Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся

Разделы: Литература


Проблема развития способностей учащихся – одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся.

Говорят, что каждый человек талантлив по-своему, только не каждый может его проявить.

Существует такая легенда. Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор – человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать: в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.

Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель – один из тех немногих людей, которые могут дать возможность ребенку вникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, найти у него росточки таланта, пробудить творческое начало.

Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. По мнению Д. Лихачёва, синтез искусств является той культурной средой, которая создаёт почву для художественного развития.

Я учитель не только литературы, но и мировой художественной культуры. Преподавая этот предмет, я убедилась в том, что литературу необходимо рассматривать как искусство слова среди других видов искусства, а не изолированно от них. Только изучение литературы в единстве с другими видами искусства помогает учащимся войти в некий культурный пласт, видеть, что объединяет различные виды искусства в определённую эпоху. Использование живописи даст возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками определённой эпохи, а музыки – понять и почувствовать душевные переживания человека из прошлого. При таком погружении в эпоху учащийся как бы чувствует её воздух, видит “стереоскопическую” картину мира, глубоко понимает процессы, которые происходили в обществе, логику их развития и, конечно же, лучше понимает изучаемое художественное произведение.

Конечно, учителю работать при таком подходе непросто, так как от него требуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знаний сразу по нескольким предметам. Но за интегрированным обучением – будущее. Оно вызвано к жизни настоятельной потребностью действительности.

С первых же уроков я стремлюсь вызвать интерес к своему предмету, эмоциональные переживания от встречи с искусством, побудить детей к творчеству, самовыражению. Вот, например, фрагмент первого урока литературы в 8 классе. Это вводный урок по теме: “Виды искусства. Их взаимосвязь и отличительные черты. Литература как искусство слова”. В начале урока я говорю о силе воздействия искусства на человека, знакомлю с понятием катарсис, затем рассказываю притчу:

“Слепой спрашивает поводыря:

- Как выглядит молоко?

Поводырь отвечает:

- Молоко белое.

- Что значит “белое”? Назови мне какую-нибудь вещь, которая была бы белой.

- Лебедь. Он белый, и у него белая изогнутая шея.

- Изогнутая шея? Что это значит?

Поводырь изгибает руку в виде лебединой шеи и предлагает слепому ощупать форму его руки.

Слепой, плавно скользя ладонью по руке поводыря, говорит:

- Теперь я знаю, как выглядит молоко”.

- Так вот, - говорю я детям, для того чтобы не быть в положении слепого: смотреть на картину и не видеть ее, слушать музыку и оставаться равнодушным, мы должны учиться общению с произведениями искусства.

Литература, музыка, живопись - эти три вида искусства в своей основе неразделимы.

Уже в древности люди обратили внимание на их взаимосвязь. Леонардо да Винчи писал: “Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат”.

Эту же мысль подхватывает литовский живописец и композитор Чюрленис: “Нет рубежей между искусствами. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки”. И свои картины он называет музыкальными терминами: “Соната Солнца”, “Соната Весны”.

Затем мы переходим к рассмотрению, как один и тот же образ воплощён в живописи, поэзии и музыке, что объединяет эти произведения и чем они отличаются. Это образ Аве Марии.

Когда мы произносим имя Рафаэль Санти, то вспоминаем самое заветное его произведение – “Сикстинская мадонна”. (Начинает звучать музыка Каччини “Аве Мария”).

Мадонна, босая, идет по облакам. В её глазах скорбь и страх. Она мать и предчувствует судьбу своего сына. И все же не останавливается у земного порога: еще мгновение, и она переступит его. Мадонна несет людям самое дорогое - своего сына. Примите его, люди. Он готов за вас принять смертные муки.

Посмотрите на глаза ребенка. Его взгляд не похож на взгляд младенца. Он Бог и знает свою судьбу. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней.

Святой Сикст в папском облачении с благоговением встал перед ней на колени, сняв тиару. Он с трепетом смотрит на Мадонну и жестом указывает ей на земной путь, полный страданий и трагичности. Справа – святая Варвара, покровительница умирающих. Она взглядом также указывает Мадонне на её земной путь.

Существует легенда, что Рафаэль долго не мог найти нужное композиционное решение, и однажды оно явилось ему во сне.

Существует и такая легенда. Рафаэль писал “Сикстинскую Мадонну”. Вещь была не закончена, а ему пришлось отлучиться на некоторое время из города. Художники, смертельно ему завидовавшие, решили воспользоваться отъездом мастера, чтобы исполнить свой мрачный замысел. Был праздник. У большого храма собралась толпа. Враги Рафаэля выставили нищим и бродягам бочки с вином и пустили слух, что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на руках, нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв негодования. Разъяренная толпа кинулась в мастерскую Рафаэля. Взломали двери, кто-то сорвал покрывало с картины. Но, взглянув на нее, толпа замерла. Пораженные увиденным, люди в молчании покинули мастерскую.

Картина потрясла современников. Прошло два с половиной века. Из-за войн и неурожаев монастырь, для которого она была написана, обеднел, и тогда встал вопрос о продаже великого творения художника. Картина была продана курфюрсту Саксонии в 1754 году за 70 кг золота и увезена в Германию, где она впоследствии стала украшением Дрезденской галереи.

Василий Андреевич Жуковский так писал о впечатлении, произведенном на него этой картиной: “Не видя оригинала, я хотел купить себе в Дрездене эстамп; но, увидав, не захотел и посмотреть на него: он, можно сказать, оскорбляет святыню воспоминаний. Час, который я провел перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни”.

Когда смотришь на картину, то не видишь никаких следов инструмента. О такой живописи говорят “дымом писано”.

“Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, – вспоминал Фет, мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастью, никогда не постигну. Разве это картина, разве это сочинено?”

Рафаэль был любимым художником Пушкина, и не случайно в счастливейшие минуты своей жизни он обратил благоговейный взор к дивному творению художника, уподобив свою юную супругу образу “Сикстинской Мадонны”:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

- Так что же общего в этих произведениях?

(Все произведения объединяет один и тот же образ, красота и трагичность.)

- Чем они отличаются?

(Разными средствами воздействия. Живопись воздействует на нас при помощи красок, литература – словом, музыка – звуками.)

Рассмотрим, какие художественные приемы использует Рафаэль для создания ощущения трагичности.

Перед нами, словно в театре, раздвинут занавес, и мы видим одну из библейских легенд – Мадонна несет в мир своего ребёнка. Композиционное расположение фигур в плане образует крест – символ будущих страданий Иисуса Христа. Обратите внимание на цвет крыльев ангелов. Обычно они белого цвета. А здесь – темного. Накинутое на голову Мадонны покрывало образует с правой стороны черное пространство. Черный цвет в иконописи – символ страданий. Сейчас много говорят о “Коде да Винчи”, нашумевшей книге Дэна Брауна. А не послал ли нам некий код и Рафаэль? Сосчитайте, сколько пальцев на руке Святого Сикста, римского папы? Шесть. А ведь шестипалых в Средневековье сжигали на кострах инквизиции. Сколько человек изображено на картине? Опять шесть. А, как известно, число 666 – символ Дьявола. Не хватает только третьей шестерки. Возможно, она в сумме цифр прожитых лет Иисуса Христа. Так что же нам хотел сказать автор? Случайны ли эти совпадения или в них заложен какой-то символический смысл?

Проанализируем стихотворение А. С. Пушкина. Сколько строк в нем? Какой жанр выбрал поэт? (Четырнадцать: 2 четверостишия – катрена и 2 трехстишия – терцета. По жанру это сонет). Выбор жанра не случаен. Именно поэты эпохи Возрождения довели этот жанр до совершенства. К одному из устойчивых признаков сонета относится определенный круг тем – тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других стихотворных жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показаны возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом, как в данном сонете. Для сонета характерно использование типичных выразительных средств. К ним можно отнести разные интонации, сравнения и уподобления, повторы, а также неожиданную “развязку”, содержащую особый подтекст, иронию, что снижает возвышенный строй стиха. Так, говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на конкретную женщину – Н. Н. Гончарову.

А теперь еще раз вслушайтесь в это музыкальное произведение и напишите, какие чувства вы испытываете, какие образы представляете. (Учащиеся слушают “Аве Марию” Каччини. Пишутся небольшие сочинения, сдаются черновики: мне важно уловить первое движение души, а оно, как правило, самое верное.) Затем учащимся задаётся вопрос:

-Как вы думаете, кем и когда было написано это музыкальное произведение? (Оно было написано в ХVI веке, в эпоху Возрождения, композитором Джулио Каччини. Музыка имеет не столько религиозный, сколько светский характер. Это было одним из достижений Ренессанса. И хотя эта музыка написана четыре века назад, но до сих пор она находит отклик в наших сердцах своей красотой и полнотой чувств.)

Вот некоторые из сочинений.

“ Я помню эту мелодию… Когда я училась в младших классах, мы слушали её на уроке музыки. Наша учительница, исполняя её, плакала. Мы до того прониклись пением, что у нас на глазах тоже невольно появились слёзы. Не знаю почему, но, слушая эту музыку и глядя на картину Рафаэля, хочется плакать. Магия этой музыки проникает в глубину души, туда, где находятся самые сокровенные мысли, чувства, эмоции.

Каждый раз, слушая эту мелодию, я плачу. Не знаю отчего. Но до того она трогает моё сердце, до того пробуждает эмоции, что они, не таясь, выходят наружу, заставляют думать о сокровенном”. (Никитина Н., 10 кл.)

“В этой музыке – скорбь, трагедия, незащищенность, мольба, переходящая в рыдания, реквием, будто сама душа взывает о помощи. Но в то же время жертвенность и смирение: изменить ничего нельзя – каждый должен пронести свой крест. Но скорбь эта не угнетающая, а возносящая нашу душу до небес.

У меня эта музыка вызвала трагические воспоминания из моей жизни, когда смертельно заболела мама. Никто не в силах был ей помочь. Было много горя: нелегко примириться с неизбежностью. После смерти мамы было так пусто, страшно, одиноко. Я чувствовала незащищенность. До сих пор я скучаю по маме, хочу увидеть её, обнять, поцеловать, попросить прощения. Но, говорят, время лечит. Мне нужно научиться жить без мамочки”. (С. А., 10 кл.)

“Эта музыка пугает и тревожит, но в то же время она величественна и божественна. Она навевает мысли о прекрасном и высоком, будь то искусство, вера или ещё что-то. Она заставляет задуматься, а так ли мы живём, и проникает в самые отдаленные уголки души, окрыляя и одухотворяя её. После этой музыки хочется попросить прощения у тех, кого вольно или невольно обидел”. (Охотникова М., 10 кл.)

“Услышав эту музыку, многие люди, наверняка, представят Мадонну, Христа и связанные с ними грусть, скорбь, искренность.

Но когда я прослушала эту мелодию, то почему-то представила космос и нашу планету. Возможно, на это впечатление повлиял голос исполнительницы, он проникает в самое сердце и наполняет всё внутри. Голос, как галактика, таинственный и величественный, а музыка пропитана добром и светом.

Представив нашу планету, ты сразу начинаешь понимать, насколько мал по сравнению с ней и насколько можешь быть велик душой”. (Тиунова С. 10 кл.)

“Уже с первых тактов мелодия заставляет окунуться в неё, почувствовать её не столько слухом, сколько душой, всем телом. И вот уже кажется, что музыка звучит во мне, и, кроме меня, её никто не слышит, а главное – не чувствует.

Предаваясь музыке, внутри себя я как бы погружаюсь в размышления, вызванные ею. Мне представляются различные картины, даже не связанные между собой. Это и самые чистые, светлые, скорее, даже детские воспоминания - ведь что может быть светлей и чище воспоминаний детства - а также самые печальные, грустные, даже трагические события моей жизни. В этих картинах музыка – грустная надежда на то, что есть кто-то, кто оберегает, спасает, улучшает жизнь и просто распоряжается судьбами людей.

Всё, что я вспоминаю или представляю от звучащей уже точно во мне мелодии, кажется сейчас совсем другим. Как будто из жизни, из этих воспоминаний выключили абсолютно весь звук, а вместо него звучит эта музыка. Люди из моего прошлого или из моего воображения движутся, открывают рот, что-то говорят, но мне это не слышно, да и не нужно. Я слышу лишь музыку, а за картинами, возникающими в воображении, наблюдаю как бы издалека, переосмысливая и переоценивая их после того, как вижу их совсем в другом свете.

В общем, я думаю, под эту музыку можно представить очень и очень многое: всё зависит лишь от настроения, в котором вы находитесь, и от ваших мыслей и раздумий в момент прослушивания”. (Марина Н., 10 кл.)

Я очень люблю проверять подобные сочинения: им свойственна искренность, исповедальность, собственное видение мира. Тут уж нет работ - близнецов, какие часто встречаются среди обычных школьных сочинений. Тут личность проявляет себя свободно. Ребенок, порой незаметный, раскрывается с неожиданной стороны, открывая потаенные стороны своей души. Такая работа развивает творческие способности детей и в других областях. Тут сказывается так называемое последействие: у детей возникает потребность в собственном творческом выходе эмоциональных впечатлений в самых разных формах и жанрах, и рождаются стихи, рисунки, рассказы.

Лунная соната (На музыку Л. В. Бетховена).

Зажглась в ночи лиловая звезда
Мерцающим, искрящимся сапфиром.
Добро и красота останутся всегда:
Они незримо правят миром.

Чудесной музыкой струилась тишина,
Песчинки золота ложились у причала,
Которые волшебно-тусклая луна
По-матерински щедро разбросала.

Она загадочно, таинственно молчит,
Играя роль небесной невидимки,
Чуть слышно лодка по воде скользит,
Толкая белоснежные кувшинки.

Накидкой черною накрыла темнота
Дрожащий пляж, окутанный листвою,
В душе моей сменилась пустота
На нежность, скрытую ночною мглою.

Фильчук Н., 16 лет, 11 класс.

На музыку “Осенней песни” Чайковского из цикла “Времена года”.

Мне сегодня очень грустно.
Я возьму листок бумажный,
Набросаю тени густо
На рисунок карандашный.

На бумаге кружит осень,
А за окнами снежинки,
Легкая метели проседь,
Хлопья, будто паутинки.

На деревьях у дороги
Иней ледяной вуалью,
Тополя в пушистых тогах,
Как старушки, задремали.

Клавиш медленные звуки
Осень путают с зимою,
Словно призрачные руки,
Кроют землю пеленою;

Пеленою желтых листьев
Вперемешку с нитью снега,
Будто неумелой кистью
По холсту водя несмело.

Словно ангел белоснежный,
Ветер грусть мою развеял.
Колокольчик звездно-нежный
Рождество вокруг рассеял.

* * *

Дождик мерно стучит, лужи соло поют.
Серый день, серый двор, серый садик.
Я беру потихонечку скрипку свою
И играю - прообраза ради.

Мой мотивчик наивен и чуточку сер,
Слезы ноты по струнам размыли.
В нем слились воедино десятки манер,
И легенды, и древние были.

Скрипка! Пой или плачь! Скрипка! Плачь или пой!
Подпевай в унисон непогоде!
Дождик жалобно, словно котенок слепой,
Мне мурлычет о кошке-природе.

Пустолякова Е., 15 лет,10 класс

Синтез искусств полезен и в качестве здоровьесберегающих технологий, так как оказывает психологическое воздействие на учащихся, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой на последующие занятия. У детей развиваются эмоции, появляются чувства, которые они никогда не испытывали. В сочинениях они пишут: “Под эту музыку я вспомнила самые радостные минуты моей жизни. Такую музыку хочется слушать вечно. Мне захотелось, чтобы эта мелодия не кончалась, так как у меня появилось новое ощущение, которого я никогда не испытывала”. “Трудно это выразить, но я почему-то уже не боюсь показаться наивным, сентиментальным, я хочу быть искренним”.

Через синтез искусств учитель находит путь к общению с учащимися, общению на основе духовности, нравственности, красоты.

Синтез искусств развивает у учащихся не только творческие способности, но и способности к широким ассоциациям, развивает художественное мышление и воображение, пространственные и цветовые представления, тонкость слуха и яркость взгляда, широту художественного кругозора и речь. Просветление души – так оценивают учащиеся общение с искусством.

Д. Кабалевский писал: “Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни”.

Такая работа дает свои результаты. Так, в городском литературно-творческом конкурсе эссе “Что в имени тебе моем?..” в связи с 170-летней годовщиной памяти А. С. Пушкина Дворянчиков Владислав занял I место. Его сочинение опубликовано в республиканской газете и в журнале. Этот же ученик так увлекся творчеством А. С. Пушкина, что принял участие во Всероссийском конкурсе рисунков “Пушкин глазами детей”, который проводил Государственный историко-литературный музей-заповедник имени А. С. Пушкина1. Из пяти тысяч работ его рисунок признан одним из лучших. Учащиеся также являются победителями городских, республиканских олимпиад и НОУ по русскому языку, литературе и МХК.

Приложение