Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;
  • развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;
  • продолжить обучение анализу художественного текста.

Оборудование: тексты рассказов, портреты авторов, картины художников.

Ход урока

Сообщение темы, целей урока.

Вступительное слово учителя. Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач:

"Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно. Точно заиграла неожиданная музыка":

Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуту опасности, беды, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь прежде всего маму.

"Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния".

Вы узнали, должно быть, эти цитаты. Они взяты из рассказа Ирины Полянской "Мама". С него мы и начнем сегодняшний разговор.

Беседа по содержанию рассказа.

- Какой смысл вкладываете вы в определение "хорошая мать"? В чем, по-вашему, суть материнства?

- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию "хорошая мать"?

- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?

- Прочитайте первый абзац. Выделите в нем ключевое слово. Повторяется ли оно в дальнейшем? Какой символический смысл вложен в это слово?

- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна".

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?

Пофрагментное чтение и анализ текста.

1. От слов "Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком:" до слов ":бегут по морозу, в темноте в детский сад".

- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?

- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?

- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?

- Как мать относится к дочери?

- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?

2. От слов "Несколько раз в году:" до слов ":а потом в детский сад за дочкой".

- Почему эти события так важны для женщины?

- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?

- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?

- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?

3. От слов "Раньше бывало так..." до слов ": ей самой не надо ничего".

- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?

- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?

- Как на самом деле живется девочке?

4. От слов "И они экономят:" до слов ": никогда не просыпаться".

- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?

- Найдите эпитет к слову "сны". Удивил ли он вас?

- О какой же стране идет речь?

- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?

- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?

- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?

- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?

Аналитическая работа: сравнительная характеристика рассказов.

Попробуем ответить на предложенные вопросы (таблица на доске):

"Мама" "Страна"
Какова тема рассказа?
Семья Семья
Как устроен мир? Что им правит?
Любовь, справедливость, единство поколений Бессмысленность и жестокость
Каково место человека в этом мире?
В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой. Одиночество
Какова роль автора по отношению к читателю?
Ав Автор-наставник Автор самоустраняется

Итоги урока.

Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов "Мама" и "Страна".

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему "Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?"

Литература.

  1. Нефагина Г.Л. "Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.
  2. Петрушевская Л. "Страна" // Литература в школе, №3, 2008.
  3. Полянская И. "Мама" // Литература в школе, №3, 2008.