Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Машука «Горькие шанежки». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Тип урока: урок внеклассного чтения

Деятельностная цель:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

Образовательные:

– формировать умение анализировать текст художественного произведения;

– развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

– формировать представление о героях произведения на основе сопоставления и словесного образа;

– обогащать словарный запас.

Развивающие:

– развивать устную речь учащихся;

– развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев; произведения;

– развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные:

– воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД:

– формирование уважительного отношения к иному мнению;

– развитие мышления, внимания;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– формулировать тему и цели урока;

– иметь способность к целеполаганию;

Познавательные УУД:

– формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения;

– излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, подробно;

Коммуникативные УУД:

формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

– умение договариваться, находить общее решение;

– владеть монологической и диалогической формами речи;

– слушать и слышать других;

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, работа в группах

Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, иллюстрации к произведению

Литература:

1. Рассказ Б.Машука “Горькие шанежки”, альманах “Приамурье моё”, Хабаровское книжное издательство, 1974

Ход урока

Структура содержания.

I. Организационный момент.

Поэтическая пятиминутка.

1. Виктор Суходольский “Ветеранам”.

(Амурский поэт)

Всё меньше старых ветеранов
В родном краю живёт теперь.
К дождям всё чаще ноют раны
От пуль оживших и потерь.

Не все с войны домой вернулись,
Край отчий грудью заслоня,
В себя приняв те злые пули,
Что, может, метили в меня

II. Тема и постановка задач

– Слово учителя

– Сформулировать тему из облака слов (1, 2 слайды)

Тема сострадания и взаимопомощи в рассказе Бориса Машука “Горькие шанежки”

III. Сообщение о биографии Б.Машука. (3 слайд)

Борис Андреевич Машук родился 13 февраля 1937 года в г. Свободном Амурской области. Рано потеряв родителей, воспитывался у бабушки с дедушкой на небольшом полустанке Транссиба Дея Завитинского района.

Его детство пришлось на трудные военные годы. Учился будущий писатель и публицист в школе-интернате, затем в ремесленном училище в Хабаровске, там же работал токарем на заводе им. М.Горького, ходил матросом и кочегаром по Амуру.

В 1956 году был призван в армию, три года служил в радиотехнических войсках Забайкальского военного округа, стал радистом 1-го класса. В годы службы Борис Машук начал сотрудничать военкором в газете “На боевом посту”.

С 1961 года начинается журналистский период его деятельности. С декабря этого года он работает в редакции газеты “Амурский комсомолец” на должности заведующего отделом писем. В этот период он закончил вечернюю среднюю школу, также вёл клуб юнкоров, руководил студией молодого журналиста в педучилище № 2. После работы заместителем редактора районной газеты Мазановского района Б.Машука пригласили в редакцию газеты “Амурская правда”. Его публицистика никого не оставляла равнодушным, ему писали письма со всех концов Приамурья. Один за другим выходят рассказы Бориса Андреевича: “Васькины часы”, “О чём гудят провода”, “Зажигалка”, “Савельич”.

В 1969 году в литературно-художественном сборнике “Приамурье моё” была напечатана повесть Машука “Дорога в тайну”, рассказывающая об учёных-медиках, осуществляющих сложные операции на сердце.

Изучение истории Приамурья привело писателя-прозаика к созданию историко-революционной повести “Сполохи”, которая вышла в свет в 1971 году. Повесть основана на фактах из жизни легендарного разведчика Г.Рулёва.

В результате поездки Бориса Машука на строительство Байкало-Амурской магистрали, вышла в свет художественная повесть писателя “Трудные километры” о строителях БАМа. В 1977 году за эту повесть Борис Андреевич был удостоен премии им. Н.Островского, а 1986 году награждён медалью “За строительство Байкало-Амурской магистрали”.

Его книга “Горькие шанежки” (1978) о военном детстве получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В 1976 году Борис Машук становится членом Союза писателей СССР. С 1977 года он является ответственным секретарём Амурской писательской организации. В 1987 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

Умер Борис Андреевич Машук 24 января 2000 года. Похоронен в г. Благовещенске.

Именем Б. Машука названы: средняя школа № 4 г. Завитинска, где в 1949-1952 гг. он учился; библиотека № 11 в г. Благовещенске. В октябре 2004 года в завитинской школе установлена мемориальная доска в честь знаменитого земляка.

IV. Работа в группах.

1. 1 группа объясняет значение непонятных слов. (детская презентация)

Презентация, подготовленная учениками

2. Блиц-опрос (отвечаем быстро, одним словом или словосочетанием)

1) Кого отправил Чалов с вестью о сыне к деду Колотилкину?

2) Если бы девочка не пошла, узнал бы дед, что его сын будет проезжать мимо их станции?

3) Почему Карлушка идёт, несмотря на то, что ей страшно?

4) Кто напугал девочку во время пути?

5) Куда едет сын деда Колотилкина?

6) Какой груз везёт эшелон, с которым едет сын деда?

7) Как зовут сына деда Колотилкина?

8) Почему состав не остановится на станции?

9) Кто подсказал деду, как передать сумку сыну Кольке?

10) Как дед Колотилкин назвал девочку?

3. 2 группа объясняет значение словосочетание “горе луковое”.

Версии происхождения фразеологизма “горе луковое”

1) Смысл первой версии заключается в том, что существует народная примета, согласно которой, если женщина, которая ждёт ребёнка, ест лук, то родится мальчик. Ну а девочка, родившаяся в семье крестьянина, вызывает легкое чувство досады (именно для крестьянина), ведь крестьянину нужен помощник по хозяйству, то есть мальчик. А, следовательно, когда по примете должен родиться мальчик, а рождается девочка, то и называли ее не в прямом смысле — “горем луковым”, так как ее необходимо не только вырастить, но замуж выдавать и готовить ей приданое, вообще было хлопот больше.

2) Вторая версия заключается в том, что согласно, некоторых источников во времена правления Василия II правой рукой у него был Осип Луков – сын суздальского князя. И в один момент, поверив завистливым ему людям, Осип Луков совершил множество убийств – матери, дяди, жены. А дочери от второго брака в ходе начавшихся междоусобных войн выгнали его. И остался Осип со своим слугой, который рассказывал историю о князе Лукове и о горе луковом. Достоверных источников происхождения данной истории не существует, но право на существование такой версии сохраняется.

3) И третья версия происхождения непосредственно опять же связана с луком. Дело в том, что при резке лука действительно, как и всем известно, появляются слезы на глазах. Но эти слезы появляются без посторонних лиц и являются пустяковыми. А, следовательно, фразеологизм горе луковое по данной версии характеризует не человека, а пустяковую ситуацию, вследствие которой человек расстроился. И данная версия на сегодняшний день является самой правдоподобной из всех существующих.

– Почему он так назвал девочку?

– Можно так же сказать о горе деда Колотилкина?

4. Выразительное чтение отрывка (от слов ... “узкая и сырая тропа уводила девочку в высокие кочки” до слов ... “девочка бросилась бежать изо всех сил и темной горошинкой покатилась к вершине бугра”) и ответы на вопросы по вариантам (приложение №2)

5. Работа с текстом (по группам)

1) Найти в тексте, что напугало девочку, когда она шла к деду Колотилкину. (4 слайд)

2) Найти в тексте, откуда и от кого пришла помощь девочке. (5 слайд)

3) Найти в тексте слова и словосочетания, которые говорят о горе деда Колотилкина. (6 слайд)

6. Составление кластера

V. Обобщение.

– Долго ли будет помнить вкус шанежек Карлушка?

Поймёт она когда-нибудь, почему дед назвал эти шанежки горькими?

VI. Релаксация.

Поставьте себе оценку за работу на уроке

VII. Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение на тему: “Почему дед назвал эти шанежки горькими?”