Система активизации нравственного развития школьников на основе УМК по литературе "Вокруг тебя мир". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Психические функции личности формируются в процессе деятельности и существенно зависят от условий формирования. Развитие личности ребенка неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межличностных отношений. Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс ни влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

Сегодня нравственное воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственных качеств личности предполагает накопление моральных знаний, развитие социального мышления, обогащение эмоционального опыта ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей и развитие способностей к проявлению в поведении лучших качеств личности.

Нравственность – это небезразличное, неформальное отношение к ребенку со стороны взрослых, создание условий для понимания им самого себя, своих мироощущений, ценностных ориентаций и притязаний. Обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Формирование нравственности ребенка основано, в первую очередь, на нравственном знании. Нравственное знание предполагает изучение нравственных поступков людей, нравственного опыта поколений, нравственного поведения людей, оставивших свой след в цивилизации и тех, кто ежедневно и ежечасно совершает нравственные поступки, которые могут стать нравственной школой для учащихся.

Именно художественная литература – кладезь нравственного опыта поколений.

Школьникам свойственно искать ответы на свои вопросы и в окружающей жизни, и в общении со сверстниками. Но особую помощь им в этом оказывает художественная литература.

Анализ художественного текста – основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа и его нравственной позиции.

Задача внимательного прочтения текста в том, чтобы научить в действиях, в мимике, жестах, интонации видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств. О каком бы из средств создания художественного образа ни шла речь, главной является мысль о том, что чувство воспитывается только чувством. Дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. Необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его в том, чтобы ребенок понял главное: автор пишет свой рассказ, повесть, поэму для того, чтобы мир стал лучше. Важно, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей и их поступков. Для этого следует объединить задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства и повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Анализ прочитанного – один из самых полезных видов работы на уроке литературы. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением.

Нравственное воспитание включает в себя формирование различных регуляторов деятельности человека в ситуациях нравственного характера: нравственных привычек, чувств, знаний, взглядов, убеждений и т.п. Предметом особого внимания стали в последнее время нравственные убеждения как психологические образования, определяющие единство слова и дела, мысли и поступка в поведении человека.

Огромный нравственный потенциал художественной литературы пока далеко не полностью используется в практике школьного преподавания, что в определенной мере объясняется все еще недостаточной изученностью вопросов воздействия художественной литературы на формирование нравственных убеждений школьников. В связи с этим наша система “уроков нравственности” на основе УМК “Вокруг тебя – Мир” и поиск приемов нравственного развития при изучении художественных текстов может рассматриваться как звено в решении проблемы нравственного воспитания учащихся.

Цель работы – представить систему активизации нравственности шестиклассников на основе УМК “Вокруг тебя – Мир”.

Задачи:

1. Выявление психологических особенностей шестиклассников в аспекте нравственного развития.

2. Отбор, формирование и обоснование комплекса приемов, необходимых для актуализации нравственных понятий в ходе изучения художественного текста.

3. Анализ программы В.Я.Коровиной и УМК “Вокруг тебя – Мир” с точки зрения формирования нравственности.

4. Систематизация и обобщение материала из опыта работы по проблеме.

В соответствии с поставленной целью и вытекающими из нее задачами были использованы следующие методы. На теоретическом уровне исследования были задействованы аналитическая и синтетическая оценка информации по проблеме нравственного развития учащихся, представленной в педагогической, психологической, методической литературе. Были проанализированы нормативные документы (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”, “Методическое письмо о преподавании учебного курса “Литература” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования”, “Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе”, “Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе”); проанализированы педагогические идеи, положенные в основу гуманистического подхода к обучению детей, теоретические и эмпирические подходы к нравственному воспитанию на уроках литературы.

Что касается эмпирических методов, то для исследования были востребованы: анкетирование учащихся, самооценка учащихся, причинно-следственный анализ; наблюдение за работой учащихся, нацеленное на выявление особенностей формирования нравственности, разработка построения современного урока литературы.

В условиях современного прагматичного общества и стандартизации российского образования процесс актуализации нравственного формирования школьников усложняется. В связи с чем необходимо находить новые способы и пути формирования нравственных понятий, убеждений и развития эмоциональной сферы, в том числе за счет применения современных технических средств.

С целью исследования проблемы нравственного развития в ходе изучения школьниками художественного текста было осуществлено соотнесение психологических особенностей возраста с содержанием программы по литературе для 6 класса.

В ходе исследования обоснованы приемы, направленные на формирование нравственных понятий. В работе представлены методические приемы с применением информационных технологий, включающих компьютерные презентации и использование Интернет-ресурсов.

Литература как учебная дисциплина, формирующая нравственные ориентиры личности школьников.

Проблема выбора методов, приемов и форм обучения для любого учебного курса обусловлена, прежде всего, содержанием предмета изучения, воспитательными и дидактическими целями, возрастными особенностями учащихся и другими причинами.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и этическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Вот почему сегодня остро встает вопрос о формировании нравственных понятий на уроках литературы. Но решать эти задачи надо по-новому, в соответствии с требованиями нового времени.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности ставились в педагогике с давних времен. Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье “О нравственном элементе в воспитании” он писал: “Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...”.

Но если педагоги-классики и писатели-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует осмысления. Нравственное воспитание – процесс, оказывающий огромное воздействие на отношение человека к миру.

Литература обладает огромными возможностями помочь школьнику войти в сегодняшний мир, пусть не сразу и не в полном объеме, а воспринять существующие культурные нормы.

Специфика нравственного воздействия литературы и заключается в том, что “читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку” .

Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познание других. Эта тяга к другим порождает естественное стремление проникнуть во внутренний мир другого. Не только познать свое сходство, свою общность с другими, но и понять, каким именно видит, чувствует, воспринимает мир другой человек. Есть только один путь, одна возможность увидеть мир глазами другого. Эту уникальную возможность дает искусство, в том числе и литература, и в этом один из секретов его незаменимости.

“Урок литературы особенный: он отвечает за человека в целом, ныне как бы “рассыпанного” по предметно учебной специализацией. Воспитательная функция урока литературы, таким образом, основная, ведущая... Художественная книга, стало быть, не просто “текст”, “памятник”, “документ” эпохи; прежде и в большей степени помощница в нравственном поиске и в духовном становлении личности в обретении опыта”,– считает педагог Е.Н.Ильин.

В каждой практической деятельности необходимо строить гармоничные отношения на уроке, где присутствует открытость и доступность учителя в разговоре с учениками. Этим самым ученику дается высокое и ответственное право – право на собственную мысль и свободное слово, а значит, и на творчество. Характерно для уроков литературы с нравственной проблематикой глубокое проникновение в нравственный пласт произведения. В этом легко убедиться, посмотрев содержание вопросов, обсуждаемых на подобных уроках. Они нравственны, потому что требуют нравственных ответов и оценок. Главная задача учителя здесь – воспитать нравственного человека, возвысить силу духа и характера ученика, потому что от него впоследствии зависит судьба и окружающих и Отечества.

Таким образом, непременным условием воспитания полноценной высоконравственной личности можно считать такую организацию урока литературы, которая способствует созданию доверительно-исповедальной интонации. Именно с помощью ее возможно добиться высокого раздумья и тишины, без которых вряд ли состоится подлинное “освоение” духовных ценностей.

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в шестом классе является основой всей последующей работы в старших классах.

Постижение учащимися любви к человеку и природе, выраженной в книгах, должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. От того, как проводится изучение литературного текста, как влияют занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся, – в значительной степени зависит развитие их духовного мира.

Психологическую сущность воспитательного воздействия на учащегося художественной литературы Б.М.Теплов раскрывает следующим образом: “Воспитательное значение художественной литературы заключается в том, что она дает возможность войти “внутрь жизни”, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые”. Это обусловлено действием тех закономерностей, которые заключаются в формирующейся в возрасте шестиклассников потребности разобраться в себе и в других людях, в возникающем интересе к личностным качествам – своим и других людей.

Комментарий к урокам литературы на основе УМК “Вокруг тебя – Мир” с использованием приемов, способствующих развитию нравственности шестиклассников.

Для решения проблемы нравственного развития шестиклассников, в ходе анализа программы В.Я.Коровиной и УМК “Вокруг тебя – Мир”были выявлены их взаимосвязи по хронологическому и жанровому принципам. Выявление этих связей позволило выстроить систему “уроков нравственности”, основанных на материале УМК “Вокруг тебя – Мир” и использовании особых психологических приемов нравственного развития учащихся.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника – быть источником нравственного влияния.

Предметом каждого изучаемого в 6 классе произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых шестиклассникам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов шестиклассников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, К. Паустовский, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения – благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе. Это предполагает и новые принципы анализа произведений – необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем – то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Для детального изучения нравственных понятий, для формирования нравственных представлений, необходимых для усвоения в шестом классе, мы выстроили систему уроков литературы, на которых возможно осуществление взаимосвязи УМК “Вокруг тебя – Мир” с материалом программы В.Я.Коровиной.

Взаимосвязь произведений программы В.Я.Коровиной и УМК “Вокруг тебя – Мир” по хронологическому принципу.

Раздел программы

В.Я Коровиной

Проблемно-тематическая взаимосвязь текстов комплекса с программой В.Я Коровиной Цели, объединяющие программу и УМК с точки зрения формирования нравственности Работа над нравственными понятиями
Мифы народов мира

Мифы Древней Греции

Миф “Пять веков” Н. Куна (в переложении из поэмы Гесиода “Труды и дни”) Рассмотрение стройной системы устройства мира. Качества людей, ценящиеся в мифах: мужество, сила, храбрость, смекалка, ум, справедливость. обязанности; межличностные отношения; Отечество.
Древнерусская литература “Сказание о белгородском киселе” “Княгиня Ольга” (фрагмент из “Повести временных лет” в переложении А.О.Ишимовой) Знакомство с историей, осознание себя звеном в цепи поколений, отражение в летописи народных идеалов. Личность; честь; долг.
Русская литературы XIX века И.С.Тургенев “Бежин луг” Л.Н.Толстой “Детство” (гл.XIX “Ивины”) Рассмотрение проблем детского возраста. Значимость взаимоотношений подростков в группе.
Своеобразие художественного приема “автор-рассказчик-герой”.
Межличностные отношения; дружба; одиночество; эгоизм.
Русская литература XX века.
А.П.Платонов “Неизвестный цветок”
Е Носов “Тридцать зерен” Рассмотрение вопроса об ответственности человека за мир, в котором он живет, оценивание последствий его поступков (гуманность поступков в тесном взаимоотношении человека с природой) Хозяин; гость; бестактность.
М.М.Пришвин “Кладовая солнца” В.Железников “Чучело” Нравственная суть взаимоотношений между сверстниками (добрыми, дружескими между Настей и Митрашей и конфликтными, беспринципными между Леной Бессольцевой и ее одноклассниками) Эгоизм; добро; зло; честь; совесть; межличностные отношения.
В.Г.Распутин “Уроки французского” В.Г.Распутин “Уроки французского” Раскрытие понятие “Духовные ценности” , “духовная память”, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, главные уроки жизни. Одиночество; совесть; обязанности; страх; личность.

 

Взаимосвязь произведений программы В.Я.Коровиной и УМК “Вокруг тебя -Мир” по жанровому принципу.

Раздел программы Проблемно-тематическая взаимосвязь текстов комплекса с программой В.Я Коровиной Цели, с точки зрения формирования нравственности Работа с нравственными понятиями
Зарубежная литература.
Баллада Ф.Шиллера “Перчатка”
Баллада Г.А.Бюргера “Песнь о благородном человеке” Вопросы благородства и чувства собственного достоинства Страх; долг; добро; честь.

Учитывая психологические особенности и диагностику нравственной воспитанности шестиклассников и содержание произведений, мы нашли необходимым использование на этих уроках особых приемов активизации нравственного развития школьников. Всего за учебный год в шестом классе проводилось 7 таких уроков литературы на основе программы В.Я.Коровиной и УМК “Вокруг тебя – Мир”. Условно их можно назвать “уроками нравственности”.

Работа проводилась лишь в одном из двух шестых классов. Второй класс работал по традиционной схеме изучения произведений, предлагаемой в методических рекомендациях авторов учебников.

Отбор произведений для “уроков нравственности” основан на связи УМК “Вокруг тебя – Мир” с основной программой под редакцией В.Я.Коровиной.