Цель:
- Закрепить синтаксические признаки простого предложения.
- Показать, что
- предметом воспоминаний лирического героя являются не события, а картины и впечатления;
- односоставные предложения передают характер воспоминаний лирического героя и вовлекают читателя в действие;
- для вовлечения читателя в действие Бунин использует зрительные, звуковые, осязательные и обонятельные образы; они передают близость Бунина крестьянскому единению с природой.
- знак конца предложения помогает понять изменение интонации рассказа от бодрой к ностальгической, а затем грустной;
- элегическая интонация «Антоновских яблок» передает сожаление писателя-дворянина о вымирании дворянских усадеб.
Оборудование:
- Текст рассказа Бунина «Антоновские яблоки».
- Компьютер, проектор, колонки, выход в Интернет
- Звуковые файлы А. Вивальди «Времена года. Осень. Аллегро», Ф.Гойя «Ностальгия», Г. Свиридова «Метель».
- Видеофайл. Бунинские яблоки. youtube.com.
- Презентация.
Ход урока
1. Синтаксический разбор предложений текста (конец 1 главы). Записать на доске и в тетрадях, расставить знаки препинания.
А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому...Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
(Обращаем внимание на причастный оборот во втором предложении, деепричастный в третьем, определенно-личные и безличные предложения, восклицательное по интонации и повествовательное по цели высказывания последнее предложение).
2. Определение авторства. (1 слайд, приложение 1). Постановка учебной задачи:
- Закрепить синтаксические признаки простого предложения.
- Выяснить проблематику и художественные особенности рассказа Бунина «Антоновские яблоки».
3. Выявление роли односоставных предложений в тексте.
Вспомнить виды односоставных предложений. Найти безличные предложения. Выписать одно в тетрадь.
- «Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно».
- «С собаками на сворах ехать приходится шагом, да и спешить не хочется, - так весело в открытом поле в солнечный и прохладный день!» и т.д.
Найти в тексте определенно-личные предложения. Выписать одно в тетрадь. Назвать способы выражения сказуемого в них.
- 1 лицо ед.ч. «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» и т.д.
- 2 лицо ед.ч. «Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную рубаху, такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками» и т.д.
Какова функция употребления такой формы сказуемого в этом тексте?
- Повествование ведется от первого лица, чтобы показать, что это воспоминания (Записать в тетрадь). «Помню…», « ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия».
2 лицо ед.ч. наст. и буд. вр. вовлекает читателя в действие (Записать в тетрадь). «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах...»
Кроме определенно-личных предложений автор для вовлечения читателя в действие использует и двусоставные с глаголами-сказуемыми в наст. вр. (Записать в тетрадь 1 пример). «И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды».
4. Выявление лексических способов вовлечения читателя в картины жизни.
Это грамматические способы вовлечения читателя в картины жизни. Есть еще лексические способы. Запишите их.
А). Зрительные образы. Найдите в 1 главе. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи…»
В). Звуковые образы. Найдите. «…Прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Конь «…шумно шуршит копытами по глубоким и легким коврам черной осыпавшейся листвы». «Тявкнула где-то вдалеке собака, ей страстно и жалобно ответила другая, третья — и вдруг весь лес загремел, точно он весь стеклянный, от бурного лая и крика».
Эффект усиливается звукописью. «Шурша по сухой траве, как слепой, доберешься до шалаша».
С). Обонятельные образы. Очень сильна память запахов. Найдите эти строки. «…запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». «Так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге». «И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев». «Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Когда читаешь «Антоновские яблоки», поначалу может показаться, что рассказ этот — о редком человеческом даре: памяти запахов. Об удивительной способности восстановить с мельчайшими подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.
D). Осязательные образы. К обонятельным ощущениям добавляются осязательные: «…толстой шершавой бумагой», «…С наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту».
Бунин не раз признавался, что от природы он был щедро наделен редкой обостренностью восприятия. Алексей Арсеньев, близкий самому автору герой его книги «Жизнь Арсеньева», говорит: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».
5. Что является предметом воспоминаний?
- Это не события, а впечатления, картины. Запишите начало предложения. Например, описания природы в начале 1, 2, 3 гл.). Во второй главе: «Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем…». Очень яркие, запоминающиеся картины.
Есть описание охоты в 3 гл., описание праздничного дня в 1 гл. Чувствуешь себя участником этих событий. Обратите внимание, что все это относится к прошлому и имеет запас прочности, надежности. Прошлое опоэтизировано. Настоящее и прошлое писатель показывает в неразрывном единстве. В этом поэтичность бунинских произведений.
Важную роль играют портреты. Запишите начало предложения. Например, портрет старухи в1 гл. «Помню я и старуху его». Яркие, колоритные образы.
В конечном счете, все подробности бьют в одну цель, вызывают у читателя «Антоновских яблок» одно ощущение. В уже упоминавшейся «Жизни Арсеньева» (книге, после которой Бунин в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе) герой возмущается, услышав мнение, что в произведениях Фета слишком много описаний природы. «Я негодовал: описаний! — пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни». Умение выразить такое мироощущение и составляет одну из основных задач автора «Антоновских яблок», то, во имя чего написан этот рассказ.
Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски,- самостоятельный предмет изображения у Бунина. Целые ворохи свежих, запоминающихся наблюдений, подробностей сыплются на читателя, напоминая о нитях, связывающих человеческую жизнь с растительной и животной жизнью, о неразрывном единстве человека и природы.
6. Выявление интонации рассказа.
Какова интонация рассказа. Найдите характеристику этой интонации или интонаций в тексе рассказа.
Зачитайте отрывки из 1 главы, которые передают эту интонацию (слайд 2 на фоне музыки А.Вивальди «Времена года. Осень. Аллегро», приложение 1).
- Сначала это радостная, бодрая интонация. (1 гл. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»).
Обратите внимание, что на слайде выделен красным цветом знак конца предложения. Как вы думаете почему?
- Именно он является пунктуационным средством передачи чувства радости, ощущения бодрости.
Изменяется ли интонация далее? Зачитайте отрывки.
- В 3 главе интонация изменяется (слайд 3 на фоне музыки Ф. Гойя «Ностальгия», приложение 1). В этом рассказе Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное: «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». И действительно, усадьба в XIX веке — это не просто место жительства. Усадьба — это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. Еще Грибоедов говорил об усадьбе: «Кто путешествует в деревне, кто живет...» В усадьбах проходила изрядная часть духовной жизни России. Взять хотя бы усадьбы Чехова, Блока, Есенина, Шереметева. И Бунин погружает нас в эту жизнь. Летом — охоты, мощное общение помещиков между собой. А зимой — книги. Эти воспоминания не просто картинки - все эти «помню», «бывало», «на моей памяти», «как сейчас вижу» — постоянные напоминания о ходе времени, о том, что стойкости памяти противостоит разрушительная сила времени. Охота в этой главе будет описана еще прежняя, на широкую ногу. Но напоминанием о неумолимом ходе времени станут слова о том, что с конца сентября погода круто менялась, и описание «трепки», которую задавала саду непогода. Правда, вслед за зловещими бурями в конце октября «снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни» — но это уже «прощальный праздник осени»!
Интонация ностальгическая (3 гл. «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота…», «…понемногу в сердце начинается закрадываться сладкая и странная тоска»).
Каков знак конца предложения?
- Точка. Передает повествовательный характер 3 главы.
Какой интонацией завершается рассказ? (Слайд 4 на фоне музыки Г.Свиридова «Метель», приложение 1).
- В конце в описании охоты и предзимья – грусть (4 гл. «…на каком-нибудь глухом хуторе» песня звучит «с грустной безнадежной удалью»). «Насмешливо-грустно» кукует кукушка в кабинетных часах, «сладкая и странная тоска» возникает при чтении дедовских книг, «печальные и нежные глаза» глядят с портретов красавиц, живших когда-то в дворянских усадьбах — с этой незаметно изменившейся интонацией подходит Бунин к рассказу о том, что «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».
Обратите внимание на многоточие в конце рассказа. Оно подкрепляет это чувство грусти. Ведь новое поколение, которое пришло в «вишневые сады» вовсе не опоэтизировано Буниным. Писатель Валентин Катаев так комментирует тему памяти прошлого в рассказе: «Память о прошлом, которой дорожит Бунин,- не только память семьи, рода. Жизнь в поместьях, невозвратимо исчезающая на глазах у рассказчика «Антоновских яблок», создала свои обычаи, свой быт — те самые, о которых писали лучшие русские поэты и прозаики. Упоминает Бунин о стае с «бешеным лаем и стоном» — и сразу приходит на память пушкинское: «И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы». И сила этих обычаев выше каждого отдельного помещика, она непреоборимо овладевает им, становится властной потребностью. Что еще важнее — создала эта жизнь и замечательную художественную культуру, в первую очередь литературу, отложившуюся в шкафах старинных усадебных библиотек. «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность»,- с вызовом заявит позднейший герой Бунина, начинающий писатель Алексей Арсеньев. Этой поэтичностью овеяны «Антоновские яблоки». И поэтичность эта заключается в том, что настоящее показано в неразрывной связи с прошлым, как его продолжение; в напоминании о том ушедшем и уходящем, без которого настоящего не было бы».
Как эта интонация способствует выявлению темы произведения?
- Элегическая интонация «Антоновских яблок» передает тему умирания дворянских гнезд.
Заметили ли вы смену времен года в рассказе? Сначала ранняя осень и бодрая интонация рассказа, затем середина сентября и ностальгия по русской усадьбе, а в конце я включила музыку Свиридова «Метель», понятно, что это уже предзимье и грусть об уходящем дворянстве.
Вывод: В самой композиции, в развитии темы, в сопровождающей его интонации выражено миропонимание писателя, передана дорогая Бунину мысль о неотделимости жизни человека от жизни природы.
7. Обобщение.
В творчестве Бунина были сильны 2 начала: дворянское с его богатой культурой и одновременно скепсисом, вольнодумством, помещичьими замашками и крестьянское с его близостью к природе, фольклором, простонародным православьем. Элегическая интонация «Антоновских яблок» передает сожаление писателя о вымирании дворянских усадеб, а выразительные картины природы, созданные с помощью грамматических средств (определенно-личные и безличные предложения) и лексических (звукопись, осязательные и обонятельные образы) - близость крестьянскому единению с природой.
Писатель хочет, чтобы наша память не бездумно-радостно рассталась с прошлым, а сохранила все лучшее, поэтическое в нем, его прелесть и очарование. Память о прошлом и любовь к родной земле неотделимы и составляют основу нравственного облика человека. Поэтому произведение Бунина не только поэтично – оно нравственно и является «книгой на века».
8. Заключение.
Репортаж с фестиваля «Бунинские яблоки» (слайд 5, приложение 1).
(Слайд 6 «Памятник Бунину в Орле», приложение 1). Творчество Бунина чтят в России, в которой он родился и которой он посвятил свои произведения (Слайд 7 «Могила Бунина на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа», приложение 1). А когда в 1920 году, не поняв и не приняв революции, подхваченный волной эмиграции, Бунин оказался вдали от родины и продолжал писать о том, что видел лишь «взором памяти», эта память звуков, красок, запахов родной земли поддерживала и питала все оставшееся творчество писателя. Вспоминая на чужбине услышанную когда-то песню рязанских косцов, Бунин размышлял: «Прелесть ее… была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими, и нами… и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод… И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый вздох березовом лесу» («Косцы»)
Использованная литература.
- Бунинские яблоки. youtube.com.
- В. Катаев. Живительная сила памяти. «Антоновские яблоки» И. Бунина.- В кн.: Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В. И. Кулешов — М.: Дет.лит., 1983.
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс.1 полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М., ВАКО, 2004.