Литература
-
Сергей Есенин: поэзия и судьба 2019
Цели урока: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта.
-
Сергей Эйзенштейн – читатель 2020
Сергей Михайлович Эйзенштейн был широко известен как кинорежиссер. Однако его деятельность не ограничивалась одним лишь кинематографом. Его теоретические труды были посвящены самым разным сферам: изобразительному искусству, музыке, архитектуре, антропологии, психологии, социологии. Часто и увлекательно писал Эйзенштейн о литературе.
-
"Сердечная недостаточность" (по произведениям А.Алексина "Раздел имущества" и "Сердечная недостаточность") 2010
Урок литературы – человекоформирующий процесс. Для внеклассного чтения в 7-м классе подобраны произведения, проникнутые ужасом перед жестокостью, отвращением к ней, состраданием, сочувствием к слабому, к обиженному.
-
«Сердца людей согреть певучим словом» (по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя) 2010
Урок посвящен жизни и творчеству одного из выдающихся сыновей древнего Ямала – Леонида Васильевича Лапцуя. Знакомство осуществляется в форме устного журнала.
-
Серебрянный век русской и японской поэзии 2008
Урок знакомит учащихся с Серебряным веком русской и японской поэзии на примерах творчества самых ярких представителей русской и японской литературы. В работе используются наглядные материалы, презентации, фотографии. Урок проводится в форме викторины.
-
Серебряный век 2022
Цели урока: раскрыть суть метафоры «Серебряный век»; познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского; развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас; воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
-
Серебряный век как культурно-историческая эпоха 2016
Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX–XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм. К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм. Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.
-
Серебряный век русской поэзии 2017
Русская поэзия Cеребряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
-
Серебряный век русской поэзии 2013
Дать толкование понятия «Серебряный век», сделать обзор поэзии, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи, актуализировать знания учащихся 9-го класса о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода помогает презентация «Серебряный век русской поэзии».
-
"Серебряный век" русской поэзии. Литературный салон 2013
Мероприятие знакомит с особенностями поэзии Серебряного века, вырабатывает умение различать модернистские направления, воспитывает познавательный интерес учащихся и умение корректно вести диалог.
-
Серия уроков литературы в 11-м классе, посвященных изучению творчества А.Блока 2009
Темы школьного курса литературы, посвящённые А. Блоку, справедливо считаются труднейшими в 11-м классе общение: с поэтом требует развитого художественного вкуса и понимания специфики его творчества, а учитель крайне стеснён временем. Необходимо участие самих школьников в работе как чтецов, докладчиков, комментаторов, исследователей.
-
Серия уроков по литературе. 5–7-е классы 2012
Цели урока: дать понятие о жанре святочного (рождественского) рассказа; познакомить с историей возникновения святочного рассказа; воспитывать чувства милосердия, сострадания.
-
Серьезное содержание, спрятанное за несерьезной формой 2010
Статья рассказывает о творчестве П.С. Романова (1884–1938). В работе даётся анализ рассказов П.Романова "Гвозди", "Белая свинья", "Дорогая доска".
-
"Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом" (Жизнь и творчество С.С. Торбокова) 2010
Разработка занятия элективного курса "Литература Кузбасса" по использованию регионального компонента представляет собой обзор жизни и творчества самобытного шорского поэта С.С. Торбокова. Материал занятия знакомит учащихся с художественным миром поэта, расширяет представление о законах стихосложения, воспитывает любовь к родной земле. На занятии ребята работают с литературоведческими терминами, составляют синквейн, делают анализ подстрочника и перевода.
-
"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек") 2010
Урок является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина. Учитель ставит перед обучающимися не столько учебные цели, сколько нравственные: важно, чтобы после разговора у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
-
Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка" 2012
Как пробудить интерес к литературе? Поиском ответов на этот вопрос занят не один учитель литературы. Одним из выигрышных способов по воздействию на учащихся является связь литературы с культурным наследием, с музыкой. Именно она может затронуть душу читателя, вызвать ответные чувства, заставить переживать за героя, сопереживать ему.
-
Сила и слабость человека (по рассказу А.П.Чехова "Размазня") 2022
Многолетняя работа по технологии критического привела меня к системе уроков в рамках стратегии смыслового чтения. Метапредметные связи помогают полнее постичь авторский текст. На таком уроке учащиеся глубоко проникают в текст, самостоятельно делают выводы, погружаясь в художественное произведение. Глубокая работа с текстом помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений. погрузиться в духовный мир героев. Такие уроки переводят общение в дискуссионное русло. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способности. Групповая форма работы помогает обнаружить истину, услышать разные точки зрения. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, также помогает контролировать знания учеников учителю. Для более удачного проведения урок должен быть продуман всеми участниками: учителями и учениками. Все должны быть подготовленными к серьёзному разговору.
-
Символ в художественном тексте 2009
Урок проводится в 8-м классе в рамках специального курса "Выразительные средства русского языка". Был представлен на конкурсе "Учитель года — 2008".
-
Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2022
Роман «Мастер и Маргарита » - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними - между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.
-
Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс 2006
На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.
-
Символика звука в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2013
Пьесы А.П. Чехова – уникальное явление в русской драматургии, а пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) особенно. Её можно назвать пьесой-символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения. Анализ пьесы А.П. Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости.
-
Символы в науке и поэзии 2003
Интегрированный урок литературы и химии показывает взаимосвязь и различие научного и художественного познания мира, учит видеть логические взаимосвязи между естественными и гуманитарными предметами.
-
Синквейн 2021
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
-
Синквейн как один из приемов формирования аналитических умений учащихся 2015
Цель педагогической деятельности в свете введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО): развитие и формирование критически мыслящей, самостоятельной, творческой личности. В статье подробно описывается прием «синквейн» как один из путей развития аналитических умений учащихся в осознании ими себя в качестве читателя.
-
Синквейн на уроке литературы 2009
Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
-
Синтаксические особенности простого предложения в рассказе Бунина "Антоновские яблоки" и связь их с проблематикой произведения 2012
Урок по рассказу Бунина «Антоновские яблоки» в 11-м классе по программе совпадает с изучением простого предложения. В предложенном интегрированном уроке предлагается закрепить характеристику простого предложения и выявить проблематику рассказа на основе анализа синтаксиса.
-
Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся 2008
Проблема развития творческих способностей учащихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся. Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. В данной работе представлен фрагмент урока, где рассматривается, как один и тот же образ воплощен в музыке, живописи, литературе, взаимосвязь видов искусств и их отличительные черты, а также приводятся примеры творческих работ.
-
Система активизации нравственного развития школьников на основе УМК по литературе "Вокруг тебя мир". 6-й класс 2012
Сегодня нравственное воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственных качеств личности накапливает моральные знания, развивает социальное мышление, обогащает эмоциональный опыт ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирует духовные потребности и развивает способности к проявлению в поведении лучших качеств личности.
-
Система внеклассного чтения в средней школе 2010
Уроки внеклассного чтения должны приучать учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулировать читательский интерес, создавать самостоятельный читательский опыт.
-
Система вопросов к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится" 2024
Представлены вопросы к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится".