Синквейн на уроке литературы

Разделы: Литература


“Не мыслям надобно учить, амыслить”

И.Кант.

Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.

На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.

Когда в очередной раз меня направили на курсы повышения квалификации, я не ждала ничего особенного. Но уже на первом занятии поняла, как глубоко я ошибалась.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (так назывались курсы) прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.

Сразу же после окончания курсов я начала применять эту технологию. Интерес школьников к моему предмету стал намного выше.

Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.

Почти все, о чем говорилось на курсах, подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте, что реклама данной технологии является целью моей статьи. Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов:

Ася (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Скромная, беззащитная
  • Любила, страдала, сбежала
  • Готова пойти на все ради любимого человека.
  • Загадочная.

Лохова Н., ученица 9-го “Б” класса

Господин Н. (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Неискренний, холодный
  • Не понял, не успел, полюбил
  • Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей
  • Безумец

Синявская А., ученица 9-го “Б” класса

Заяц (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)

  • Самоотверженный, честный
  • Прощался, добивался, не предавал
  • Не предал своего друга
  • Герой

Якжин Б., ученик 7-го “Б” класса

Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Умная, красивая
  • Любит, прощает, страдает
  • Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.
  • Красота

Зубкова А., ученица 6-го класса

Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Храбрый, честный
  • Защищает, мстит, любит
  • Владимир никогда не сдается
  • Благородство

Шумилова С., ученица 6-го класса

Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)

  • Добрый, благородный
  • Сбегает, путешествует, влюбляется
  • Был счастлив, сотворив чудо своими руками
  • Герой

Щигарева К., ученица 8-го класса

А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:

“Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы узнали того или иного героя”.

Демченко Даша, ученица 9-го класса

“Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать”.

Зимина Катя, ученица 9-го класса

Иногда синквейн становится частью большой творческой работы учащихся.

“Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда помогают цветные карандаши”.

Засмолина Катя, ученица 9-го класса

“Творческие работы помогают выразить свое отношение к произведению”.

Щигарева Ксения, ученица 9-го класса

В приложении я привожу лишь одну детскую работу (Приложение 2). Я не могу сказать, что она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям ребят безоценочно (как требует технология), хотя иногда и не получается. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой.

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

Творчество

Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение”.