Литература
-
"Слово о полку Игореве" – уникальный памятник Древней Руси 2014
На заключительном уроке по теме планируется систематизировать материал предыдущих уроков, помочь учащимся понять основную авторскую мысль, значимость произведения, актуальность его проблем и идей и то, как логикой композиционного построения, силой образного воздействия доносится это до читателя. Для организации последовательной, запоминающейся беседы по проблемным вопросам учителю поможет предлагаемая презентация и две опорных схемы.
-
"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс 2011
Урок-мастерская развивает умения учащихся самостоятельно исследовать художественные произведения искусства: поэзия и живопись, исходя из их специфики, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к футуризму как одному из наиболее ярких направлений русского авангарда. Урок носит интегративный характер (МХК, ИЗО, история) и позволяет учащимся реализовать себя в творческой деятельности.
-
"Слово – полководец человечьей силы" В.Маяковский 2012
Обобщающий урок по работе со справочной литературой проводится в конце 9-го класса, дает возможность закрепить навыки работы со словарями и справочной литературой, разъясняет функции школьной библиотеки, позволяет учащимся осознать, что книги таят в себе много интересного. На уроке значительно расширяется кругозор детей, они взаимно обогащают друг друга. Урок сочетает в себе традиционную форму работы с книгой и ИКТ.
-
Слово – язык – миф (5-й класс) 2010
Цель подготовленных уроков: дать общее представление о мифе, мифологии, мифологических образах, таких литературоведческих понятиях, как гротеск, гипербола, литота; познакомить пятиклассников с феноменами первобытного сознания и их отражением в слове-образе.
-
Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
Цели урока: на примере лирики М.Ю. Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте. Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации. Вызвать интерес к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
-
"Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов.
-
"Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе" 2010
Представлен последний урок в изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Подводятся итоги размышлений о романе, о главном герое Базарове. Выясняются взаимоотношения автора и героя. Даются основные положения критических статей о романе. Развивается понятие о жанре романа.
-
Смех в "Тихом Доне" М.Шолохова (смех в мирной жизни и на войне) 2009
Условно смех можно разделить на "мирный" и на "военный", то есть комическая разрядка присуща не только людям в мирной жизни, но шутка сопутствует казакам и в бою, и возле костра, и на коне. Смех в мирном быту разнообразен: от мягкого, успокаивающего смеха, от смеха с "перцем" до резкой, издевательской шутки. Почему смеются, над чем смеются бабы, старики, казаки?
-
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» 2014
Цель урока: расширить представление о личности писателя, понятии комического в рассказе А.П. Чехова.
-
Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" 2005
Интегрированное внеклассное мероприятие (литература и история) по теме "Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". С элементами театрализации для учащихся 7 класса.
-
Смысл названия рассказа Паустовского "Телеграмма". Авторская позиция. Отношение Насти к матери 2010
Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «Я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. художественных средств.
-
Смысл повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" (разработка урока словесности) 2009
Урок направлен на формирование как специальных (языковой, литературоведческой, культурологической), так и ключевых компетенций (информативной, коммуникативной, креативной) у младших школьников. Формируются такие общеучебные умения и навыки, как: умение систематизировать и применять материал, конспектировать, составлять план, находить главное, осуществлять рефлексию, работать коллективно, в группе и индивидуально.
-
Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла 2022
Смысловое чтение включает следующие элементы: восприятие и интерпретация текста, воспроизведение, восстановление деформированного текста, нахождение в нём информации для решения разных учебных задач. Развивая навыки чтения, нужно не забывать о видах чтения и об осознанном их выборе. Взрослые люди, читая какой-либо текст, не задумываются о том, какое чтение они выбирают: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Но детей этому необходимо учить: дети должны понимать, что вид чтения выбирается в зависимости от цели чтения.
-
Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников 2020
Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
-
Смысловое чтение. Текст "Громогласный ход времени". 4-й класс 2024
Смысловое чтение в 4-м классе.
-
Смысложизненные позиции Э.Хемингуэя 2014
Повесть «Старик и море» о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение «послание молодому поколению».
-
«Собака бывает кусачей…» По рассказу Л. Андреева «Кусака», урок литературы. 7-й класс 2015
Для работы на уроке используется рассказ Л. Андреева «Кусака». В ходе урока учащиеся приобретают навыки анализа художественного текста.
-
События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" 2007
Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).
-
Совершенствование коммуникативных умений и навыков старшеклассников 2012
В статье предложена система заданий и упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русской литературы. Разбив условно всю систему заданий на 4 группы, автор статьи показывает постепенное усложнение деятельности учащихся (от первой группы к последней), развивающее личностные качества учащегося, связывающие его с социумом, с жизнью.
-
Совершенствование навыка анализа лирического произведения 2011
На уроке учащиеся обращаются к творчеству поэта-философа Н.Заболоцкого. Урок является демонстрацией отдельных методических приёмов и способов организации уроков по анализу поэтического текста для учащихся выпускных классов. Урок предлагается для подготовки учащихся к итоговой аттестации как по литературе, так и по русскому языку.
-
Совершенствование техники чтения в 5-х классах посредством дидактического материала 2011
Статья посвящена методам и формам обучения чтению, приводятся основные ошибки учащихся при обучении чтению. Также приводятся виды работ, на которые учителю следует обратить внимание при формировании навыков чтения и понимания прочитанного.
-
Совершенствование устной речи школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2023
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Речь появляется в раннем детстве в виде отдельных слов, затем, с возрастом, она постепенно обогащается. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи – важная задача учебного процесса.
-
Совмещенный урок (математика + литература) "Басни + уравнения + задачи на части". 5-й класс 2017
Представляю вариант совмещения уроков математики и литературы в 5-м классе по программе «Школа 2100» по темам «Басни» и «Задачи на части». В распечатках указываются номера страниц учебника математики С.А. Козлова, А.Г. Рубин, но и педагогам, работающим по другим программам, данный материал может служить отправной точкой для построения собственных разработок.
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
Современная образовательная технология творческих мастерских на уроках литературы. Творческая мастерская «Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» 2022
Цель мастерской: развить литературный вкус, научить размышлять над поставленными автором проблемами, формировать умение анализировать художественное произведение.
-
Современная русская литература "Автор, который заставил меня задуматься". Рубен Давид Гонсалес Гальего. "Белое на черном" 2011
Учитель воспитывает у учащихся гражданскую позицию, толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями. В процессе работы изучается биография писателя, закрепляются навыки работы с авторским текстом, даются рекомендации для самостоятельного чтения.
-
Современное прочтение избранных глав эпической трилогии К.Симонова "Живые и мертвые" 2013
Автор ставит следующие задачи: познакомить старшеклассников с романом «Живые и мёртвые», развивать навыки работы с текстом художественного произведения, что формирует умение мыслить аналитически. Работа включает в себя краткий обзор всех книг эпической трилогии, даёт трактовку смысла заглавия произведения и особенностей жанра, а также предлагает один из вариантов анализа избранных глав.
-
Современные образовательные технологии на уроках литературы "Творческая мастерская" 2008
Творческие мастерские помогают достичь целей филологического образования. Виды мастерских: обобщение, систематизация знаний, автор и творчество, исследования, система образов, комплексный анализ, экскурсия, поэтическая, интегрированная, психологическая, круг чтения. Использую ИКТ: слайд-фильм, интерактивный материал, контроль, самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская, конкурсная работа, электронные словари, участие в проектах, Интернет-фестивалях.
-
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы 2014
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня образования. Для подготовки учащихся с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих ориентироваться в информационном пространстве, хорошо работать, адекватно оценивать свои достижения, необходимо использовать в обучении новые образовательные технологии.
-
Современные педагогические технологии в работе учителя 2008
Современный учитель должен изучить разнообразные педагогические технологии, применять на практике их элементы. Уроки планируются на основе принципов личностно-ориентированного обучения: личностное целеполагание; выбор; продуктивность обучения; ситуативность; рефлексия.