Цели урока: расширение читательского интереса уч-ся, воспитание нравственности, ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги писателя, портрет писателя, аудиозапись песни “День Победы”.
Эпиграф:
Пускай на всем , что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты.
Ход урока
-
Звучит мелодия песни “ День Победы”.
- Учитель . Победа! Дорогой ценой досталась она нашей стране. События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не только не стирают их в нашей памяти, но все ярче высвечивают, полнее раздвигая границы знаний об эпохе народного подвига. Многие писатели проявляли и проявляют творческую активность в художественном познании войны. Книги о героике 1941–1945 годов можно условно разделить на 2 группы: в одних произведениях дается широкая панорама подвига народа (“ Они сражались за Родину” М. Шолохова, “ Горячий снег” Ю. Бондарева), в других – раскрывается тоже подвиг народа, но на примере действия одного или нескольких человек, отряда, группы (“ А зори здесь тихие” Б. Васильева, “ Обелиск” , “ Сотников” В. Быкова). О повестях В Быкова наш урок.
- Сообщение уч-ся об авторе . В. В Быков родился в 1924 г. в Витебской обл., в крестьянской семье. Когда немецкие захватчики вторглись в нашу страну, В. Быкову исполнилось 17 лет. Он учился в художественном училище города Витебска. Добровольцем идет на фронт, становится офицером, командует подразделением автоматчиков, а затем огневым взводом противотанковых пушек. Его солдатские дороги тянулись через Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, был дважды ранен, имеет правительственные награды.
- Учитель. Через десятилетие после окончания войны появились повести Быкова: “Журавлиный крик”, “Третья ракета”, “ Альпийская баллада”, “ Обелиск”, “Дожить до рассвета”, “ Сотников” и другие. Книги В. Быкова сразу оказались в центре внимания критики и читателя. Писатель пришел в литературу с однажды найденной и неизменной темой войны, с определенным кругом героев. Героев всегда немного, действующих на коротком отрезке времени. Нет широких батальных сцен – только человек на войне, человек в предельно трудной ситуации, в момент высшего нервного напряжения. Критик В. Пискунов отмечал: “ Можно показать войну с самого начала и до конца и на разных уровнях, можно изобразить всего лишь двоих в ночи, как у Быкова в “ Сотникове”, но успех определяют масштабы мышления”.
- Выступления уч-ся. (1-й ученик). В повести “ Сотников” двое в ночи, двое партизан, Сотников и Рыбак идут через снег с совсем не боевым заданием – достать продукты для малочисленного, затерянного в лесу отряда. Неудача, плен, и вот каждый из них стоит перед выбором. Выбор невелик:: умереть завтра вдали от своих или выжить ,но ценой предательства. И каждый из них делает выбор. До последнего мгновения Сотников думает о тех, кто попал с ни м в беду (Демчиха, Петр, еврейская девочка) . Даже перед виселицей он делает отчаянную , но безуспешную попытку взять все на себя, спасти идущих рядом. (2-й ученик) Герой повести Рыбак делает всего один шаг в сторону и , идя вместе с Сотниковым ,он оказывается на другой стороне черты, разделяющей людей на друзей и врагов. Сотников не думал предавать своих – и вот уже участвует в казне товарища. “ Этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью. И хотя оставили в живых, в некотором смысле также ликвидировали”.
- Учитель . Почему так произошло? Сотников пытается для себя объяснить поступок рыбака его малой образованностью. Но подобный выход был и у крестьян Демчихи и Петра (выдать тех, кто скрывал еврейскую девочку). Но они предпочли смерть.– Чего же не добрал в своем духовном развитии молодой, удачливый парень Рыбак? Какова роль “случая”?
- Ученик. Рыбак вначале думал о голодных товарищах , но с наступлением испытаний, с появлением опасности мысли Рыбака в страхе за свою жизнью спастись любой ценой, а у Сотникова внутреннее спокойствие. Сотников, придя в себя после пыток, задумывается как бы выгородить Демчиху и Петра . Рыбак изыскивает мысленно пути спасения, собирает все силы ,чтобы выжить. Он выдвигает какие-то доводы и не может оправдаться перед собой. Перед лицом смерти человек раскрывается до конца, он не выдерживает и идет на соглашение с полицаями. Надежды удрать к “своим” рухнули. Он становится одним из палачей , участвующих в казне Сотникова. Только человек морально неустойчивый мог поступить так.
- Учитель . Стараясь понять , что привело Рыбака к предательству, Сотников размышляет: “ Рыбак , как человек и гражданин, безусловно не добрал чего – то…..Вряд ли он прочитал десяток хороших книг”….Каков же жизненный принцип Сотникова? --– Сотников, в прошлом учитель, начал войну в качестве офицера. Он узнал горечь отступлений и в белорусских лесах ведет ту борьбу, которую ему не удалось продолжать в рядах армии. С детства “ он ни разу не солгал, за все держал ответ, глядя людям в глаза” . Сотниковым руководит воинский долг. В Жизни своей он действует по принципу: “ Если не я , то кто же….” (Учащиеся приводят примеры из произведения.)
- Учитель. Из чего складывается гражданственность и нравственность поведения человека? Какова роль повести “ Сотников” в этом смысле?
- Ученики . У Рыбака неразвитость гражданского сознания, мыслей и чувств; у него неумение принимать индивидуальные решения, полная неподготовленность к такой ситуации. Что и привело Рыбака к предательству. Сотников живет по принципу : “ Если не я , то кто же?”. И герой повести умирает достойно.
- Учитель . Рыбак и Сотников поставлены в одинаковые обстоятельства. Они должны сделать решающий шаг в жизни, выбор: умереть достойно или жить подло. И каждый выбрал свое. Ситуация подобная той, в которую попал Сотников, характерна и для повести “ Обелиск” (1972 г.)
- Выступление уч-ся. (Краткое изложение содержания повести “Обелиск”.)
- Учитель . Кому и как жить в народной памяти и как отзовется наша жизнь на судьбе потомков, мысль о силе благородного примера – основная идея этой повести. Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Мороз учительствовал…Война…. В тайне от него ученики задумали убийство ненавистного полицая. 14-летние обречены на муки, молчали под пытками. Мороз узнал и поступил, как диктовала ему совесть. Добровольно сдался. Здесь и завязался сложный узел, который пытался развязать Миклашевич. Почему так по-разному оценивают учителя Мороза действующие лица повести?
- Ученик. Жители округи прониклись доверием, его уважают, к нему шли с плохим и хорошим во время немецкой оккупации. Его решения разделить судьбу своих учеников некоторые (Ксендзов) считали безрассудной, напрасной жертвой. Ткачук сначала не понял Мороза, но потом говорит: “ Мороз своим умом обошел нас . Не будем учить мы, будут оболванивать они”. Честным был командир партизанского отряда Ткачук и потом понял поступок учителя.
- Учитель . Понимая, что немцы не выпустят арестованных ими мальчиков, Мороз решает: “ И все-таки надо идти”. Как вы думаете, почему он так поступил? Во имя чего Мороз жертвует своей жизнью?
- Ученики . Для Мороза надо было идти. Он не мог не откликнуться на материнское горе. “ …Сходи. Он умный , он учитель”, просили родители связную с партизанским отрядом. Решение умереть с учениками не было для него порывом. Это итог его убеждений прожитой жизни. В последний час думает не о себе, спасая любимого ученика Миклашевича.
- Учитель. Почему долго не было не обелиске имени Мороза? Это выясняется в споре заврайоно Ксендзова с Ткачуком.
- Ученик (работа с текстом) – Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?– говорит Ксендзов. В ответ слова Ткачука: “ Он сделал больше, чем убил бы 100….. Он жизнь на плаху положил. Сам. Добровольно.”. Ксендзов – натура безнравственная. Это воплощение сытого благополучия. Для него совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек, защищал духовные ценности.
- Учитель . Личность Мороза героическая. Он всю свою жизнь и даже смерть отдал главной цели – служению людям, детям, в которых будущее страны. Не явись Мороз к арестованным, вера детей в благородство, мужество и порядочность были бы растоптаны, человеческое было бы “расчеловечено”, чего Мороз допустить никак не мог. Удалось уберечь Миклашевича , он продолжал дело учителя Мороза. Смысл и цель жизни Алеся Ивановича вошли в новые судьбы. Прав Ткачук: “Такое не пропадает. Прорастет. Таких людей не забудут.” Какие же проблемы раскрывает автор в повестях “ Сотников” и “ Обелиск” ?
- Ученики . Автор исследует истоки подвига, раскрывает проблему долга перед Родиной, товарищами, проблему выбора в определенной жизненной ситуации. Я думаю, что повести “ Обелиск” и “ Сотников” обращены к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны верны в любых обстоятельствах.
- Учитель. Запомните слова: “ Пускай на всем , что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты”.
- Ученик читает стихотворение . Автор М. Шульгин “ У обелиска”.
Средь берез, под синим
небом лета, –
Обелиск, увенчанный звездой…
….Ты погиб, чтоб я шагал
По свету,
В том бою спасенный, молодой…
Если вновь война раздаст нам каски,
Буду насмерть биться с той войной,
Только жил бы после без опаски
Паренек, идущий вслед за мной .
Лягу.
Ни наград, ни обелиска –
Ничего себе не попрошу,
Лишь бы он шагал
Тропой росистой
И дышал, как я сейчас дышу.