Литература
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Романтическая лирика начала XIX века" 2010
Открытый урок по литературе с использованием проектной деятельности в 9-м классе. Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины ХIХ века. Романтизму свойственна исключительность героев, страстей и конкретность ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Русский классицизм, отражение его в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре" 2009
Учитель делится опытом проведения интегрированных уроков (литература + история + изобразительное искусство). Представленный материал будет интересен учителям русского языка и литературы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Сияет солнце, воды блещут…"» 2010
Урок способствует формированию читательских и эстетических вкусов учащихся, навыков анализа поэтического произведения, развитию речи школьников, воспитанию интереса к поэзии, изучению средств языковой выразительности и литературоведения. Урок состоит из 2-х частей.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" 2006
Изучение трагедии В.Шекспира "Гамлет" входит в курс литературы 9-го класса. Как правило, педагогами уделяется недостаточно внимания произведениям зарубежной литературы, что связано с нехваткой времени для их изучения, недостаточным количеством часов для более подробного ознакомления с шедеврами мировой классики. В связи с этим предлагаемый урок – это одна из возможностей расширить представления учащихся о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и вместе с этим это попытка углубить их знания о мировой литературе. Цели данного урока – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, приобщение учащихся к богатствам мировой литературы, использование воспитательного потенциала зарубежной классики, формирование эстетического вкуса, развитие литературных способностей.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Горные вершины"(тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова) 2005
Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Такая организация урока способствует формированию познавательной активности. Главное -поиск истины, собственные открытия в художественном произведении.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!" 2007
Урок открывает силу таланта В.Фёдорова - огромный поэтический мир. Мотивы лирики актуальны. Лексика темы "родина" представлена многопланово. Звучание патриотических строк подчеркивает общечеловеческую значимость стихотворения, в котором предстаёт образ Кузбасса, его величие и красота. Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Решение тестовых задач направлено на выявление восприятия поэзии В.Федорова.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой) 2004
Целью данного урока являются знакомство учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой; показ особенностей их творчества; подведение детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств; развитие умения филологического (литературного) анализа художественного текста.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Загадка Шекспира. Сонеты" 2005
Ренессанс... Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру? Кто скрывается под именем Уильям Шекспир: сын разорившегося перчаточника, "полуобразованный дикарь" и "нутряной поэт", творящий шедевры по внутреннему наитию, или один из учёнейших людей того времени с университетским образованием? Кто автор произведений, требующих не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний? Каковы адресаты сонетов Шекспира?.. На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить на уроке литературы "Загадка Шекспира. Сонеты".
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам" 2007
Урок проводится в форме семинара, получившего в литературе название "Конференция однородных групп". Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Здесь школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики" 2010
В представленном уроке использован метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень интересные и самостоятельные работы представляют ученики. Работа с использованием программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" 2007
Урок литературы в 9-м классе проводится как обобщающий после изучения "Слова о полку Игореве". Урок проводится с использованием технологии РКМЧП (составление кластера, стратегия "инсерт").
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Познание Родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева" 2006
Данный урок посвящен творчеству двух замечательных русских поэтов XIX века А.А. Фету и Ф.И. Тютчеву. В 9-м классе происходит первое серьезное знакомство с творчеством этих поэтов, поэтому урок, на наш взгляд, должен быть ярким, запоминающимся. Не стоит на этом уроке углубляться в подробный анализ лирики поэтов – нужно показать глубину их понимания окружающего мира, напевность фетовского стиха и философичность тютчевского. На уроке рассматриваются вопросы: из чего складывается такое сложное понятие, как любовь к Родине, в творчестве Фета и Тютчева; основные мотивы лирики поэтов; можно ли понять красоту окружающего мира и уложить ее в какие бы то ни было рамки; в чем пленительность стихов Фета и Тютчева? Урок построен на сопоставлении стихотворений поэтов, на чувственном восприятии лирики, творческой активности учащихся. Стихотворения к уроку подобраны с целью воспитания у учащихся любви к природе, искусству, музыке, поэтическому слову.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005
Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра" 2006
Урок проводится после знакомства с литературными направлениями и основными представителями этих направлений. Форма урока – игра, позволяющая включить в активный процесс всех учащихся.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве" 2006
Урок-анализ художественного произведения с элементами исследования традиций классицизма и новаторства драматурга в пьесе. В ходе урока использованы инсценирование, музыкальное сопровождение и индивидуальная работа.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Я тоже была.." о личности и судьбе М.И. Цветаевой 2007
Поскольку ученики впервые встречаются с творчеством этого поэта, ведущей целью занятия является знакомство с личностью и судьбой Цветаевой, создание мотивации для дальнейшего изучения лирики Марины Ивановны, выяснение причины её трагического ухода из жизни. Урок иллюстрируется редкими фотографиями семьи Цветаевой, включает видеоклип (фрагмент из кинофильма "Ирония судьбы..." с исполнением романса М.Таривердиева на слова М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."), строится на основе развивающей технологии встречных усилий, рассчитанной на сотворчество ученика и учителя.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века" 2008
Данная разработка урока по теме "Русская культура Серебряного века" вводит в удивительный мир русской культуры начала XX века. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. Данная разработка способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, выявляет степень усвоения учащимися нового материала, вызывает интерес к предмету.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема любви в лирике А.Пушкина" 2012
Цель урока – обеспечить усвоение знаний по теме урока через знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте" 2008
Урок, на котором происходит первое знакомство девятиклассников с творчеством А.А.Ахматовой. Цель учителя - акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия "женской поэзии" А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний.
-
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2007
Цель урока - помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. На уроке использованы музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. "Времена года. Июнь", Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната") и презентация Power Point.
-
Урок литературы в 9-м классе. Г.Р. Державин и его лирика 2005
Урок-исследование по лирике Г.Державина. Лирика XVIII века, язык, стиль Державина далеки и трудны для восприятия современного подростка - учащегося негуманитарного класса. Цель материала - приблизить время, сделать понятной личность, вооружить умением анализировать.
-
Урок литературы в 9-м классе. М.Ю. Лермонтов, Абай: созвучие звуков, чувств и душ 2011
Помочь учащимся увидеть истинные духовные ценности. Научить всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Пробудить интерес к жизни и к творчеству великих поэтов, прочесть самостоятельно из Лермонтова, Абая. Укрепить в сознании учащихся любовь к земле, на которой они живут.
-
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме" 2003
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению анализу эпизода - наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь") 2008
Урок включен в систему уроков по творчеству Чехова. Изучение данной темы поможет ученикам разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем - в драматургии "Вишневого сада". На уроке используется частично-поисковый метод, а яркая инсценировка помогает не только услышать текст, но и увидеть его. Это развивает самостоятельность и творческий потенциал ребят.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина" 2009
Данная работа рекомендуется для учащихся с углубленным изучением литературы и рассчитана на 2 академических часа. Подобранные факты способствуют развитию интереса учащихся к личности А.С. Пушкина, к истории и к литературе. Уроки построены на проблемных вопросах, обучающих ребенка не только мыслить неординарно, но и искать параллели, внимательно вчитываться в художественный текст.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Творчество Грибоедова представлено в 9-м классе бессмертной комедией «Горе от ума», в системе уроков центральное место отводится Чацкому. В сравнении с Молчалиным учащиеся могут сделать выводы о нравственном идеале автора, поразмышлять о человеческих ценностях. «Это произведение актуально сегодня» - именно к такому выводу должны прийти учащиеся.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Онегин – страдающий эгоист" 2012
На уроке проводится анализ методом беседы, обращаясь к тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача урока – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить новыми наблюдениями и сделать обобщающие выводы.