С именем народного писателя Якутии, лауреата международной литературной премии “Алжир на перекрестках культуры”, лауреата литературной премии “Алаш” Республики Казахстан, Заслуженного деятеля искусств РС(Я) Н.А. Лугинова связано развитие не только якутской литературы, но и Якутского драматического театра имени П.А. Ойунского, музейного дела, кино.
Якутия – это край холодных зим, где за короткое лето успевают растаять реки и речушки, скованные мертвой толщей льда, расцвести цветы, созреть ягоды и грибы. Для многих Якутия была и остается краем экзотики и романтики. Якуты всегда и постоянно находились в тесной и непосредственной связи с естественной природой, и решающее место занимали взаимоотношения человека и природы. Большая роль в жизни якутского народа, а также устном народном творчестве отводится собаке. Вся хозяйственно-бытовая деятельность человека на Севере базируется либо на собаке, либо на олене.
Антон Павлович Чехов (1860–1904) | Николай Алексеевич Лугинов (родился 1948) |
Русский писатель | Народный писатель Якутии |
Врач | Школьный учитель |
Рассказ “Каштанка” (1887 г.) | Рассказ “Кустук” (1979 г.) |
Город | Пустынная тундра |
В 2007 году наш Кобяйский улус отметил 70-летний юбилей. И в связи с этой датой стояла задача ознакомит учащихся с жизнью и творчеством земляка, выпускника нашей школы, народного писателя Якутии Н.А. Лугинова. Учащимся 8-х классов даны задания: прочитать произведения писателя на любом языке, в частности рассказ “Кустук”; прочитать рассказ А.П. Чехова “Каштанка”; ознакомиться с переводами произведенией Н.А. Лугинова на русский язык.
Цель урока: сравнить рассказ А.П. Чехова “Каштанка” с раасказом Н.А. Лугинова “Кустук”, выявить сходство и различие раскрытия темы.
Оборудование урока: портреты А.П. Чехова и Н.А. Лугинова, книги писателей.
Урок начинается с небольшой вступительной беседы о русском писателе А.П. Чехове и якутском писателе Н.А. Лугинове.
Сообщения учащихся о фактах биографии А.П. Чехова и Н.А. Лугинова.
Беседа по содержанию рассказа “Кустук”:
- Как Кустук оказался посреди тундры?
- Как чувствует себя в новой обстановке? С кем живет? Дайте характеристику.
- Как относится новый хозяин Байбал к своим собакам? Его семья?
- А каким был старый хозяин? Рааскажите о Иччи – Охононе.
- Почему Кустук обрадовался возвращению в поселок? Что не давало покою Кустук?
- Что часто вспоминал Кустук? Найти это в тексте. Выборочное чтение отрывков из текста.
- Что чувствовал Кустук после смерти своих друзей: Кырбыя?
- Расскажите о встрече Кустук с грозным врагом – волком. Почему в этой схватке выстоял, победил Кустук (чтение отрывка текста с. 19)
- Что вы считаете главной отличительной чертой Кустук?
- Чем кончается рассказ Н.А. Лугинова “Кустук”. Чтение последних строк рассказа.
- Какой рассказ русского писателя вспомнили?
- Какие еще рассказы о собаке написал А.П. Чехов?
Учащиеся вспомнили рассказы “Хамелеон”, “Белолобый”.
Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя; прототипы героев рассказа “Каштанка”.
“Впервые рассках был опубликован в 1887 году в газете “Новое время”… Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892 году. В рассказе сначала было 4 главы.
В результате работы над текстом первая глава рассказа “Таинственный незнакомец” была разбита на две: “Дурное поведение” и “Таинственный незнакомец”, вторая – “Новое, очень приятное знакомство, или Чудеса в решете – тоже на две: “Новое, очень приятное знакомство” и “Чудеса в решете”, третья глава – “Талант! Талант!” - оказалась пятой, вновь написанная глава “Беспокойная ночь” стала шестой, четвертая глава газетного текста – “Неудачный дебют” - седьмой.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.
Беседа по содержанию рассказа А.П. Чехова “Каштанка” (вопросы аналогичные).
В ходе беседы учащиеся выявили, что у Каштанки и Кустук много общего: старый и новый хозяин, подробно описывается, как Каштанка попала к Незнакомцу; какие были соседи по комнате; как тосковала по хозяевам; ее сны; как Каштанка стала учиться, при этом ее талант заметил незнакомец, первое выступление в цирке, возвращение к Луке Александрычу с Федюшкой.
Рассказ учащихся о Кустук и Каштанке.
Жизнь у новых хозяев: отношение членов семьи к ним (с опорой на текст).
Товарищи по упряжке и друзья по комнате.
Новый образ жизни. Кустук – ездовая собака, Каштанка – у клоуна.
Тоска по старым хозяевам (Иччи-Охонон и Лука Алексадрыч с Федюшкой)
Стремление Кустук к возвращению Иччи-Охонону
Эпизод, который волновал читателя (подробный пересказ)
Отличительные черты характера собак
Что общего у писателей в раскрытии основной темы рассказов? И т.д.
Составление характеристики Кустук и Каштанки.
(характеристика, по Словарю русского языка С.И. Ожегова: описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-чего-либо)
Озаглавливание 7 частей рассказа “Кустук” (называют свои версии, например, “Товарищи по упряжке”, “Байбал – жестокий хозяин”, “Ночь перед возвращением в поселок”, “Иччи не приехал!”, “Смерть Кырбыя”, “Один в тундре или Братья по крови или кровные враги”, “Дорога к Иччи”…)
Обобщаем знания учащихся. В ходе работы над характеристикой Кустук и Каштанки выявили следующее:
Характеристика Кустук
- Кустук – умная собака. “… знал Кустук: тундра только с виду безжизненна. Где-то под снегом спали грозные медведи и копошились кроткие вкусные лемминги (группа млекопитающих подсемейства полевок, отряда грызунов, т.е. мыши тундры), стояли в низинах … стада вольных оленей, лежали песцы и зайцы. … тундра бесконечна лишь с виду. Где-то начинаются иные земли с синими горами и зеленой тайгой. Каждое дерево в тайге шумит своими листьями… Там, в обилии запахов и звуков, стоит избушка, в которой живет охотник Охонон. … скоро явится Иччи. Надо только все выдержать!...”
- Кустук, как охотничья собака, знала недостатки и достоинства своих хозяев, друзей по упряжке, даже своих грозных врагов, способна молниеносно ориентироваться в любой местности.
- Выносливость собаки и ее способность приспособиться к новым условиям. Гл. 1 Ученики находят из текста: “Привыкший к воле охотничий пес, Кустук старался изо всех сил, безропотно тянул лямку упряжки с утра до вечера… Гл. 2 “Надо постараться покорно стерпеть, ибо терпение пока единственный его удел”.
- Стремление к воле. Гл. 4 Кустук и Маайыс. “ … Кустук положил голову ей на колени, поглядел в глаза, догадываясь, что и этого доброго человека сдерживают невидимые цепи в какой-то упряжке, из которой она хочет вырваться, да не в силах, что ее тоже гнетет тоска по своему иччи. Ведь собаки и люди плачут одинаково…”
- Кустук – разумное существо: все понимает, думает, ждет, надеется. Вера Кустук в своего хозяина. “Что может быть выше верности Иччи!” (гл.1) Писатель передает глаголами будущего времени: “… придет, заберет, ждет (гл. 3)”. “Цепи не вечны. Иччи придет” (гл. 7).
- Отличительная черта Кустук – преданность своему хозяину. Гл. 1. Кустук и пустынная тундра. “ … Там, среди обилия запахов и звуков, стоит избушка, в которой живет охотник Охонон. Но это далеко! Так далеко… Скоро явится Иччи-Охонон… Надо только дождаться его прихода, все выдержать! Нельзя подводить Иччи…”.
Характеристика Каштанки
Каштанка – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.
- Преданность Каштанки своему хозяину, столяру Луке Александрычу, его сыну Федюшке. “У столяра же вся квартира битком набита вещами: у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань…”. У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками”. Гл. 2 “Таинственный незнакомец” Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, … давал ей нюхать табаку…” “Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, … ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон трехлятая!” “…где лучше – у незнакомца или у столяра?”
- Умение приспособиться к новым условиям. Рассказ учеников о дружбе и жизни в одной комнате с гусем Иваном Ивановичем, котом Федором Тимофеичем, свиньей Хавроньей Ивановной.
- Способность Каштанки к учению – Тетки. Глава 5 “Талант! Талант!” “Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь быть артисткой?” Рассказ ученика, как Каштанка училась.
- Тоска, грусть по вечерам. Глава 2 “Таинственный незнакомец”: В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, … но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком. Чтение из главы 5 “Талант! Талант!” “Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, есть, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила”.
- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. … “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение”.
Вывод урока:
Н.А. Лугинов, как и А.П. Чехов, подробно описывает историю Кустук. Кустук – разумное существо, понимает правду жизни, которая может быть грубой и жестокой. Он верен своему Иччи охотнику до конца жизни, предан ему. Но она не знала, что “самый лучший и добрейший из людей Иччи-Охонон проиграл его в карты. В сердце Кустук жил совсем другой Иччи. И он не был придуман – на самом деле был такой, какого знал Кустук. Просто Кустук не ведал того, что Охонон мог быть другим”.
Вопрос к классу: что объединяет эти рассказы двух писателей?
Писателей разных эпох, пишущих на разных языках объединяет общая тема. Тема (жизнь собак), построение рассказов (7 глав), время года (зима), старые и новые хозяева (отношение к ним), товарищи по упряжке Кустук и друзья Каштанки по комнате, воспоминания о прошлой жизни, преданность своим хозяевам, смерть товарища.
Отличие рассказов:
Место действия (город – тайга, тундра), порода собак (помесь таксы с дворняжкой и лайка), образ жизни, отношения к ним своих хозяев, концовка рассказов (счастливое возвращение Каштанки к старым хозяевам и смерть Кустук с думой об Иччи-Охононе).
Задание на дом: Написать сочинение “После чтения рассказа…”