Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;
- развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;
- продолжить обучение анализу художественного текста.
Оборудование: тексты рассказов, портреты авторов, картины художников.
Ход урока
Сообщение темы, целей урока.
Вступительное слово учителя. Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач:
"Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно. Точно заиграла неожиданная музыка":
Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуту опасности, беды, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь прежде всего маму.
"Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния".
Вы узнали, должно быть, эти цитаты. Они взяты из рассказа Ирины Полянской "Мама". С него мы и начнем сегодняшний разговор.
Беседа по содержанию рассказа.
- Какой смысл вкладываете вы в определение "хорошая мать"? В чем, по-вашему, суть материнства?
- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию "хорошая мать"?
- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?
- Прочитайте первый абзац. Выделите в нем ключевое слово. Повторяется ли оно в дальнейшем? Какой символический смысл вложен в это слово?
- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?
Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна".
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?
Пофрагментное чтение и анализ текста.
1. От слов "Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком:" до слов ":бегут по морозу, в темноте в детский сад".
- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?
- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?
- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?
- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?
- Как мать относится к дочери?
- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?
2. От слов "Несколько раз в году:" до слов ":а потом в детский сад за дочкой".
- Почему эти события так важны для женщины?
- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?
- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?
- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?
3. От слов "Раньше бывало так..." до слов ": ей самой не надо ничего".
- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?
- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?
- Как на самом деле живется девочке?
4. От слов "И они экономят:" до слов ": никогда не просыпаться".
- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?
- Найдите эпитет к слову "сны". Удивил ли он вас?
- О какой же стране идет речь?
- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?
- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?
- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?
- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?
Аналитическая работа: сравнительная характеристика рассказов.
Попробуем ответить на предложенные вопросы (таблица на доске):
"Мама" | "Страна" | |||
Какова тема рассказа? | ||||
Семья | Семья | |||
Как устроен мир? Что им правит? | ||||
Любовь, справедливость, единство поколений | Бессмысленность и жестокость | |||
Каково место человека в этом мире? | ||||
В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой. | Одиночество | |||
Какова роль автора по отношению к читателю? | ||||
Ав Автор-наставник | Автор самоустраняется |
Итоги урока.
Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов "Мама" и "Страна".
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему "Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?"
Литература.
- Нефагина Г.Л. "Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.
- Петрушевская Л. "Страна" // Литература в школе, №3, 2008.
- Полянская И. "Мама" // Литература в школе, №3, 2008.