Этот урок уместно будет провести или в 10-м классе после изучения романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, или в 11-м классе после изучения романа М.А.Шолохова “Тихий Дон” (и тогда попробовать выявить общие мотивы в трёх произведениях: романах Толстого и Шолохова и рассказе Бакланова), или в 11-м классе, когда в конце года изучается современная русская литература.
Цели урока:
- познакомить учащихся с современным писателем – Г.Я.Баклановым и художественным своеобразием его прозы, пробуждая интерес к автору и произведению;
- продолжить формирование умений работать с текстом, самостоятельно трудиться, искать решение проблемы;
- в ходе анализа литературного произведения дать понять учащимся, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”;
- заставить задуматься о том, что такое “чеченская война”, какой “опыт” получают наши ребята, побывавшие “там”;
- расширять понятийно-терминологический и лексический запас (ввести понятие реминисценция);
- воспитывать активную жизненную позицию.
Никак мы из войны не выйдем, всё
воюем, воюем, воюем…
В. Маканин
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка книг,
- иллюстрации к произведениям о “чеченской” войне,
- музыка (например, песня группы “Любэ” “Комбат”),
- кадры из кинофильмов о войне в Чечне.
Предварительное домашнее задание. Познакомиться с рассказом Г.Я. Бакланова “Нездешний”, опубликованным в журнале “Знамя” № 1 за 2001-ый год. Подготовить ответы на вопросы:
- Что вам известно об авторе произведения? Какие ещё книги Бакланова вы читали?
- В чём актуальность данного произведения? Какие выводы можно сделать на его основе?
- Как этот рассказ перекликается с другими произведениями о войне (например, романом Л.Н.Толстого “Война и мир”)?
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Книги о войне… Их так много, и они такие разные… Есть произведения героико-романтического содержания. Их авторы, показывая подвиг советских людей, идеализируют солдат Красной Армии. Как правило, в таких произведениях русские обязательно побеждают недалёких и слабых фашистов. Но именно такие книги были просто необходимы в годы войны. Они не рассказывали о грядущей победе, но вселяли веру. В произведениях Л.Леонова “Морская душа”, К.Симонова “Дни и ночи”, “Русский характер”, А.Твардовского “Василий Тёркин” на первый план выступает событийный ряд, всё показано в динамике, в действии.
Но ещё Л.Н.Толстой в “Севастопольских рассказах” поведал нам о том, что война – это “не правильный красивый и блестящий строй, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами”, а “кровь, страдания, смерть”. И вот после того, как была одержана Великая победа, появилась необходимость в другой литературе. Писатели-фронтовики стали рассказывать, о чём думал, что переживал и чувствовал человек на войне. В центре внимания оказалась душа солдата. Так на рубеже 50-60-х годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть “лейтенантской прозой”. Ю.Бондарев “Батальоны просят огня” и “Последние залпы”, Г.Бакланов “Южнее главного удара” и “Пядь земли”, В.Астафьев “Звездопад”… Эти и многие другие авторы писали о войне кровавую правду. Их “излюбленный” жанр – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. Эти произведения отличает глубинный психологизм, писателей интересует мотивация событий.
К “лейтенантской прозе” можно отнести и новый рассказ Г.Бакланова “Нездешний”. Только повествуется в нём не о Великой Отечественной войне, а о чеченских событиях. Но в центре внимания писателя тоже оказывается человек, его мысли, переживания.
2. Прослушивание фрагмента песни “Комбат” в исполнении группы “Любэ”.
3. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока (может быть, на фоне музыки).
В конце 1Х-го века в своём замечательном романе “Война и мир” о начале Отечественной войны 1812 года Л.Н.Толстой написал: “…и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, …, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление”.
Но великий писатель, к сожалению, ошибся. ХХ-ый век по своей чудовищной жестокости намного превзошёл 1Х-ый. Первая мировая война… Октябрьский переворот 1917-го года… Гражданская и Великая Отечественная войны… Сталинские репрессии…
Сегодня человечество научилось управлять природой, даже космосом, но не смогло остановить бессмысленную жестокость. Кощунственно звучит фраза, но сегодня о гибели людей сообщают, как о прогнозе погоды. Афган, Чечня, теракты… И кажется, нет и не будет конца этой бессмысленной бойне.
(Перечислить некоторые факты, например, захват школы в Беслане, взрывы в московском метро и др.)
Что может быть страшнее смерти? Невозможно передать горе и страдания людей, потерявших на войне своих близких. И всё-таки, снова и снова перечитывая строчки толстовского романа или романа-эпопеи М.А.Шолохова “Тихий Дон”, видя ребят, возвращающихся после военных действий в Чечне, понимаешь ещё одну горькую истину: война калечит людей не только физически, но и (а может быть, это ещё страшнее) нравственно.
ХХ-ый век, казалось бы… Расцвет технического прогресса… Но войны на планете не утихают. Каждый день гибнут люди в России, ближнем зарубежье, во всём мире. А значит, наш урок по рассказу Г.Я. Бакланова “Нездешний”, опубликованному в журнале “Знамя” № 1 за 2001 год, актуален.
4. Сообщение подготовленного ученика о писателе.
Григорий Яковлевич Бакланов (1923) родился в Воронеже в интеллигентной семье, рано потерял родителей, его и старшего брата (погиб в 1941 г.) вырастили родственники. То есть в том, что в жизни есть милосердие и сострадание, писатель знал не по наслышке. Может быть, поэтому в каждом его произведении поднимаются нравственно-этические проблемы.
В 1941 году будущий писатель из школы перешёл в авиационный техникум, ушёл добровольцем на фронт, служил рядовым, то есть горькую правду войны знал не по рассказам очевидцев. После окончания артиллерийского училища (ускоренного выпуска) командовал взводом. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, был тяжело ранен. Всё это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу Ю.Бондарева, В.Быкова, Ю.Друниной… Очень точно сказал по этому поводу В.П.Астафьев: “Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”.
После окончания Великой Отечественной войны учился в Литературном институте имени А.М.Горького, писал очерки, рассказы, сценарии для кино, работал для театра, много ездил по стране.
В повестях “Южнее главного удара” (1957), “Пядь земли” (1959), “Мёртвые сраму не имут” (1961), “Навеки – девятнадцатилетние” (1979), роман “Июль 41 года” (1965) и во многих других произведениях мы видим правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников (так называемую окопную правду).
В 90-ые годы вышли в свет повести “Меньший среди братьев” (1981) и “Свой человек” (1990).
Г.Я.Бакланов – автор эссе, воспоминаний о писателях А.Твардовском, С.Орлове, Ю.Трифонове.
С 1986 по 1993г. писатель возглавлял журнал “Знамя”, многое сделал для его развития.
Г.Я.Бакланов – лауреат Государственной премии (1982).
5. Беседа по произведению.
В статье В.Кардина “Но есть ещё своенравная память…”, посвящённой рассказу “Нездешний”, есть такие строчки: “Г.Бакланов не спешит с подсказками и не пускается в комментарии. Читателю ничего не остаётся, как думать самому”. Так давайте и мы с вами обратимся ещё раз к рассказу и подумаем над его содержанием.
- Каково ваше первоначальное впечатление о рассказе? Интересно ли было читать? Почему? О чём заставил задуматься рассказ? Почему человек выпадает из общего потока?
Несмотря на то, что рассказ очень маленький по объёму и, казалось бы, в нём не описываются какие-то важные события, произведение читать интересно. Оно написано легко, доступным языком и, самое главное, о нашем дне. Мы часто встречаемся в нашей жизни с ребятами, которые возвращаются из армии после командировок в “горячие точки”, и рассказ Бакланова помогает нам понять психологическое состояние этих людей.
- Расскажите, о чём это произведение.
Главный герой, преуспевающий тележурналист Пал Палыч, приехал в отпуск домой из “горячих точек”. Эта поездка коренным образом изменила молодого человека. Возвращение дало трещину в прежних его убеждениях, мировоззрении, стало “переломным моментом”, с которого началось его новое осмысление жизни, переоценка ценностей. В рассказе повествуется о том, как Паша вновь встречается со старыми друзьями, родственниками и новыми глазами смотрит на мир. Теперь он оказывается “чужим среди своих”. А в конце произведения мы видим, что герой снова возвратился в Чечню, но словно “постаревшим на много лет”.
Произведение Бакланова имеет несколько планов. Первый – это московская жизнь, где вновь очутился Паша; второй – Чечня; третий – мир главного героя, который как бы со стороны наблюдает за всем происходящим, сначала глазами человека, побывавшего в горячих точках, потом, наоборот, с точки зрения вернувшегося из Москвы журналиста.
- Расскажите о московских друзьях Паши, зачитайте их характеристики.
“Олега вся страна знает, рейтинг у его музыкальной программы стабильно высокий, и сам парень видный, морда симпатичная, девки по нему сохнут от Москвы до самых до окраин”. Он “один из…” – характеризует его главный герой. Автор не уточняет, из каких. Но нам это и так понятно. Это лидер, один из “сильных мира сего”, как принято говорить, человек со связями и с деньгами, от кого зависят какие-то решения, может, продвижение по службе. Он, по всей видимости, строго следует заповеди, и Паше советует: “Скромность – самый первый шаг в безвестность. Сам себя не похвалишь, как оплёванный сидишь”.
Его жена – Галка, далеко не симпатичная девица. “Нет, когда привыкнешь к ней – вполне ничего, глаза, например. А уж умна, как бес, держит его (мужа) в горсти…”, – опять читаем мы оценку Паши. Обращает на себя внимание сравнение “как бес”; что-то нехорошее, чёрное, дьявольское чувствуется в нём. О таких говорят: хитрая, продуманная. И ещё: баба себе на уме.
Генка – “урод, цирковой клоун таким себя не нарисует. И ток-шоу его – для дебилов. Но – успех, девки западают на него. Вчера на лотке у метро видел в глянцевом журнале: горнолыжники. Среди них Генка с подругой… Успел уже свозить её в Австрийские Альпы. Горы, солнце, небо, снег слепящий. Яркие на снегу костюмы, очки в пол-лица”, – таков ещё один преуспевающий московский друг. У него “новая volvo , цвета металлик”.
Мила – подруга для Паши, с которой он должен весело провести время в подмосковном санатории: “…без шапки, вся навороченная, в распахнутой телячьей шубе: рыжая шкура белыми пятнами”. Потом, в ресторане, мы увидим её ещё раз: “Серебристое платье на ней в обтяжку, вся переливается, искрится на свету. Искрятся бёдра, плоский живот”. Интересно и такое замечание: запах духов Милы “резкий”, и это слово ассоциируется не только со словами “сильный, устойчивый”, но и неприятный.
Они все разные, но так похожи между собой. Это ещё молодые люди, но уже успевшие “завоевать место под солнцем”. Они живут, наслаждаются жизнью и считают, что весь мир создан только для удовольствий. Им льстит внимание общества: “Входили, утомлённые славой, а от столиков бара, от стойки администратора как ветром поворачивало головы. И всего-то вошли, а на лицах людей – праздник. И рассказывать будут: видел, как вас…”.
- Не случайно я в начале урока обратилась к строчкам великого романа Л.Н.Толстого. Как мне кажется, в рассказе Г.Я.Бакланова немало перекличек с этим произведением.
В поэтическом и музыкальном произведении черты, наводящие на воспоминание о другом произведении, называется реминисценцией (в переводе – воспоминание; ещё одно значение – смутное воспоминание, отголосок).
- Приведите примеры.
Московские друзья Паши – это своего рода “высший свет” (только у Толстого – петербургский). Вспоминаются Берг, Борис Друбецкой, которые сумели устроить свою жизнь и на окружающих смотрели свысока. Такие понятия, как честь, совесть, жизненные искания для них чужды. Их заботит только материальное благосостояние. Кстати, внешний блеск у героев Толстого, как правило, - прикрытие внутренней пустоты. К Пьеру Берг приходит “в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперёд височками, как носил государь Александр Павлович”). Борис “был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга”. Наверное, по-другому нельзя. Ведь в том мире и встречают, и провожают по одёжке.
Ещё больше ассоциаций с бессмертным романом возникает, когда мы читаем такие строчки: “На виражах валило их друг к другу, он чувствовал её бедро, сильную её ногу. И взгляд Галкин недоумённый, поощряющий ловил. Что-то надо было хотя бы сказать, но ему как наступили на язык”. Как это напоминает сцену объяснения Пьера с Элен! “Что-то такое особенное говорят в этих случаях”, – думал он (Пьер), но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях”.
Сцена в ресторане напоминает вечер у Анны Павловны Шерер: “Он (Паша) выпил, руку к сердцу приложил. Он понял: им, вернувшимся оттуда, угощают сейчас”. (Мы помним, Анна Павловна… угощала им (виконтом) своих гостей”).
А “поучение” Олега (“Скромность – самый первый шаг в безвестность. Сам себя не похвалишь, как оплёванный сидишь”) чем-то напоминает жизненную позицию Берга: “Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такой значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, – и Берг получил за Аустерлиц две награды”. Не подобными ли путями действовал и Олег?
- “Чужой среди своих” – пожалуй, так, повторяя за известным режиссёром, мы может сказать о главном герое. Он сразу же противопоставляется своим московским друзьям. Докажите это.
Во-первых, они появляются яркие, парадные. Он – “…во всём домашнем: в джинсах старых, протёртых, в рубашке линялой навыпуск”.
Во-вторых, чувствуется иерархия; герой осознаёт разность положений, он сам рассуждает: “Они все – на ты, все вроде бы – одна компашка. Но это – внешне, каждый знает своё место. Олег – один из… А таких, как он, набрать можно, свистни только”.
И, в-третьих, мысли и поведение Паши отличны от того, что заботит его друзей, преуспевающих молодых людей.
- Писатель ни разу не показал нам портрета главного героя. И всё же мы узнаём о нём немало. Расскажите, что нам известно о Паше.
Как уже было сказано, он журналист. Несмотря на то, что тоже сумел подняться по служебной лестнице, остался всё-таки человеком неравнодушным, ищущим своё место в жизни, переживающим за судьбы других. А может, это командировка в горячие точки заставила его по-новому взглянуть на мир, вспомнить, что есть высший суд.
Он очень дорожит своей семьёй: чрезмерно строгим отцом (“домашний политрук”), безвольной матерью (“мать жаль”, “она давно уже привыкла не сама думать, говорит его (отца) словами, не то, что сердце ей говорит”), особенно младшим братом Димкой (“…родной запах брата не забыл. Хорошо было вдыхать его”; приятно было вернувшемуся оттуда главному герою “тепло его чувствовать, слышать его дыхание”).
По всему видно, что по характеру главный герой добрый, отзывчивый, глубоко переживающий человек. На протяжении всех дней пребывания в Москве его мучат “страшные видения” – “то, чего видеть не хочется. И мысли всякие”.
- Один из основных приёмов, используемых писателем, – антитеза (вспомните определение). Что и чему (или кто и кому) противопоставляется в рассказе?
1) Паша – своим друзьям (правда, о настоящей дружбе речь не идёт).
Их отличает внешний вид: “бабы в длинных вечерних платьях, мы с Генкой – в строгих, как бы чёрных костюмах” ( замечает Олег) – Паша “в джинсах и свитере”.
Теперь, после командировки, их отличает ещё и отношение к жизни. Пашины друзья весело и беззаботно проводят время, не задумываясь, дурно это или хорошо; они, как принято говорить, привыкли брать от жизни всё; их не мучит совесть. Паша же, видя эту сытую, довольную жизнь, вспоминает страшные картины чеченской войны; и теперь его мучат сомнения, может, даже какие-то угрызения совести.
2) Сытая московская жизнь – страшным видениям.
“Мир иной” – так автор характеризует “нечто загородное, пятизвёздочное, туда раньше одних иностранцев возили”. Ясно: перед нами мир сытых, здоровых, довольных жизнью людей.
Санаторий: “…дворцы новые, краснокирпичные. Башенки. Медные крыши… (…) Домики бревенчатые, как игрушечные, дочиста разметённые дорожки…”. На ступеньки прямо на снег выброшен “зелёный, как трава весенняя, синтетический ковёр”. Стеклянные двери разъезжаются сами.
Гостиница: “В просторном холле – мрамор, дикий камень, тёмное дерево… (…)
Номер: ванная – “белое сияние”, “Сиял кафель, никель, мраморный стол с углублением в нём умывальником и множеством расставленных флакончиков. … белые халаты в целлофановых чехлах на стене, белые тапочки под ними. И всё это повторялось в огромном зеркале. А сама ванна, как чаша фарфоровой белизны”.
Еда: “Какая рыба всех сортов! И осетрина, и сёмга, и ещё какая-то, похожая на змею. А ветчины, колбасы, салаты, фрукты… А хлеб какой! И булочки в плетёных корзинках, и чёрный, и серый, и тминный. И ещё на доске, чтоб самому взять салфеткой и отрезать ножом-пилкой. Свежий, пахнущий, хрустящий” (поистине, надо пережить страшное, чтобы научиться ценить то, что есть каждый день). Перед нами – рай земной.
Тем страшнее читать строчки о Чечне, где идёт война, каждый день погибают люди, разрушаются города…
- Итак, мы говорили, что ещё один план – Чечня. Страшные видения преследуют героя, находящегося дома. Самые неожиданные ассоциации уносят Пашу в ту чужую и свою республику. Что вспоминается герою?
1) Играя с братом в шашки, Паша вспомнил такую картину. “Женщина в чёрном платье сидела на земле, изогнувшись тонким телом. Поднятые вверх руки держала на затылке. Ноги босые. Про неё было известно: снайпер. И вроде бы не чеченка, украинка. (…) Вместе с ранеными её отправили вертолётом в Моздок. Рассказывали, будто в воздухе раненые выпихнули её за борт”.
- Как вы оцениваете поступок раненых? Можно ли оправдать такую жестокость? А как быть с Библейской заповедью “ударили по левой щеке – подставь правую”?
2) Покупая “глянцевый журнал”, где на обложке красуется Генка с подругой, глянул, когда подписан номер в печать. Родились такие воспоминания: “Примерно в это время наши десантники попали в засаду в горах: туман был сильный. Они лежали мёртвые на снегу, а единственный уцелевший, раненый, взятый в плен, ковылял среди трупов и что-то говорил. С чеченцами был французский оператор, он подробно снял всё”.
Нет подробного описания боя, но о чудовищных последствиях происшедшего говорит многозначная деталь: “единственный уцелевший”.
- Да, действительно, Бакланов “не спешит с подсказками и не пускается в комментарии”. Но одна короткая фраза, словно случайная, затерявшаяся, говорит намного красноречивее длинных предложений и даже целых романов. Поэтому давайте остановимся на некоторых фразах, в которых отчётливо улавливается отношение автора к своим героям, к описываемому в рассказе.
Все эти московские люди, довольные жизнью, не вызывают у нас ни зависти, ни даже симпатии. Напротив, возникают ассоциации с нечистой силой. Особенно эпизод поистине сатанинской пляски. Как автор говорит о танцующих?
( “Вечером в охотничьем домике жарко пылал огромный камин. (О камине ли это? Или о герое, которому душно в этом высшем свете, и хочется вырваться на воздух, на свободу. Ведь именно так и сделает герой, только чуть позже. Упадёт в сугроб и будет лежать – “…так хорошо было лежать, так дышалось просторно”!) Из тьмы и мелькания света (Вот она вечная борьба добра со злом!) – красного, синего, зелёного, жёлтого, – из грохота музыки, топота ног вываливались к столам потные, задыхающиеся”. И ещё: “В тесноте, в толкотне плясал Паша отчаянно, ноги сами что-то выделывали. И руки, и плечи. Разноцветные прожектора полосовали во тьме по головам, выхватывая лица. И Мила переливалась в мелькающем свете, манила, манила к себе. Она была теперь в чёрном. … И мощные груди подскакивали в пляске. И бусы скакали на них”. “… а глаза-то у неё – белые. Расширенный чёрный зрачок, чёрный ободок – и не карие, не серые, не голубые – сплошь белые. И белыми от ярости глазами глядела на него”.) Нет, это не люди, а словно какая-то нечистая сила, шабаш ведьм.
- Какое впечатление производит Мила на окружающих?
“Ты в каком теперь классе?” - спрашивает Паша своего младшего брата в самом начале повествования. И мальчик отвечает: “В седьмом. Ты что, забыл?” А через несколько минут Мила задаёт тот же вопрос, но реакция Димы совершенно иная. Сопоставьте эти две сцены и прокомментируйте поведение мальчика.
Считается (и совершенно справедливо), что “устами младенца глаголит истина”. Конечно, Дима не ребёнок, но он очень хорошо чувствует фальшь. Вопрос брата (Паши) естественен, взрослые постоянно путают возраст младших. А вот в вопросе Милы всё наигранно. Она, “взрослая тётя”, желает лишь подчеркнуть свою важность.
- И мальчик оказался прав. Красивая, обеспеченная, но злая. Кто противопоставляется этой девушке?
(Горничная – простая русская девушка, ласковая, заботливая. Она как бы говорит от лица всех матерей.
“Она улыбнулась и от улыбки, от одной улыбки своей помолодела лет на десять…”
“…наклонясь, мягкими губами нежно, будто мать на сон грядущий, поцеловала в щёку”
“А ты маму свою спроси, легко ей было отправлять тебя, такого молоденького? Я своего сына ни за что не отдам. (…) – Чем же это он лучше всех остальных? – Для меня - самый лучший. (…) – …к тому времени война сто раз кончится. – Да вот что-то не кончается. Небось, когда ты родился, мать тоже надеялась… А тут из войны – в войну, из войны – в войну…”. )
- Так из уст простой девушки мы слышим упрёк в адрес всех, от кого зависит наше мирное существование. Кто разжигает войны? Зачем они нужны? Почему ежедневно гибнут десятки ни в чём не повинных людей? Вспоминается и другое замечательное произведение – роман М.А.Шолохова “Тихий Дон”. Там тоже выразителем мысли о противоестественности войны выступают женщины-матери: “Чисто побесились люди. Вам, окаянным, сладость из ружьев палить да на кониках красоваться, а матерям-то как? Ихних сынов-то убивают, ай нет? Войны какие-то напридумали”.
Паша был “там”, и он лучше других знает, что происходит с молодыми ребятами “там”: “Он пришёл туда человеком, а побыл, глянешь на него…”. Вот почему родители сегодня делают всё возможное и невозможное, чтобы их дети не ходили в армию (но кажется, “лёд тронулся” – армия сегодня переживает пору реформирования, и можно надеяться, что наши мальчики перестанут быть “пушечным мясом” для чеченских боевиков).
Ещё совсем недавно, лет 20 назад, с юношей, не отслужившим в рядах Советской Армии, не торопились дружить девушки, считая их какими-то больными, недееспособными. Сегодня всё наоборот! Потому “больными”, психически неуравновешенными становятся те, кто возвращается “оттуда”.
О волчьем законе войны говорит главный герой: “На войне закон один: кто пожалел, тот и погиб”.
- Рассказ имеет своеобразную кольцевую композицию: и в начале, и в конце произведения говорится о Чечне. Вот заключительные сцены: жители одного из сёл “с детишками, с пожитками, какие смогли унести и увезти, со скотиной, она мычала, голодная, (…) стояли и смотрели, как уничтожается их село”; они “всё ещё на что-то надеялись”. Здесь боевики (как рассказывал один из чеченцев, бежавший оттуда) “захваченных милиционеров и солдат, совсем молодых ребят, резали, как скот”. Как же жить с такими воспоминаниями? Разве может психика не нарушиться?
- А что должен думать и чувствовать человек, чудом избежавший смерти? Они (главный герой) с оператором должны были ехать на броневике, но в последний момент их отозвали “из-за пустяка”: “Не отозвали бы их, лежать бы им тоже в кювете”. “Вот к чему Паша привыкнуть не мог: только что был человек и – нету…”.
- А вокруг весна. Но не приносит она пока надежды на возрождение. И здесь тоже антитеза. Природа просыпается ото сна, расцветает, люди же продолжают умирать!
- Почему рассказ назван “Нездешний”?
Нездешний – это состояние главного героя. Он словно выбит из привычной колеи. Сытая московская жизнь теперь не может принести ему спокойствия, не находит он места и на службе. Ещё в начале рассказа младший брат говорит Паше: “Ты, правда, какой-то нездешний вернулся”. Вот это слово “правда” наталкивает на мысль: это заметили и другие, может, родители, соседи… В конце об этом говорит оператор: “Ты чего такой сумрачный, Пал Палыч? Дома побывал, радоваться должен, а ты вернулся как будто контуженный”. Как в песне, “ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал”.
- Как вы думаете, какие вопросы мучат главного героя?
Наверное, почему люди одной страны живут так по-разному. Да, безусловно, граждане должны защищать свою страну от врагов. Но почему одни “жируют”, а другие должны подставлять свой лоб под пули? Ради чего гибнут ни в чём не повинные ребята? Что лично они защищают? (И опять вспоминается роман Л.Н.Толстого: простым-то солдатам зачем война?) Кто и какую преследует выгоду? Когда речь идёт о защите Отечества, всё понятно. А что происходит в Чечне?
Хорошо, если ребята поделятся какими-то личными впечатлениями.
6. Просмотр кадров из к/ф о чеченской войне.
7. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…”.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие
Не пришли с войны,
В том, что они –
Кто старше, кто моложе –
Остались там,
И не о том же речь,
Что я их мог,
Но не сумел, сберечь,
- Речь не о том,
Но всё же, всё же, всё же…
- Это стихотворение А.Т.Твардовского о Великой Отечественной войне. Но разве это имеет какое-то значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой, гибнут люди, ни в чём не повинные наши ребята, а если и остаются живы, то получают психологические травмы. И это никогда и никого не может оставить равнодушным.
- “Война мне всю душу изъела…” Пожалуй, так вслед за лирическим героем поэмы С.А.Есенина “Анна Снегина” может сказать и герой рассказа Г.Я. Бакланова “Нездешний”.
8. Подведение итогов.
Понравился ли вам рассказ Г.Я. Бакланова “Нездешний”? О чём он заставил задуматься? Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями о войне?
9. Домашнее задание.
Написать отзыв о рассказе Г.Я. Бакланова “Нездешний”.
Дополнительная литература:
- Рассказ Бакланова “Нездешний”.
- Критические статьи (ж. “Русская словесность” № 5 – 2004, стр. 38; В.Кардин “Но есть ещё своенравная память”).