сербиченко к дивизии:

стр.8 (гл.1) тревога за судьбу дивизии и другие примеры.

5) отеческое отношение комдива к Кате:

стр.22 (гл.3); стр.28, 30 (гл.4) и другие примеры.

6) поэтичное описание природы:

стр.13 (гл.1) “Всматривался Травкин в безмолвную даль древних лесов…” и другие примеры.

2 вопрос командам:

КАКОВ портрет “зеленых призраков”? ПОЧЕМУ разведчиков так называют?

2 команда готовится отвечать. Звучит 2 куплет песни “Разведка”:

Зажглась звезда когда-то вдруг и очень метко,
Упала вам и на погоны и в сердца,
И стала вам как будто матерью разведка
Вдали от родины, от дома и отца…

Каждый солдат шел в бой, преодолевая страх. Но одно дело – в атаке, когда вокруг тебя товарищи, артиллерия, танки… И другое дело – в разведке, когда только тоненький писк рации связывает тебя с родной землей, когда все зависит от твоего умения “переиграть смерть”. Качества личности в разведке проявляются гораздо отчетливее. Духовная озаренность, сознание долга ведет на подвиг разведчиков, “отрешающихся от прошлого и будущего”: стр.11-12 (гл.1) “Не зная, сколько еще продлится война, они ушли в нее с головой. Война стала для них бытом и этот взвод – единственной семьей…” и другие примеры.

3 вопрос командам:

ПОЧЕМУ Травкина называют “красавцем лешим”? КАК талантливость личности Травкина показал писатель?

3 команда готовится отвечать. Звучит 1 куплет песни “Облака”:

Нам бы тем, плывущим рядом,
Нам бы жить – и вся награда!
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить...

Бесконечно талантлив Травкин: с легкостью и внутренней свободой ориентируется он в драматичных поворотах судьбы поисковой группы, вступившей в “игру со смертью”. Не думать о своей выгоде, а только о своем деле – так был воспитан Травкин, сын учительницы из небольшого волжского городка, юный красавец-леший. Вера в свое дело, сознание долга – вот что определяет готовность к героизму:

стр.35 (гл.5) “Какое под этой гимнастеркой билось сердце?” и другие примеры.

4 вопрос командам:

Фрагмент х/ф (эпизод со слов “Я – Звезда” до момента, когда сарай горит).

КАК проходит бой в одиноком сарае? ПОЧЕМУ Э.Казакевич не показал гибель разведчиков, а режиссер фильма, снятого по мотивам повести, Николай Лебедев изобразил? КАКОЙ финал предпочтительнее вам?

4 команда готовится отвечать. Звучит 2 куплет песни “Облака”:

Этот бой не утихает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем,
Зачем нас убивают?

Учащиеся рассказывают финальные сцены повести и фильма:

стр.57 (гл.9) гибель Голубка; стр.63 (гл.10) бой взвода солдат с “зелеными призраками” и другие.

Вывод: звезда – свет – надежда.

Казакевич писал читателю, отвечая на вопрос: “Вы можете задать мне вопрос, по какой причине я не описал гибели разведчиков. По двум причинам: во-первых, неинтересно описывать бойню – уничтожение шестерых человек тысячами врагов, во-вторых, потому, что обстоятельства гибели разведчиков, ушедших в тыл противника, обычно остаются окутанными тайной: они не гибнут как обычные солдаты, - они пропадают без вести. У оставшихся всегда остается маленькая, слабая надежда на возвращение погибших. А именно то, что они не вернулись, и означает, что они погибли”. Не убийство человека человеком, а Победу человека над Смертью хотел изобразить писатель и слабый фитилек надежды, что Звезда не закатилась и не погасла.

Заключительная беседа.

Вот она – цена Победы! Вот апофеоз войны.

КАКУЮ мысль выразил писатель своим произведением?

Лейтенант Бугорков, командир саперной роты, склонившись над рацией, заплакал и сказал: “Скорей бы войне конец… пора, чтоб людей перестали убивать”.

НАСКОЛЬКО актуальны слова героя повести, слова автора произведения – писателя-фронтовика, сказанные в 1946 году, почти 70 лет назад?

Этот призыв писателя актуален и сейчас: борьба за мир продолжается и в наши дни. Вспомните: Афганистан, Чечня, террористические акты… А теперь Украина…

НУЖНЫ ли книги о войне? Ваша позиция по данному вопросу (ответы).

Книги учат нас помнить о цене Победы в этой священной войне, о подвигах погибших героев, чьи Звезды не угаснут в людской памяти – это символ патриотизма, чести и доблести советских воинов, победивших в Великой войне.

…Нет, свет наших звезд
Не затмить никому!
(Александр Прокофьев 1.12.1941)

Сцена 2

1. Лес. Никого нет.

2. Блиндаж. Катя у рации.

Автор. После того, как Звезда на полуслове замолчала и уже больше не говорила, Катя всю ночь не смыкала глаз, но Звезда молчала.

Катя. Звезда, Звезда, я Земля. Звезда, Звезда, Звезда…

Автор. Молчала Звезда и на следующий день и позднее. И с ужасом вдруг Катя подумала, что, может быть, бесполезно ее сидение здесь, у аппарата, и ее бесконечные вызовы Звезды. Звезда закатилась и погасла. Но как она может уйти отсюда? А что, если он заговорит? А что, если он прячется где-нибудь в глубине лесов? И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.

Домашнее задание: читаем военные повести В.Быкова.

Подведение итогов игры. Подсчитываем жетоны, полученные за ответы, подводим итоги работы команд. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Поощряются самые активные участники.