Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Введение

Недавно посчастливилось побывать в Москве. Мы не могли не использовать шанс попасть на Садовую улицу, дом 10 кв. 50 в «нехорошую квартиру». Конечно, это музей одного из самых читаемых авторов в мире Михаила Афанасьевича Булгакова.Именно здесь, в "нехорошей квартире» №50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе «Мастер и Маргарита» обитали Воланд и его свита. Это загадочное место, где не отпускает ощущение того, что за нами кто-то ходит, наблюдает …В один момент нам даже почудилась тень кота Бегемота. Квартира оставила неизгладимое впечатление. Все поражает здесь воображение: стол, который принадлежал прототипу профессора Преображенского дяде Булгакова, врача Николая Михайловича Покровского, примус, рукописи писателя, но больше всего нас поразило огромное зеркало, которое висело в одной из комнат музея. Этот предмет интерьера сыграл огромную роль в понимании романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Зеркало, как мы знаем, показывает предмет измененным: правое становится левым и наоборот. Исследование романа в этом ключе показалось интересным. Так начали собирать материал об образе зеркала в романе. К сожалению, материала на эту тему оказалось очень мало и в интернет-ресурсах, а в библиотеке нашего города вовсе не нашлось труда, где бы рассматривали зеркальность как символ или образ в романе.

Приступая к работе, мы поставили следующие цели: исследовать символ зеркала и зеркальности в романе, проследить, опираясь на принцип зеркальности, связь образов романа с жизненными реалиями, как зеркало помогает понять характер героев и персонажей романа. Найти такие сопоставления, когда один художественный факт, отражаясь в зеркале другого, приобретает от этого особый смысл.

Перед собой поставили следующие задачи: изучить литературоведческие работы, посвященные данной проблеме, сопоставить отдельные факты биографии автора и страницы романа "Мастер и Маргарита", попытаться расшифровать некоторые образы романа при помощи словаря символов.

Работая над данной темой, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории пребывания Булгакова во Владикавказе из Национальной научной библиотеки РСО-Алания, материалов сети Интернет.

Роман «Мастер и Маргарита» - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними- между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.

Зеркало является самым мистическим, загадочным и волшебным предметом, с которым мы встречаемся практически каждый день. История этого предмета уходит корнями в далекое прошлое. Впервые упоминания о зеркале встречаются в Египте, затем в Индии. Позднее мастера Венеции изготовление зеркал возвели в ранг искусства. Парацельс, которому принадлежит первое объяснение мистических свойств зеркала, говорил, что этот предмет является туннелем, который соединяет мир материи и мир духа. Медики прошлых веков , использовав эту теорию, начали практиковать использование зеркала в гипнозе, внушении, для воздействия на сознание человека. В Древней Руси зеркало использовали для гадания, но на время гадания нужно было отказаться от божественных сил, следовательно, люди считали, что зеркало - это дар Сатаны, который позволяет говорить человеку с самим собой.

Думаю, что выбранная тема достаточно актуальна в современном понимании романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Благодаря зеркалу и зеркальности мы сможем увидеть образы, персонажи и события, которые Булгаков зашифровал в таком сказочном и мистическом предмете, как зеркало.

Глава 1. Зеркальность событий в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

В романе «Мастер и Маргарита» зеркальным отражением являются московские и ершалаимские события. Отчетливо можно проследить, как перекликается неделя суда Воланда над москвичами со страстной неделей в Ершалаиме, первого пришествия Иисуса Христа и второе пришествие Сатаны. По первым строкам романа читатель сразу понимает, что находится в Москве, с начала второй главы уже в Ершалаиме.

Читая роман, мы сразу видим параллель Ершалаим - Москва. Московские главы начинаются с жаркого заката, а в Ершалаиме - раннее утро. Единым телом и духом предстают два очень далеких города романе. Две разные эпохи в ракурсе одновременности. Невооруженным глазом видны совпадения московских и ершалаимских событий. Это общие мистические события - канун пасхи, действие которое укладывается в рамки одной общей недели перед пасхой. Зеркально отражаются события в Москве и Ершалаиме: явление Пилата-явление Воланда на Патриарших, спор Га-Ноцри об истине с Понтием Пилатом, спор Берлиоза с Сатаной об истине, веселье в честь древнееврейской пасхи в Ершалаиме - Великий бал у Сатаны, погребение Иешуа на Лысой горе и дача пергамента Левию Матвею на будущее евангелие - воскрешение Мастера и его книги, евангелист Матвей- евангелист Мастер, наказание Алоизия Могарыча, который предал Мастера - возмездие Иуде, предавшего Иешуа.

Также 29-го над Москвой и 30-го Ершалаимом стоит одинаковая погода - на город надвигается тьма грозовой тучи, переулки города освещает свет полной пасхальной луны.

Булгаков постоянно обращается к реальным образам и событиям. Каждая строчка «Мастера и Маргариты» - это код, скрытая действительность, каждое событие в романе имеет определенный смысл. Например, Воланд появляется на Патриарших прудах вовсе не случайно- только здесь, на пустынной московской липовой аллее мог появиться сатана. Потому что роль зеркала здесь играет пруд. Только там, где есть зеркало или есть отражение, мог появиться Воланд со своей свитой. "Вы - немец? - осведомился Бездомный. - Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг задумался. - Да, пожалуй, немец…"

Дьявол явился в Москву в виде немца-Мефистофеля, каким он в XIX веке явился русскому обществу. Это был именно немец, нечистая сила, идущая с запада. Теперь понятно его появление в Москве именно с запада Садового кольца, где находится скрытая до основания земляная крепостная стена. Когда-то эта крепостная стена была мощным сооружением против врагов, а Садовое кольцо-то, что осталось от мощной защиты. Сейчас Москва открыта всем врагам, не исключая и "врага человеческого города". Странно звучит и название «Патриаршие пруды» в городе, где нет ни одной церкви. Свое название эти пруды получили от Патриаршей слободы, которая существовала в средние века и также называлась Козьей. Коза в символике русского фольклора приравнивается к черту (Сатане). Зеркально отражается въезд Христа на белом осле в Иерусалим - появление дьявола в атеистической Москве на «козе»(Козье болото - Патриаршие пруды).

Как насмешка к евангельскому ослу выступает единственное четвероногое из свиты Воланда - кот Бегемот. Сатана появляется у болота, ставшего прудом, на голос богохульства Берлиоза. К тому же, дьявол въехал в Москву со стороны, рядом с которой располагалась площадь, называемая во времена Булгакова Триумфальной. Она была главной парадной площадью столицы, В Триумфальную арку которой в Москву въезжали цари, ну вот настала очередь Царя преисподней, но зайти ему пришлось через незримую Триумфальную арку - ворота снесли.

Как символ зеркальности мира выступает разница в днях ершалаимских и московских событий: в тот душный роковой день в Москве была страстная среда. То есть до распятия Христа оставалось два дня, тогда как считанные часы оставались до казни Иешуа. Небывало жаркий закат пылал в Москве, а в Ершалаиме стояло раннее утро пасхальной пятницы. Но события романов в итоге сливаются в один поток, и над Ершалаимом и над Москвой пройдет очищающая гроза, а полная луна загорится на небе.

Как зеркало в зеркале отражаются события двух романов в романе, ночной ветхозаветный праздник в Ершалаиме оборачивается балом у Сатаны, гибель Иуды рифмуется со смертью наушника барона Майгеля из Бюро иностранцев. События перекликаются и по сумме страданий - крест Мастера сродни крестным мукам Иешуа. С самого начала событий романы о Ершалаиме и Москве начинают совпадать: происходит встреча Понтия Пилата во дворце Ирода Великого с Иешуа, обреченным на смерть, в то время, когда Воланд ведет рассказ об этом, подобная встреча происходит в Москве, где в роли жертвы становится Берлиоз, а в роли Пилата - сам сатана.Отрезанная голова Берлиоза напоминает евангельские события, где говорится об отрезанной голове Иоанна Крестителя. Смерть Берлиоза при помощи двух женщин: Аннушки и вагоновожатой, наводит на мысль, что Аннушка и комсомолка - это Саломея и Иродиада московского Евангелия. Голова Берлиоза стала первой освященной и принятой (подсолнечное масло - московское миро) жертвой нового пришествия.

В главе "Погоня" Иван Бездомный преследует сатанинскую троицу, точно так же как Левий Матвей преследует другую троицу - Иешуа, Гистаса и Десмаса. Погоня в Москве становится драматичной зеркально крестному пути Га-Ноцри к месту распятия. Так и Бездомный преследует нечистую силу: сначала Патриарший переулок, потом Спиридоновка, затем Никитские ворота, где регент "ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади", а кот укатил на трамвае "А" (еще одна "Аннушка). То есть, путь Ивана лежит через всю Москву: от греховной квартиры, где Иван берет икону и свечу, к грандиозной строительной площадке на месте снесенного храма Христа Спасителя на берегу Москвы-реки. Результатом стало крещение Ивана в московском Иордане. Крестный путь Бездомного оказывается скорбным путем отечественной дьяволиады. Это видно тогда, когда мы походим маршрут пешком по Москве вслед за Иванушкой, а не прослеживаем по карте.Вдоль всего маршрута Ивана находятся церкви и соборы. Первый - это церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, затем Воскресенской, Ильи Пророка и заканчивается стройкой на месте снесенного Храма Христа Спасителя. После крещения в ледяной купели Иван выходит на сушу другим человеком, его маршрут разворачивается на 180 градусов. И здесь опять мы видим зеркальность с евангелием - воскресший после Голгофы Иисус спускается в ад, Иван, воскресший к новой жизни, тоже спускается в преисподнюю, имя которому МАССОЛИТ.

Фантастические, нереальные московские события романа, отраженные в зеркале ершалаимских событий, приобретают особый философский смысл: мир перевернулся, его жестокость и бессмысленность очевидны.

Глава 2. Зеркала в образе Маргариты

Впервые мы видим Маргариту в 13 главе глазами Мастера, который рассказал историю своей встречи с героиней романа Ивану, находящемуся на тот момент в больнице для душевнобольных. К тому времени на страницах романа мы встретили уже и Понтия Пилата, и Иешуа, и Воланда со своей свитой. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась» - вот как описывает появление Маргариты Мастер. Но в 13 главе мы так Маргариту и не увидим. Первый образ-символ, который возникает в связи с Маргаритой это зеркало: «Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А, кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь.

Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчесывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы»

Символ зеркала является одним из ключевых моментов, который часто повторяется в романе.Зеркало в тексте упоминается 33 раза, и это число не случайно, а относительно Маргариты зеркало упоминается 15 раз. В других случаях зеркало появляется там, где свита Воланда исчезали появляется или же происходят необъяснимые с точки зрения обыденной логики события. Так, например, сквозь зеркало вездесущая свита Воланда проникает в квартиру Степы Лиходеева - «Тут Степа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в передней, давно не вытираемом ленивой Груней, отчетливо увидел какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне (ах, если бы здесь был Иван Николаевич!Он узнал бы этого субъекта сразу). А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровенный черный кот и также пропал»

В романе Маргарита не сразу показана читателю как ведьма. Напротив, Булгаков показывает ее как обычную женщину до встречи с Азаззело. Появление Азаззело тоже несет в себе зеркальный характер: «прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком».

Заключение

В мировой символике зеркало является одним из важнейших предметов. А мир зазеркалья является отражением реального мира. Любое произведение художественной литературы основывается на событиях реального мира.

На наш взгляд, именно в таком значении и используется символ зеркала в романе. Зеркальностью подчеркивается все то, что действительно возможно и не существовало, привиделось Иванушке Бездомному или было придумано его потрясенной фантазией (не каждый же день трамваи головы обрезают).

Даже в той сцене, которую мы уже цитировали - «…в зеркале, помещавшемся в передней, давно не вытираемом ленивой Груней, отчетливо увидел какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне. А тот отразился и тотчас пропал»- указывается на то, что все, что отражает зеркало - ненастоящее: то исчезающее, то вновь появляющееся.

Образ зеркала помог мне и, думаю, каждому читателю раскрыть в произведении свой собственный смысл. Но ведь зеркало всего лишь отражает то, что отражает. Конечно, это предмет магический, но оно не увеличивает ни добро, ни зло, оно отражает всего лишь нас самих.

Литература

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., 1999.
  2. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.
  3. Сидоров Е. М.А. Булгаков //Булгаков М. Избранное. М., 1980.
  4. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. М., 2003.
  5. http://licey.net/free/13-literatura_20_veka_analiz_dlya_sochinenii/64-eretiki_v_literature__l_andreev__e_zamyatin__b_pilnyak__m_bulgakov/stages/2913-motiv_zerkala_v_romane.html
  6. http://www.zerkalo.cc/2017/11/blog-post_783.html
  7. http://www.zerkalo.cc/2017/11/blog-post_783.html