Эпиграф урока: “Художник и ученый встречаются, чтобы создать во всех формах Красоту и Счастье, без которых жизнь была бы лишь унылым шествием”. (Фредерик Жолио-Кюри).
Цели урока:
1. Раскрыть сложный мир научных и блоковских символов
2. Показать взаимосвязь и различие научного и художественного познания мира.
3. Научить учащихся видеть логические взаимосвязи между естественными и гуманитарными предметами.
4. Активизировать словарь: символ, валентность, электрон, структурная формула.
План урока:
1. Сообщение целей интегрированного урока.
2. Работа с термином “символ”.
3. Механизм символообразования в химии и поэзии.
4. Рассмотрение поэтической и химической символики.
Вопросы к уроку:
1. Для чего использует символы ученый и поэт?
2. Что такое индекс, коэффициент в химических уравнениях?
3. Для чего нужны химические уравнения?
4. Что описывают структурные формулы?
5. Что такое валентность элемента?
6. Для чего использует Д.И.Менделеев разные цвета в периодической таблице?
7. Какие вы знаете три категории общепринятых символов в языках программирования?
8. Каких поэтов-символистов вы знаете?
9. Каковы программные требования символистов?
10. Что значит цвет для поэта?
11. Равнозначен ли цвет Блока реальным краскам, которые живописец кладет на холст?
Оборудование:
портрет Блока, карточки химических элементов, растворы щелочи натрия, фенолфталеина, медного купороса, химические стаканы.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну рождения художественных и научных символов, проникнуть в сложный мир символов. Мы думаем, что работа на уроке принесет вам много открытий и находок. Символы…Они имеют свою историю, длиной в десятки тысяч лет. Символы нам знакомы, вы знаете их множество. Цепи – символ работы, сердце, пронзенное стрелой – символ любви, голубь – символ мира, меч – символ войны. Что означает сам термин “символ”? Символ – от греч.symbolon – знак, примета. При записи химических реакций люди пользуются сокращенными символами, а не полными названиями веществ. С этой целью для каждого элемента используется стандартное сокращение, называемое химическим символом элемента. Он происходит от латинского названия элемента.
Игра.
На партах у каждого ученика карточки с символами элементов. Учитель просит по названию найти символы элементов. Например, аурум – Аu, купрум – Cu, аргентум – Ag. Учитель для закрепления задает вопрос классу: "Каков механизм символообразования в химии?" (По первым двум буквам латинского названия элемента.) С помощью химических символов можно просто, быстро и удобно указывать исходные вещества реакции, а также и продукты реакции. Проделаем опыт. Возьмем для реакции раствор щелочи натрия и раствор медного купороса. В результате образуется сульфат натрия и гидроксид меди. Это словесное выражение химического процесса. С помощью знаков этот процесс записывается следующим образом.
2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2
В теоретических основах химии валентность обозначается штрихом или черточкой. По просьбе учителя у доски несколько учащихся пишут графические формулы фосфорной, серной, угольной кислот с использованием символа валентный штрих. В химии широко используется символ “. “ точка. Он олицетворяет собой электрон. Например, если два атома водорода соединяются друг с другом для создания молекулы, то два электрона, принадлежащие этим атомам, изображают так:
Н. + Н.= Н : Н
Впервые обобществил сведения обо всех химических элементах русский ученый Д.И.Менделеев в таблице “Периодическая система химических элементов” в 1869 году. В спецкурсе “Химия и компьютер” мы тоже используем символы общепринятого научного характера. При записи программ применяем символы трех категорий: буквы, цифры, специальные знаки. К первой категории относятся 26 прописных букв латинского алфавита, а также знак $. Вторая категория - это 20 арабских цифр. Третья категория - операторы, образованные от латинских слов. Итак, постичь, познать всеохватывающий мир химии нам помогают символы.
Но мир богат не только научными, общепринятыми, общедоступными, стандартными символами, но и глубоко индивидуальными, эмоциональными символами. Как вы думаете, кто их создатели? (художники, поэты).Чтобы постичь поэтический символ, расшифровать его, нужно тонко видеть, ощущать, нужно уметь вжиться в настроение текста. Это особенно ощущаешь, когда читаешь стихи Блока. Поэзия его странна, но его стихи не спутаешь ни с какими другими, и вызванное ими очарование уже не проходит никогда. Попытаемся и мы проникнуть в сложный творческий мир Блока, в мир его поэтических символов.
У каждого поэта есть своя дама сердца. Ей посвящали свои стихи Данте, Петрарка, Шекспир, Гете, Пушкин. Имена этих дам: Беатриче, Лаура, Офелия, Гретхен, Татьяна. А кто же прообраз прекрасной дамы Блока? (Любовь Дмитриевна Менделеева). Ей он посвятил 800 стихотворений, 6 лет писал лишь только о ней. Вокруг были улицы, женщины, газеты, но он шел мимо человеческой сутолоки, не сказав ни слова об ином. (Звучат стихотворения: “Не призывай. И без призыва…”, “Вхожу я в темные храмы…”). Но прекрасная дама - это не только конкретное лицо, не только конкретный адресат. Что значит она для Блока еще? (это мир высокой и чистой духовности, символ вечно женственного)
Шли годы, и в поэзии Блока появляются новые темы, новые герои, новые звучат стихотворения “О, весна, без конца и без края…”Только ли о конкретном времени года идет речь? Весна в этом стихотворении не только определенное время года. Что еще символизирует здесь это слово? (весна - символ обновления, возрождения, воскрешения в жизни лирического героя). Или весна для поэта нечто большее? Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”. (Это не только реальные, зрительные предметы, не только ночная, пейзажная зарисовка, это символ замкнутости, безысходности, жизненной неустойчивости.)
Понаблюдаем за цветной палитрой поэта. Прежде всего, подумаем: равнозначен ли цвет Блока реальным краскам, которые живописец кладет на холст? (цвет для поэта эмоционально эквивалентен его чувствам.) Блок наиболее пристрастен к двум цветам: синему и желтому. Основная функция синего цвета - романтическая. Синий цвет - символ чистоты, свежести, надежды на будущее. (Звучит стихотворение “Осенняя элегия”) Слово “желтый” сразу привлекает внимание. Желтый цвет передает настроение печали, тоски, грусти, вызванную увяданием, старением, быстротечностью жизни, это традиционная символика желтого цвета. Но что интересно, у Блока появляется желтый цвет. (Звучит стихотворение “Фабрика”).
Зачем Блоку понадобилось нарушать правила русской орфографии? ( Блок это делает вполне осознано, продуманно, своей орфографией цвет используется для выражения негативных чувств. Такое написание броско, это штрих безжизненности, обреченности “сытых”, их “никчемности”). И в этом еще одна неповторимая грань мастерства поэта. Цвет в химии используется для обозначения металлов (черный), неметаллов (красный), амфотерных соединений (зеленый). А также по изменению цвета универсальной лакмусовой бумаги можно судить о принадлежности вещества к щелочам (синий), или кислотам (красный). На основе изменения цвета существуют различные методики определения веществ в аналитической химии.
Каковы функции символа в науке и поэзии?
Функция символа в науке – познавательная, в поэзии – эмоциональная, эстетическая. Одни общепонятны, общедоступны, стандартны, однозначны, другие – глубоко индивидуальны, многозначны. Но для создания и тех, и других символов нужно поэтическое видение, поэтическое обобщение. И здесь (обращение к эпиграфу урока) “Художник и ученый встречаются, чтобы создать во всех формах Красоту и Счастье, без которых жизнь была бы лишь унылым шествием” (Фредерик Жолио-Кюри).
Урок заканчивается химическим разноцветным фейерверком в честь союза лириков и химиков.