Литература
-
Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2022
Роман «Мастер и Маргарита » - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними - между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.
-
Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс 2006
На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.
-
Символика звука в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2013
Пьесы А.П. Чехова – уникальное явление в русской драматургии, а пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) особенно. Её можно назвать пьесой-символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения. Анализ пьесы А.П. Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости.
-
Символы в науке и поэзии 2003
Интегрированный урок литературы и химии показывает взаимосвязь и различие научного и художественного познания мира, учит видеть логические взаимосвязи между естественными и гуманитарными предметами.
-
Синквейн 2021
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
-
Синквейн как один из приемов формирования аналитических умений учащихся 2015
Цель педагогической деятельности в свете введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО): развитие и формирование критически мыслящей, самостоятельной, творческой личности. В статье подробно описывается прием «синквейн» как один из путей развития аналитических умений учащихся в осознании ими себя в качестве читателя.
-
Синквейн как эффективный приём технологии развития критического мышления на уроках литературы 2024
В условиях ФГОС актуальным является поиск новейших приемов, методов и технологий, которые способствовали бы развитию критического мышления у учеников. Ведь мы, педагоги, должны в полной мере активизировать познавательную, мыслительную деятельность обучающихся. Урок не должен быть неинтересным, он должен нести в себе творческий замысел. Поэтому на уроках литературы автор использует систему работы с синквейном с 5-й по 11-й классы.
-
Синквейн на уроке литературы 2009
Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
-
Синтаксические особенности простого предложения в рассказе Бунина "Антоновские яблоки" и связь их с проблематикой произведения 2012
Урок по рассказу Бунина «Антоновские яблоки» в 11-м классе по программе совпадает с изучением простого предложения. В предложенном интегрированном уроке предлагается закрепить характеристику простого предложения и выявить проблематику рассказа на основе анализа синтаксиса.
-
Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся 2008
Проблема развития творческих способностей учащихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся. Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. В данной работе представлен фрагмент урока, где рассматривается, как один и тот же образ воплощен в музыке, живописи, литературе, взаимосвязь видов искусств и их отличительные черты, а также приводятся примеры творческих работ.
-
Система активизации нравственного развития школьников на основе УМК по литературе "Вокруг тебя мир". 6-й класс 2012
Сегодня нравственное воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственных качеств личности накапливает моральные знания, развивает социальное мышление, обогащает эмоциональный опыт ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирует духовные потребности и развивает способности к проявлению в поведении лучших качеств личности.
-
Система внеклассного чтения в средней школе 2010
Уроки внеклассного чтения должны приучать учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулировать читательский интерес, создавать самостоятельный читательский опыт.
-
Система вопросов к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится" 2024
Представлены вопросы к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится".
-
Система вопросов по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" 2024
Представлены вопросы для проверки знаний учащихся по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" (действия 1–5).
-
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5–8-х классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019 г." 2019
Проект направлен на включение в систему духовно-нравственного воспитания школьников новых традиций культуры благотворительности и популяризации благотворительной деятельности среди населения разных социальных слоев, во-вторых, на интеграцию предмета «Литература» и основ православной культуры с помощью включения возможных тем в календарно-тематическое планирование на основе программных и внеклассных литературных произведений, комплекса мероприятий и праздников, которое равно может включить в свою сферу педагогической деятельности как учитель русского языка и литературы, так и учитель истории и ОРКЭС, в-третьих, на включение школьников в экскурсионную деятельность по святыням дмитровской земли как раннюю профориентацию и исследовательско-краеведческую деятельность.
-
Система заданий для изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 2014
Представлена система заданий для изучения поэмы Н.А.Некрасова на более высокой теоретической основе. Часть заданий будет выполнена на занятиях под руководством преподавателя, часть — самостоятельно. Суть системы состоит в том, что по творчеству каждого писателя необходимо выполнить пять типов заданий. Однотипность заданий гарантирует целостность системы и не может восприниматься как шаблон, ибо, выполняя тот или иной тип задания, учащийся каждый раз имеет дело с новым литературным материалом.
-
Система индивидуальных, групповых и творческих заданий по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Цель предлагаемой системы заданий по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": опираясь на теорию М.М. Бахтина о своеобразии взаимоотношений автора и героя в произведениях Ф.М. Достоевского и опыт преподавания романа "Преступление и наказание" в школе, предложить свою систему работы над образом главного героя романа Родиона Раскольникова.
-
Система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 2009
Предлагается система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 5-11-х классов. Она представляет собой таблицу, в которой указаны параллели, темы курсов, темы уроков и формы их проведения.
-
Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Анализ системы контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы и путей ее совершенствования.
-
Система литературных игр как средство приобщения учеников к чтению 2010
В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. Автор предлагает прививать любовь ученику к чтению, используя различные игровые возможности. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры.
-
Система образов "Слова о полку Игореве" 2022
Цели урока: знакомство с системой образов «Слова…»; определение роли повествователя.
-
Система обучения учащихся на уроках литературы 2006
Воздействуя только на разум ребенка, нельзя научить его быть ответственным за себя, своих близких, за свой жизненный выбор, воспитать в них лучшие нравственные качества. Необходимо разрабатывать уроки литературы так, чтобы они смогли затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту.
-
Система письменных работ по литературе в 5-м классе 2011
Авторы предлагает использовать в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.
-
Система подготовки учащихся 5–11-х классов к олимпиадам по русскому языку и литературе 2021
В представленном материале содержится обобщение педагогического опыта автора по подготовке к олимпиадам учащихся 5–11-х классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца". 6-й клас 2007
Главная задача учителя-словесника - создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах. В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы: написание сочинения по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"; создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции "Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова..."; выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями; участие в городском конкурсе "Мир вместе с книгой".
-
Система работы педагогического коллектива МБОУ «Великомихайловская СОШ им. Г.Т.Ильченко» по предотвращению случаев буллинга и и созданию доброжелательной среды в образовательной организации 2020
Всем известно, что атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «пренебрегаемых», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагогического коллектива.
-
Система работы по развитию речи учащихся 2005
Ученики не любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Как им помочь? Если у преподавателя словесности есть своя четкая система работы, то дети будут знать, что от них требуют, и как это делать.
-
Система работы с критической литературой в профильных классах 2011
В статье говорится о роли и значении литературной критики в школьном преподавании литературы.
-
Система творческих заданий по изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". 7-й класс 2014
В статье представлен опыт автора по изучению повести «Тарас Бульба». Автор работает по программе «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. В основе этой программы лежит принцип творческой деятельности учителя и ученика.
-
Система творческих работ на уроках литературы в 7-м классе (по учебнику-хрестоматии под редакцией проф. В.Г.Маранцмана) 2006
Кроме собственно учебных сочинений, в 7-м классе проводятся творческие работы, которые можно разделить на 3 группы: работы, предполагающие сочинительство; работы о себе, о мире; работы с обобщающими высказываниями. Также используется особый вид работ - изложение на литературоведческую тему с творческой сочинительной частью. Такая система творческих работ даёт возможность учителю построить личностно-ориентированный урок, раскрывать и развивать способности учащихся, воспитывать посредством объединения жизненного опыта и литературных наблюдений.