Литература
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
Цель урока - приобщение учащихся к мировой художественной культуре, определение своей нравственной позиции по отношению к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев. На уроке звучит музыка Г.Перселла, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, идет работа по иллюстрациям И.Глазунова.
-
Урок литературы и нравственной грамматики "Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Путь Андрия к предательству" 2009
Урок сопоставительной характеристики двух героев этой повести – Остапа и Андрия – как нельзя лучше подходит для объединения с нравственной грамматикой. Данная тема позволяла поработать внимательно с текстом, на основе прочитанного материала составить сопоставительную характеристику героев.
-
Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007
По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.
-
Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер" 2008
Урок является вводным уроком в рамках реализации национально-регионального компонента по предмету "Литература Красноярского края" в 8-м классе. Воспитание гражданина - одна из задач, которую решают учителя литературы на своих уроках.
-
Урок литературы на тем: " Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря" 2010
Особенность новеллы и таланта Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. И нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие. Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…
-
Урок литературы на тему "А.Н. Островский – создатель русского театра" 2012
Урок раскрывает роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказывает учащимся о жизни и творчестве драматурга. Экспресс-опрос учащихся позволяет преподавателю подготовить на следующий урок вопросы, которые восполнят пробелы знаний по данной теме. Домашнее задание для учащихся по анкете дает возможность творчески подойти к чтению драмы А.Н. Островского "Гроза".
-
Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества" 2010
Изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы - это событие. Рассказ "Хамелеон" - это открытие для учащихся. Открытие чего? Мастерства и таланта А.П. Чехова - писателя и человека.
-
Урок литературы на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Четыре плиточки Жмыха" 2015
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В.Астафьева. Анализ рассказа «Четыре плиточки жмыха» из сборника «Затеси» заставляет задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях, формирует лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, учит умению «видеть» и «слышать» писателя. В процессе работы идет повторение по теме «Причастие», совершенствуется практическая грамотность.
-
Урок литературы на тему "Быть добрым – счастье…" (по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава"). 7-й класс 2014
Урок доброты по рассказу Ю.Яковлева «Баваклава» размышляет над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое доброта? Дружба? Подлость? Что значит быть нужным людям? Как преодолеть в себе эгоистическое начало? На уроке поднимается тема, актуальная для всех, любви к ближнему, заботы об окружающих, уважения к старости.
-
Урок литературы на тему "Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина" 2009
На уроке были достигнуты цели, поставленные учителем: знакомство с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; знакомство с друзьями Пушкина - И.Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания.
-
Урок литературы на тему "Друзья мои, прекрасен наш союз!" 2010
Интегрированный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина, рассказывает о жизни Лицея, о друзьях поэта, показывает, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека.
-
Урок литературы на тему "Жанровое своеобразие Евангелия" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с определением жанра литературного произведения несколько в необычном ключе (для анализа предлагается "книга книг"), материал урока расширяет представление учащихся о разнообразии текстов Евангелия, способствует развитию навыка анализа библейского текста.
-
Урок литературы на тему "Жизнь природы там слышна…" (Родная природа в стихах поэтов XIX в.). 6-й класс 2016
Главное на уроке – творчество ребят, их поиск. Важно посредством поэзии помочь понять учащимся чувства человека. Для этого организована активная деятельность ребят при анализе текстов, привлечены звуковые, наглядные средства, позволяющие увидеть, представить, прочувствовать услышанные тексты. Основной метод – исследовательский, используются элементы проблемного обучения: «подводящий диалог». Формы – фронтальная, парная, индивидуальная, метод – беседа, словесное и графическое рисование.
-
Урок литературы на тему "Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Человек на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы раскрывает главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе, воспитывает уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
-
Урок литературы на тему "Квест «Детективное агентство»" (7-й класс, ФГОС) 2022
Цели урока: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания.
-
Урок литературы на тему "М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Грани романа" 2011
Представленный урок является первым уроком при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся узнают об идее романа, замысле писателя, проводится параллель между главными героями романа: Иешуа, Понтием Пилатом и Воландом.
-
Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" 2012
Цель урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М.Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". На основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы на тему "Найти свою тропу» (по рассказу "Зеленая лампа" А.С.Грина) 2020
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
-
Урок литературы на тему "Нравственные качества человека на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы построен по технологии развития критического мышления. Целью урока является раскрытие нравственных качеств человека на войне, выявление читательской позиции обучающихся через анализ произведений современной военной литературы времён Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, Чечне.
-
Урок литературы на тему "Образы представителей нового купечества и их влияние на жизнь общества в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". 10-й класс 2014
Цель урока: выявить приоритетные черты представителей новой купеческой среды, определить влияние этих черт на жизнь общества. Урок проводится в малых группах (по 5 человек). Работа группы определяется решением задачи на основе пьесы.
-
Урок литературы на тему "Одинокая странствий звезда, или Ангел Родины" (о Николае Рубцове) 2014
Истинная поэзия Н.М. Рубцова незаслуженно забывается, потому что не отличается яркостью, остротой, изысканностью. Автора называют "тихим ангелом", а слова, сказанные не с надрывом, а тихо и прочувственно, более всего задевают сердце. Хочется верить, что урок, проведенный в спокойной, тихой обстановке, поможет учащимся вобрать в себя глубокие чувства поэта, принять и полюбить его поэзию.
-
Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2012
Данный урок, проведенный в форме мастерской, позволит не только познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева, её истоками, но и позволит учащимся проникнуться мироощущением «любомудров» и попробовать себя в роли авторов.
-
Урок литературы на тему "Посиделки". 5-й класс 2012
Цель урока: повторить жанры русского фольклора; воспитывать любовь к родному краю, истории своей родины; активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, пробудить интерес к углубленному чтению произведений устного народного творчества различных жанров.
-
Урок литературы на тему "Пословицы и поговорки". 6-й класс 2014
Урок литературы по учебнику под ред. В.Я. Коровиной дает возможность повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл, сходство и различие двух жанровых форм.
-
Урок литературы на тему "Поэзия Николая Рубцова" 2020
Цели урока: показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.; совершенствовать умение учиться анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова; отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления; навыки устной речи, публичного выступления, пробудить интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родному краю.
-
Урок литературы на тему "Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…" Пять писем к матери. Урок-мастерская о благодарности и любви. 7-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с письмами В.С. Высоцкого, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Г. Алексина и В.М.Шукшина, адресованными матери. Эти письма были написаны в разное время,, но для всех авторов мать – вневременное понятие, с этим образом все мы связаны неразрывными духовными нитями. Ребята не только знакомятся с эпистолярным творчеством мастеров, но и пытаются постичь нравственные качества личности.
-
Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в балладе В.А. Жуковского "Светлана" 2012
Урок знакомит учащихся с личностью В.А. Жуковского, жанром баллады. Школьники учатся анализировать прочитанное. Воспитывает уважение к традициям своего народа, интерес к творчеству и личности писателя.
-
Урок литературы на тему "Сказка "Журавль и Цапля" 2012
Цель урока: формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять нравственную проблему в произведении, опираясь на текст; формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности; учащиеся должны уметь выстраивать связный, развернутый ответ на вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
-
Урок литературы на тему "Сказки XX века. В.А. Писарев и его герои". 5-й класс 2012
Совместный проект учителя литературы из России и библиотекаря из Беларуси – пропаганда чтения, привитие читательского вкуса, развитие навыков анализа текста, творческого воображения и читательской наблюдательности.