Система творческих работ на уроках литературы в 7-м классе (по учебнику-хрестоматии под редакцией проф. В.Г.Маранцмана)

Разделы: Литература


“Сочинение сильнее, нежели отрывочные устные высказывания, раскрывают внутренний мир ученика – они, следовательно, служат для учащихся методом их самопознания, а для учителя – средством обнаружения этого мира, а через это раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся”, - слова это принадлежат М. А. Рыбниковой. [1]

Отметим, что считаем любое школьное сочинение, какую бы цель оно ни преследовало, творческой работой. Именно поэтому обзор системы творческих работ по литературе в 7 классе начинаем с собственно учебных сочинений, если их можно так назвать. Набор таких работ в 7 классе невелик:

  • анализ стихотворения А. С. Пушкина “На холмах Грузии…” (в классе),
  • анализ эпизода из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (в классе),
  • анализ рассказа М.А. Шолохова “Судьба человека” (в классе),
  • анализ эпизода из повести Б.А. Лавренёва “Сорок первый” (дома),
  • анализ стихотворения Н.М. Рубцова “В горнице” (дома).

Безусловно, это не те сочинения, которые пишут старшеклассники. К каждой работе готовится опросник. Ниже приведём пример такого опросника к анализу стихотворения “На холмах Грузии…” А. С. Пушкина.

  1. Что затронуло (удивило…) вас в истории создания стихотворения? (История дана в учебнике)
  2. Опишите чувства лирического героя. Что он видит перед собой? Созвучны ли чувства героя пейзажу?
  3. Что вызывает в герое печаль? Почему печаль всё же “светла”?
  4. Обратите внимание на изобразительно – выразительные средства, использованные автором. Какие это средства? С какой целью использует их автор?
  5. Какие строчки и почему являются самыми важными для понимания образа лирического героя? Как бы вы сформулировали тему и идею этого стихотворения, выбрав такие строки?

Сюда же можно отнести несколько тем, предложенных авторами учебника, они, скорее, ориентированы не на анализ, а на размышление (н-р, “Маленький принц Экзюпери и мальчик Айтматова”).

Большую часть письменных работ на уроках литературы составляют всё же собственно творческие работы. Их можно разделить на 3 группы:

  1. “Работы, предполагающие сочинительство, написание произведения определённого жанра с художественным его оформлением и обработкой” [7].
  2. Работы “о себе, о мире…” [7].
  3. Работы с “обобщёнными высказываниями” [4].

Остановимся на каждом виде работ подробнее. Безусловный интерес для детей представляют работы “в жанре подражания” [2]. “Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывая в неё своё содержание” [2]. В 7 классе ученики осваивают такие литературные формы, как поучение, хокку, сонет, стихотворение в прозе, исповедь, рассказ. Знакомство с жанром перетекает в знакомство с его тематикой и проблематикой, то есть “связь с литературным источником становится более глубокой” [7]. Об этом виде работ достаточно рассказано в периодике.

Сочинения “о себе, о мире…”. О них очень подробно рассказывается в книге Бершадской Н. Р., Халимовой В.З. “Литературное творчество учащихся в школе”. Тема такого сочинения “должна увлечь ребят, быть одновременно и актуальной для данного коллектива, и общественно значимой, и, конечно, доступной возрасту; кроме того, тема должна побуждать каждого в известной степени к самоанализу, затрагивать его личное…” [3]. В учебнике под редакцией проф. Маранцмана предусмотрены и такие темы для творчества школьников, но их, к сожалению, немного. К счастью, исходя из материалов учебника, основываясь на ценностно-ориентационной составляющей учебно – тематического плана, учитель может выбрать темы для сочинений “о себе, о мире…”, привязав их к тому или иному литературоведческому блоку. Вот лишь некоторые варианты таких тем:

  • “В поисках смысла жизни” (“Тепло родного дома”, “Мой дом. Каким я его представляю?”),
  • “Гомер. Эпос” (“Испытание в твоей жизни”, “Страх”, “Однажды я победил…”),
  • “Страницы жизни и творчества М.А. Шолохова” (“Духовная сила человека”, “Что значит судьба?”) и т.д.

Время проведения таких работ вариативно. Они могут быть проведены перед изучением жизни и творчества писателя, и тогда, проанализировав их, учитель сможет вести более предметный разговор с ребятами о сложных морально-нравственных категориях. Если же сочинение проводится во время изучения произведения либо после него, работа превращается в “размышления по поводу” [3]. Эти работы не предполагают анализа произведения, но дают возможность прочувствовать, “выйти на какие-то личные размышления, найти и сформулировать те вопросы, которые возникли” [3] при чтении у каждого ученика. Не надо думать, что такие работы далеки от литературы, ведь “для дифференцированного подхода к обучению литературе важно выявлять и развивать разные грани читательского восприятия школьников и их читательские способности” [6]. Интересные темы, развивающие литературно-творческое воображение, поощряющие самонаблюдение и самовыражение школьников, требующие анализа философских и этических понятий, рассуждения о красоте и правде, предложены в четвёртой главе книги Збарского И.С. и Полухиной В.П. “Внеклассная работа по литературе (IV – VIII кл.)”.

Третья группа работ предполагает творческое осмысление “обобщённых высказываний”. “Обобщёнными высказываниями мы называем фразы, отличающиеся максимальной смысловой свёрнутостью: пословицы, поговорки, афоризмы” [4]. Сюда же можно отнести и эпиграфы. “Высказывания такого типа содержат множество путей конкретизации заключённого в них обобщённого смысла, что проявляется в возможности различной его интерпретации” [4]. Статья, в которой рассказывается об обобщённых высказываниях, называется “Речь старшеклассников…”, но мы считаем, что умение делать выводы, принимать обдуманное решение надо формировать и в среднем звене, тем более, что материал учебника предполагает это. Возможно, рамки жанра “обобщённое высказывание” были нами несколько расширены, но те задания, которые перечисляются ниже, предполагают умение интерпретировать, “не только понять мысль…, но и вступить в дискуссию, аргументируя свою точку зрения” [4]:

  1. В статье “В поисках смысла жизни” цитируется стихотворение в прозе Вс. Гаршина. “С кем вы согласны более: мудрецом или Севильей?” - так сформулирован вопрос для учащихся.
  2. После изучения “Одиссеи” Гомера предлагается задание: напишите по одному из понравившихся вам афоризмов сочинение, опираясь на текст поэмы или ваши собственные жизненные наблюдения.
  3. Нагорная проповедь Иисуса Христа: подберите эпиграфы к рассказу А.Платонова “Юшка” из Нагорной проповеди Иисуса Христа и обоснуйте свой выбор.
  4. Во время изучения японской поэзии учащимся предлагается высказывание Ки-но Цураюки. Как вы понимаете эти слова? Что же главное для взаимопонимания людей, с точки зрения японцев?
  5. После изучения сонетов Шекспира: а). Подберите эпиграфы из сонетов к произведениям Шекспира, которые вы читали; б). Напишите небольшое сочинение, выбрав один из куплетов сонетов Шекспира, и разверните его в размышление над законами жизни или о конкретном случае.
  6. Во время изучения романа А.С. Пушкина “Дубровский”. Как вы понимаете выражение кучера Антона: “Плетью обуха не перешибёшь”?
  7. Почему Б. Ахмадулина назвала Лермонтова “высочайшим юношей вселенной”? Согласны ли вы с поэтессой?
  8. “Мцыри” М.Ю. Лермонтова: а). В процессе работы над поэмой “Мцыри” Лермонтов заменил первоначальный эпиграф “On n’а qu’une seule patrie” – “У каждого есть только одно отечество” (фр.) – на библейское изречение “Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю”. Как вам кажется, почему?; б). Как вы считаете, “душу можно ль рассказать”?
  9. После изучения повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” учащимся предлагается познакомиться с пословицами и ответить на вопрос: что вы можете сказать о характере и быте казаков, судя по тому, что сохранила о них народная память?
  10. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: приведите примеры из жизни и литературы, когда к любви приводят “ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение”.
  11. После изучения цикла М. Горького “Сказки об Италии”: найдите афоризмы в сказке о Нунче, с которыми вы вполне согласны, и напишите небольшое сочинение по одному из них.

Можно убедиться, прочитав предложенный список заданий учебника, что перед нами, действительно, “не изолированные, а извлечённые из контекста” [4] высказывания, и именно они выступают в качестве связи художественного произведения и собственного жизненного опыта ученика.

Наконец, одна из важных форм работы на уроке литературы, также предполагающая творческое осмысление, - это изложение на литературоведческую тему с сочинительной частью. Это некое подобие выпускного сочинения, но, конечно, адаптированное для семиклассников. Такие изложения предполагают знакомство с материалом по литературоведению с целью повторения, углубления, закрепления ранее изученного материала. К такому тексту предлагается творческое задание. Один из вариантов такой работы предлагаем вашему вниманию ниже. Следует оговориться, что эта форма работы направлена именно на развитие навыков, умений, знаний по литературе, хотя, безусловно, “работает” и на русский язык как предмет.

Сжатое изложение с творческим литературоведческим заданием (спаренный урок: желательно 2 урока литературы)

Изложение проводится в 7-ом классе (класс обучался по занковской системе в начальной школе) после изучения в курсе “Литература” темы “Японская поэзия”. Изучение хокку как жанра сопровождается теоретическим материалом (“Художественная деталь как средство раскрытия мира поэта”), кроме того, сопоставлением японских образцов использования детали со стихотворениями русского поэта ХХ века Анны Андреевны Ахматовой.

Именно в связи с этим и был выбран текст для изложения (взят из пособия А. Б. Есина “Принципы и приёмы анализа литературного произведения”, статья “Изображённый мир”), а также текст стихотворения А. Ахматовой для сочинительной части.

Сразу оговоримся, что текст изложения был адаптирован для семиклассников с точки зрения знания художественных произведений (примеры использования художественных деталей были заменены на более известные, изученные ранее в курсе литературы).

Стихотворение А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” также выбрано неслучайно. Любовная лирика поэта всё же ещё сложна для сознания семиклассников. В данном же стихотворении достаточно ясный сюжетный ряд, и переживания лирической героини учащимся более понятны, есть, с чем работать.

Цели:

1. Формирование более точного знания о художественной детали;

2. Развитие умения строить связное высказывание на литературоведческую тему;

3. Воспитание внимательного отношения к деталям художественного произведения, из которых складывается образ.

Текст (адаптированный).

Картина изображённого мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью мы будем понимать мельчайшую изобразительную или выразительную художественную подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельную вещь, поступок, психологическое движение и т. п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его образуют детали, складываясь в “блоки”: так, звучный голос, могучие мышцы, чёрная курчавая борода, суровое и мужественное лицо лесника, воспитывающего без жены детей,- все эти микрообразы складываются в “блок” более крупного образа – портрета Бирюка [курсив автора статьи].

Выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т. п.

Внешняя деталь может стать психологической, если передаёт, выражает те или иные душевные движения или включается в ход размышлений и переживаний героя.

Задание к тексту: написать сжатое изложение.

Вопросы после первого чтения:

  • О чём рассказывается в тексте? (О художественных деталях)
  • На какие части можно разделить текст? (Текст можно разделить на 3 части: в 1-ой части рассказывается о художественной детали как микрообразе и части целого образа; во 2-ой части – о видах художественных деталей; в 3-ей – о переходе внешней детали в психологическую)

Здесь же возможно применение рисунков и схем, наглядно рисующих основной смысл текста.

  • Как можно текст сократить, не искажая основной мысли? (Убрать примеры, сжать первую часть)

Во время второго чтения и после него собирают опорные слова и словосочетания к каждой из частей.

Третье чтение проводится через 15-20 минут самостоятельной работы учащихся с черновиком. Семиклассники уточняют свою работу, дополняют.

Когда черновик готов, начинается работа с сочинительной частью.

Творческое литературоведческое задание: ответ на вопрос “Какую роль играет в стихотворении А. Ахматовой художественная деталь?”

Стихотворение учащиеся видят в первый раз. Текст его может быть написан на доске либо отксерокопирован на каждую парту.

А. Ахматова
* * *

Всю ночь не давали заснуть,
Говорили тревожно, звонко,
Кто-то ехал в далёкий путь,
Увозил больного ребёнка,

А мать в полутёмных сенях
Ломала иссохшие пальцы
И долго искала впотьмах
Чистый чепчик и одеяльце…

(1909. Киев)

Вот некоторые отрывки из сочинительной части ученических работ. Наблюдается, безусловно, разный уровень выражения мысли, но, тем не менее, явное понимание темы.

  • “Её [матери] волнение передаётся такими деталями, как долгие поиски чепчика и одеяльца во тьме, ломание иссохших пальцев” (Ольга Бузлаева)
  • “… можно увидеть, что внешняя деталь, действительно, может стать психологической. Например, “ломала иссохшие пальцы” – внешняя деталь, которая явно показывает волнение матери” (Тина Лукашевич)
  • “… мать от волнения стала рассеяннее, поэтому она долго искала в сенях вещи для малыша” (Алёна Кошурникова)

Как один из вариантов сочинительной части предлагаем следующий текст:

Стихотворение А. А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” даёт возможность наглядно увидеть, с какой целью автор использует художественные детали в лирическом произведении.

Сюжетный ряд стихотворения состоит из определённого количества внешних деталей: бессонная ночь, болезнь ребёнка, “полутёмные сени”, “иссохшие пальцы”, “чистый чепчик и одеяльце”, долгие их поиски. Некоторые из них чисто внешние; это касается и сеней, и одежды для ребёнка. А вот к психологическим можно отнести деталь “ломала иссохшие пальцы” – это непроизвольный жест, обозначающий крайнюю степень растерянности, тревожности. Долгие поиски чистого белья также передают волнение, беспокойство. Так психологические детали создают образ взволнованной болезнью ребёнка матери, переживающей не только сам факт болезни, но и неизвестность, которая передаётся такими внешними деталями, как: “кто-то ехал”, использованием односоставных предложений.

Таким образом, из отдельных деталей (внешних и психологических) создаётся картина частного драматического переживания.

Подходя к завершению описания системы творческих работ по литературе, заметим, что данная система способна не только сформировать у учащихся определённый запас литературоведческих знаний и умений, но и раскрыть личностный и творческий потенциал ребёнка.

Литература

  1. Айзерман Л. Так что же это такое – “Сочинение на свободную тему”?// Литература в школе.-2005.-№ 2.
  2. Берестовицкая С. Личностно-ориентированный урок литературы// Литература.- 2005.-№ 17.
  3. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1986.
  4. Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщённых высказываний, круг ассоциаций// Русский язык в школе.-2003.-№ 3.
  5. Збарский И.С. и Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV – VIII кл.) Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975.
  6. Петрова Т. В осколке кривого зеркала// Литература.- 2005.- №7.
  7. Сиполс И. Система творческих работ учащихся в 5-6-х классах// Литература.- 2003.-№11.
  8. Храмцова Р. Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе// Литература.-2001.-№23.