Литература
-
Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении 2003
В cтатье рассматривается вопрос общения с Пушкиным, которое протекает на уроках литературы на разном уровне глубины и напряжённости в зависимости от возраста и культуры читателя. Дана разработка "Турнира знатоков сказок Пушкина" для учащихся 5-ых классов.
-
"Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе) 2009
Вопросы предполагают знакомство с содержанием пяти сказок А.С. Пушкина. В ходе игры учащиеся смогут продемонстрировать знание художественных текстов, свою наблюдательность, умение коротко и четко охарактеризовать героев.
-
Сказки Андерсена. 5-й класс 2012
Цель урока: выявить знатока сказок Андерсена.
-
Сказки дедушки Крылова 2021
Цель занятия: знать понятия: «басня», «мораль, «аллегория» (познавательные универсальные учебные навыки); уметь выявлять жанровые особенности басен (познавательные универсальные учебные навыки); учиться определять басни по степени соответствия законам жанра (познавательные универсальные учебные навыки).
-
«Сказки из сундука» (интегрированное занятие для детей младшей группы (3–4 года) 2022
Цель занятия: формирование у детей интереса к книгам, к русским народным сказкам.
-
"Сказки народов Урала". Урок литературы в 5-м классе 2010
На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. Цель урока: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
"Сказки разные важны" 2022
Цель урока: создание условий для знакомства с видами сказок и их отличительными признаками на основе интерактивного плаката.
-
Сказки Саши Черного 2018
Что мы знаем о Саше Черном? Что знают о нем школьники? Практически ничего не слышали, ничего не читали, ничего не знают. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская "Сказки Саши Черного". В ходе работы учащиеся знакомятся с текстами сказок Саши Черного. В ходе работы учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
"Очарованный странник" – это рассказ о жизни, сказ о житии, опирающийся на народные легенды и предания. Сказовая форма -дает двойной портрет: рассказчика и автора, это искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают.
-
Сказок мудрые уроки 2023
Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов. Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо. Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент образования.
-
Сказочная викторина "Путешествие в Андерсенландию". 5–6-е классы 2014
Форма проведения – викторина. Использование различного рода заданий, использование компьютерной презентации позволяет в интересной форме обобщить знания учащихся по творчеству Х.-К. Андерсена; закрепить знание учащимися содержание сказок писателя. Необычные задания способствуют глубокому, осознанному погружению школьников в тему занятия. В презентации содержатся биографические сведения о писателе, о памятниках сказочным героям.
-
Сказочные мотивы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2010
Вашему вниманию предлагается урок-исследование. В сказках, как пишет В.С. Непомнящий, А.С. Пушкин создает "страну величавой простоты и детской ясности, страну, где добро беспримесно отмежевано от зла и всегда торжествует". В этом смысле "Пиковая дама" близка всем пушкинским сказкам.
-
Сказочные мотивы в русской лирике 2015
Урок проводится в форме игры: учащиеся делятся на группы, а задания даются таким образом, чтобы сохранить элемент соревнования. При этом учащиеся сами формулируют вопросы, тогда как учитель лишь направляет их деятельность. Работа в группе позволяет проявить себя каждому: кто-то подает идею, кто-то оформляет ее. Данная форма работы немаловажна в системе новых ФГОСов.
-
Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
На данном уроке используется личностно-деятельностный подход в обучении (начальное и среднее звено). Урок знакомит учащихся с жанром литературной сказки на примере сказок Пушкина; учит выявлять жанровые различия русской народной и литературной сказки; учит определять проблематику сказки Пушкина в процессе анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям). Урок способствует расширению представлений о духовной жизни человека.
-
Сказочный мир Андерсена 2020
Цель и задачи ресурса: повторение материала, изученного в курсе литературы за 5-й класс; формирование умений применять полученные знания в новой нестандартной (игровой) форме.
-
Сказочный мир Ш.Перро. 5-й класс 2011
Цель урока: влюбить детей в волшебный мир Ш.Перро и выявить лучшего знатока сказок.
-
Сколько всего вложено в слово «Мама» и не перечесть (по творчеству М.Ю. Лермонтова) 2015
Урок в 7-м классе по творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Это первый урок из цикла, посвященного творчеству поэта. Основная цель урока: раскрыть образ матери через творчество поэта, воспитать любовь и уважение к матери. Данный урок как раз приходится на День матери.
-
Скорректированная образовательная программа по литературе для 8–11-х классов на основе УМК под ред. В.Я.Коровиной 2010
Данная адаптированная общеобразовательная программа по литературе, скорректированная в свете публикаций стандартов второго поколения, представляет интерес для преподавателей-словесников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи, правил этики, коммуникативных характеристик.
-
Скрам-урок по литературе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Урок-суд над Раскольниковым По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2022
Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного; практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-
"Славна богатырями земля Русская" 2011
Цель урока: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
-
Славянская мифология. Домовой – славянское божество. 5-й класс 2016
Цель урока: дать представление о славянских божествах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.
-
Славянская парадигма судьбы: фольклор и литература 2017
Своеобразие русских народных взглядов на то или иное явление принято объяснять многими причинами, среди которых особое место занимают ментальность и геополитическое положение страны, но таким способом невозможно объяснить специфику понимания «судьбы» в России. «Приоткрыть» некоторые стороны в сложном комплексе неоднородных по составу представлений о судьбе все же может «расшифровка» бинарной структуры русского характера и культуры.
-
Слагаемые дружбы (размышления о прочитанном) 2020
Темы дружбы освящается во многих произведениях, но везде по-разному. Три повести, где дружба является главным смыслом, интересны для размышления. В повести М.Парр «Вафельное сердце» – это дружба – счастье, в «Удивительном закладе» Елены Борониной – дружба – помощь, в повести «Детство Темы» Н.Г.Гарина–Михаловского – дружба – испытание. Поэтому и отклик о прочитанном строится по-разному: то в виде собеседования по теме, то в виде двухчастного дневника, то в виде ответа на проблемный вопрос.
-
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная 2005
Настоящий урок может быть проведен в 10-ом или 11-ом классе как итог изучения лирики М. Ю. Лермонтова. Основой исследовательской работы является методика, подробно изложенная мной в статье “Звукообразы в лирике А.С. Пушкина” (сб. “Проблемы изучения анаграмм” - М.; Пенза, 1995. - С.97-105).
-
"Слова-стрелы" Платона Ойунского в произведении "Мальчик-быбак" 2014
Цель: поделиться некоторыми смысловыми оттенками отдельных слов, слов-стрел.
-
"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева) 2008
Задача урока – проанализировать образ главного героя романа Дмитрия Рудина, в лице которого дано художественное обобщение той части дворянской молодёжи 30–40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Словарная работа по тексту повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Предлагаемая в статье словарная работа обеспечивает игровое освоение словаря повести. Такая работа развивает ассоциативное мышление, приобщает к реалиям, запечатленным в тексте. Происходит естественное ознакомление с историческими, этнографическими, социальными, бытовыми и прочими деталями изображаемой эпохи.
-
Словарно-этимологический комментарий к рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина "Богатырь" 2011
Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.
-
Словесные образы и ключевые слова как основные категории художественного текста (на примере произведений А.П. Чехова и В.М. Шукшина) 2008
На примере анализа текстов трех рассказов показана роль словесных образов и ключевых слов в понимании основной художественной идеи произведения. Словесный образ является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения, он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы. Ключевые слова - самостоятельный объект анализа, они составляют единый тематический и логический ряд.