Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск"

Разделы: Литература


Цели урока: расширение читательского интереса уч-ся, воспитание нравственности, ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги писателя, портрет писателя, аудиозапись песни “День Победы”.

Эпиграф:

Пускай на всем , что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты.

Ход урока

  1. Звучит мелодия песни “ День Победы”.

  2. Учитель. Победа! Дорогой ценой досталась она нашей стране. События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не только не стирают их в нашей памяти, но все ярче высвечивают, полнее раздвигая границы знаний об эпохе народного подвига. Многие писатели проявляли и проявляют творческую активность в художественном познании войны. Книги о героике 1941–1945 годов можно условно разделить на 2 группы: в одних произведениях дается широкая панорама подвига народа (“ Они сражались за Родину” М. Шолохова, “ Горячий снег” Ю. Бондарева), в других – раскрывается тоже подвиг народа, но на примере действия одного или нескольких человек, отряда, группы (“ А зори здесь тихие” Б. Васильева, “ Обелиск” , “ Сотников” В. Быкова). О повестях В Быкова наш урок.
  3. Сообщение уч-ся об авторе. В. В Быков родился в 1924 г. в Витебской обл., в крестьянской семье. Когда немецкие захватчики вторглись в нашу страну, В. Быкову исполнилось 17 лет. Он учился в художественном училище города Витебска. Добровольцем идет на фронт, становится офицером, командует подразделением автоматчиков, а затем огневым взводом противотанковых пушек. Его солдатские дороги тянулись через Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, был дважды ранен, имеет правительственные награды.
  4. Учитель. Через десятилетие после окончания войны появились повести Быкова: “Журавлиный крик”, “Третья ракета”, “ Альпийская баллада”, “ Обелиск”, “Дожить до рассвета”, “ Сотников” и другие. Книги В. Быкова сразу оказались в центре внимания критики и читателя. Писатель пришел в литературу с однажды найденной и неизменной темой войны, с определенным кругом героев. Героев всегда немного, действующих на коротком отрезке времени. Нет широких батальных сцен – только человек на войне, человек в предельно трудной ситуации, в момент высшего нервного напряжения. Критик В. Пискунов отмечал: “ Можно показать войну с самого начала и до конца и на разных уровнях, можно изобразить всего лишь двоих в ночи, как у Быкова в “ Сотникове”, но успех определяют масштабы мышления”.
  5. Выступления уч-ся. (1-й ученик). В повести “ Сотников” двое в ночи, двое партизан, Сотников и Рыбак идут через снег с совсем не боевым заданием – достать продукты для малочисленного, затерянного в лесу отряда. Неудача, плен, и вот каждый из них стоит перед выбором. Выбор невелик:: умереть завтра вдали от своих или выжить ,но ценой предательства. И каждый из них делает выбор. До последнего мгновения Сотников думает о тех, кто попал с ни м в беду (Демчиха, Петр, еврейская девочка) . Даже перед виселицей он делает отчаянную , но безуспешную попытку взять все на себя, спасти идущих рядом. (2-й ученик) Герой повести Рыбак делает всего один шаг в сторону и , идя вместе с Сотниковым ,он оказывается на другой стороне черты, разделяющей людей на друзей и врагов. Сотников не думал предавать своих – и вот уже участвует в казне товарища. “ Этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью. И хотя оставили в живых, в некотором смысле также ликвидировали”.
  6. Учитель. Почему так произошло? Сотников пытается для себя объяснить поступок рыбака его малой образованностью. Но подобный выход был и у крестьян Демчихи и Петра (выдать тех, кто скрывал еврейскую девочку). Но они предпочли смерть.– Чего же не добрал в своем духовном развитии молодой, удачливый парень Рыбак? Какова роль “случая”?
  7. Ученик. Рыбак вначале думал о голодных товарищах , но с наступлением испытаний, с появлением опасности мысли Рыбака в страхе за свою жизнью спастись любой ценой, а у Сотникова внутреннее спокойствие. Сотников, придя в себя после пыток, задумывается как бы выгородить Демчиху и Петра . Рыбак изыскивает мысленно пути спасения, собирает все силы ,чтобы выжить. Он выдвигает какие-то доводы и не может оправдаться перед собой. Перед лицом смерти человек раскрывается до конца, он не выдерживает и идет на соглашение с полицаями. Надежды удрать к “своим” рухнули. Он становится одним из палачей , участвующих в казне Сотникова. Только человек морально неустойчивый мог поступить так.
  8. Учитель. Стараясь понять , что привело Рыбака к предательству, Сотников размышляет: “ Рыбак , как человек и гражданин, безусловно не добрал чего – то…..Вряд ли он прочитал десяток хороших книг”….Каков же жизненный принцип Сотникова? --– Сотников, в прошлом учитель, начал войну в качестве офицера. Он узнал горечь отступлений и в белорусских лесах ведет ту борьбу, которую ему не удалось продолжать в рядах армии. С детства “ он ни разу не солгал, за все держал ответ, глядя людям в глаза” . Сотниковым руководит воинский долг. В Жизни своей он действует по принципу: “ Если не я , то кто же….” (Учащиеся приводят примеры из произведения.)
  9. Учитель. Из чего складывается гражданственность и нравственность поведения человека? Какова роль повести “ Сотников” в этом смысле?
  10. Ученики. У Рыбака неразвитость гражданского сознания, мыслей и чувств; у него неумение принимать индивидуальные решения, полная неподготовленность к такой ситуации. Что и привело Рыбака к предательству. Сотников живет по принципу : “ Если не я , то кто же?”. И герой повести умирает достойно.
  11. Учитель. Рыбак и Сотников поставлены в одинаковые обстоятельства. Они должны сделать решающий шаг в жизни, выбор: умереть достойно или жить подло. И каждый выбрал свое. Ситуация подобная той, в которую попал Сотников, характерна и для повести “ Обелиск” (1972 г.)
  12. Выступление уч-ся. (Краткое изложение содержания повести “Обелиск”.)
  13. Учитель. Кому и как жить в народной памяти и как отзовется наша жизнь на судьбе потомков, мысль о силе благородного примера – основная идея этой повести. Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Мороз учительствовал…Война…. В тайне от него ученики задумали убийство ненавистного полицая. 14-летние обречены на муки, молчали под пытками. Мороз узнал и поступил, как диктовала ему совесть. Добровольно сдался. Здесь и завязался сложный узел, который пытался развязать Миклашевич. Почему так по-разному оценивают учителя Мороза действующие лица повести?
  14. Ученик. Жители округи прониклись доверием, его уважают, к нему шли с плохим и хорошим во время немецкой оккупации. Его решения разделить судьбу своих учеников некоторые (Ксендзов) считали безрассудной, напрасной жертвой. Ткачук сначала не понял Мороза, но потом говорит: “ Мороз своим умом обошел нас . Не будем учить мы, будут оболванивать они”. Честным был командир партизанского отряда Ткачук и потом понял поступок учителя.
  15. Учитель. Понимая, что немцы не выпустят арестованных ими мальчиков, Мороз решает: “ И все-таки надо идти”. Как вы думаете, почему он так поступил? Во имя чего Мороз жертвует своей жизнью?
  16. Ученики. Для Мороза надо было идти. Он не мог не откликнуться на материнское горе. “ …Сходи. Он умный , он учитель”, просили родители связную с партизанским отрядом. Решение умереть с учениками не было для него порывом. Это итог его убеждений прожитой жизни. В последний час думает не о себе, спасая любимого ученика Миклашевича.
  17. Учитель. Почему долго не было не обелиске имени Мороза? Это выясняется в споре заврайоно Ксендзова с Ткачуком.
  18. Ученик (работа с текстом) – Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?– говорит Ксендзов. В ответ слова Ткачука: “ Он сделал больше, чем убил бы 100….. Он жизнь на плаху положил. Сам. Добровольно.”. Ксендзов – натура безнравственная. Это воплощение сытого благополучия. Для него совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек, защищал духовные ценности.
  19. Учитель. Личность Мороза героическая. Он всю свою жизнь и даже смерть отдал главной цели – служению людям, детям, в которых будущее страны. Не явись Мороз к арестованным, вера детей в благородство, мужество и порядочность были бы растоптаны, человеческое было бы “расчеловечено”, чего Мороз допустить никак не мог. Удалось уберечь Миклашевича , он продолжал дело учителя Мороза. Смысл и цель жизни Алеся Ивановича вошли в новые судьбы. Прав Ткачук: “Такое не пропадает. Прорастет. Таких людей не забудут.” Какие же проблемы раскрывает автор в повестях “ Сотников” и “ Обелиск” ?
  20. Ученики. Автор исследует истоки подвига, раскрывает проблему долга перед Родиной, товарищами, проблему выбора в определенной жизненной ситуации. Я думаю, что повести “ Обелиск” и “ Сотников” обращены к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны верны в любых обстоятельствах.
  21. Учитель. Запомните слова: “ Пускай на всем , что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты”.
  22. Ученик читает стихотворение . Автор М. Шульгин “ У обелиска”.

Средь берез, под синим
небом лета, –
Обелиск, увенчанный звездой…
….Ты погиб, чтоб я шагал
По свету,
В том бою спасенный, молодой…
Если вновь война раздаст нам каски,
Буду насмерть биться с той войной,
Только жил бы после без опаски
Паренек, идущий вслед за мной .
Лягу.
Ни наград, ни обелиска –
Ничего себе не попрошу,
Лишь бы он шагал
Тропой росистой
И дышал, как я сейчас дышу.