Литература
-
"Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006
Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.
-
"Связало нас страдание…" (Ф.М. Достоевские и М.Д. Исаева). Региональный компонент в преподавании литературы 2010
В маленьком городке Кузнецке Томской губернии Фёдор Михайлович Достоевский провёл лишь несколько недель, но здесь свершилось важное событие в его жизни: женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой. О развитии их отношений, венчании и совместной жизни рассказывает данная статья. Материал может быть использован во внеклассной работе или при изучении биографии писателя.
-
Связь времени и места в художественном повествовании (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка") 2009
Урок-исследование представляет собой отчет о групповой творческой работе учащихся. Целями урока являются: постижение некоторых особенностей Пушкина-художника, углубление представления о нем; оценивание смысла и значения художественных деталей, зарисовок, диалогов, композиций. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
-
Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) 2009
Автор предполагает анализ литературного произведения в сопоставлении с близкими по идейному содержанию произведениями других видов искусства. На уроке используется технология холистического обучения, основанная на природосообразности ученика, в основе которой лежат методы, сочетающие работу обоих полушарий головного мозга. Кроме аналитической работы и речевой деятельности, дети сами создают живописные образы, слушают музыку, погружаются в ситуацию, представленную автором в произведении.
-
"Святому братству верен я". Лицейская дружба Пушкина 2009
Урок помогает воспитывать стремление дружить, помогать друг другу, быть сплоченными.
-
Святочные рассказы. П.Хлебников «Рождественский подарок» 2018
Данный урок представляет собой один из уроков внеклассного чтения по теме «Святочные рассказы». Будет интересен и полезен учащимся 5–6-х классов. Работа на уроке способствует нравственному воспитанию учащихся, формирует интерес к процессу осмысленного чтения.
-
Святочный рассказ (по произведениям Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", А.И. Куприна "Чудесный доктор") 2013
Урок определения понятия "святочный рассказ", жанровых особенностей на примере художественных произведений.
-
Святочный рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор"). 5-й класс 2010
Изучение теоретических понятий на уроке литературы не имеет самоценности, оно не должно отрываться от процесса изучения литературного произведения. Знакомство с новым жанром должно происходить в доступной для учеников форме. В ходе урока учащиеся через анализ произведений А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор" самостоятельно формулируют понятие "святочный рассказ", что позволяет развивать коммуникативную и культурологическую компетенции учащихся, воспитывать чувство сострадания к ближнему
-
«Священный огонь жизни, веры, надежды, любви». Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Сталинградской битве 2018
Торжественная встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны состоялась в школьном музее Боевой Славы как продолжение урока литературы, посвященного знаменательной дате. Литературно-музыкальная композиция «Священный огонь жизни, веры, надежды, любви» воспитывает гражданско-патриотические чувства учащихся, расширяет представления о Сталинградской битве как одной из славных и важных вех отечественной истории.
-
Севастопольская битва: поражение и победа (по рассказу Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце") 2018
Урок-исследование по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» позволяет обучающимся найти факты, указывающие на поражение и победу русской армии в Крымской войне 1853–1856 г., и убедиться в невозможности не только взять Севастополь, но и «поколебать где бы то ни было силу русского народа». Межпредметные связи с уроками истории, ОРКСЭ, ИЗО.
-
Секреты мастерства писателя. "Маленькие рассказы" А.П. Чехова". 6-й класс 2013
Для подготовки к уроку заранее (по группам) готовятся инсценировки рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «обложки» рассказов, презентация (материал о писателе). На уроке жюри из учителей русского языка и литературы и учащихся старших классов оценивает участие школьников в конкурсе и инсценировке. В ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома сочинить рассказ.
-
Секреты художественного слова 2009
В системе работы над эпитетами, метафорами, сравнениями данный урок был заключительным, обобщающим. Учащиеся глубже познакомились с тем, как под пером писателя слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. Такие уроки необходимы, так как они готовят думающего и чувствующего читателя.
-
Семантика имен собственных и их роль в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2012
Цель урока – показать содержательную сторону имен собственных в художественном пространстве романа «Евгений Онегин», их роль в раскрытии характеров героев, осмыслении авторского замысла писателя и идеи произведения.
-
Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2010
Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», – пишет о нём Н.В. Гоголь. Русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.
-
Семейная викторина по повести-сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери 2011
Викторина позволяет решить многие педагогические задачи, активизирует использование книжных фондов школьной библиотеки, привлекает новых читателей - родителей, способствует глубокому восприятию художественной литературы, возрождает традицию семейного чтения.
-
Семейное чтение «Дорога в сказку» 2020
Цели мероприятия: воспитать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решение, чувство гордости за свою дружную семью; обобщить и систематизировать знания о сказках, особенности их построения, языке героев; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение доказать свою точку зрения.
-
Семейное чтение как средство формирования читательской грамотности учащихся 2019
Самой большой своей находкой, применяемой на практике, я считаю «семейное чтение». Ситуация, в которой родители не заставляют ребенка читать, а садятся с ним рядом, дает огромный положительный эффект, у ребенка при виде книги загораются глаза. Хочу заметить, что не все родители сразу способны понять ценность данных минут для ребенка, но через неделю, через две или три все семьи включаются в марафон семейного чтения.
-
Семейные ценности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На уроке постараемся определить семейные ценности и понять, какие направления в "семейном вопросе" раскрыл Пушкин в повести "Капитанская дочка", и прав ли Достоевский в своем высказывании: "Создается общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье".
-
Семейные чтения. Любовная лирика А.С. Пушкина (урок-праздник для учащихся и их родителей) 2010
Урок помогает приобщить учащихся к семейному чтению, раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С. Пушкина, обучить анализу лирического произведения.
-
Семейный час для родителей "Что за прелесть эти сказки!". Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Тема дома, семьи в сказках А.С. Пушкина" 2011
Занятие посвящено сказкам А.С. Пушкина.
-
Семинар "Обломов и обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2010
Различные способы работы с учащимися при подготовке урока, самостоятельная работа с текстом и критическими материалами позволяет проявить ученикам исследовательские навыки. Урок способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения.
-
Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению" 2009
Семинар с целью убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Работа проводится в группах (5 групп по 5-10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.
-
Семинар "Сергей Есенин — "поэзии российский Моцарт" 2010
По учебному плану колледжа творчество С.А. Есенина изучается в группах 1-го курса педагогического отделения в I полугодии. Семинар является итоговым занятием. Такая форма обобщающего урока позволяет привлечь к подготовке и проведению мероприятия большое количество студентов, способствует развитию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Семинар по роману Ж.Верна "Таинственный остров". 5-й класс 2011
Цели урока: научить пятиклассников внимательно читать художественную книгу; уметь формулировать тему, ее актуальность, проблематику текста; привлечь учащихся к изучению наук: физики, химии, географии, биологии, ботаники; использовать такие методы исследования, как выписка цитат, сопоставление с научными фактами, взятыми из учебников, справочников и почерпнутых из бесед с учителем-предметником или специалистом-родителем.
-
Семинар по творчеству И.С.Тургенева. 10-й класс 2017
Урок представлен в форме семинара. Такой вид работы предполагает предварительное знакомство учащихся с планом, по которому предстоит изучение художественного произведения (произведение должно быть прочитано заранее). План семинара может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько (в зависимости от изучаемой темы).
-
Семинар по теме "Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»" 2014
Основная часть урока подробно раскрывает художественную задачу, закрепленную Толстым за образами Кутузова и Наполеона. В своих выступлениях обучающиеся с помощью преподавателя раскрывают черты героев, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы. Приводится дополнительная информация о художнике-баталисте В.В. Верещагине, создавшем ряд картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
-
Семинар-диспут по литературе в 11-м классе. "Тема праведничества в русской литературе XIX–XX веков 2007
Урок-семинар позволит каждому учащемуся определить своё отношение к проблеме национального русского характера. Знания, усвоенные в процессе дискуссии, более прочны, а подготовка к семинару-диспуту способствует развитию умения владеть аудиторией, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования.
-
Семинар-практикум по теме: "Модернизация как одно из ведущих направлений в искусстве начала ХХ века" 2006
Урок литературы знакомит учащихся с поэзией Серебряного века, с образно-стилевым новаторством литературных течений модернизма.
-
Семинарское занятие в 9-м классе "Цикл "Петербургские повести" 2010
На уроке происходит обзорный анализ цикла, именуемого "Петербургские повести", "Шинели" как центральной повести цикла, знакомство с темой "маленького человека" в повести, обучение монологической речи, составление аналитических вопросов.