Литература
-
Сказочный мир Андерсена 2020
Цель и задачи ресурса: повторение материала, изученного в курсе литературы за 5-й класс; формирование умений применять полученные знания в новой нестандартной (игровой) форме.
-
Сказочный мир Ш.Перро. 5-й класс 2011
Цель урока: влюбить детей в волшебный мир Ш.Перро и выявить лучшего знатока сказок.
-
Сколько всего вложено в слово «Мама» и не перечесть (по творчеству М.Ю. Лермонтова) 2015
Урок в 7-м классе по творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Это первый урок из цикла, посвященного творчеству поэта. Основная цель урока: раскрыть образ матери через творчество поэта, воспитать любовь и уважение к матери. Данный урок как раз приходится на День матери.
-
Скорректированная образовательная программа по литературе для 8–11-х классов на основе УМК под ред. В.Я.Коровиной 2010
Данная адаптированная общеобразовательная программа по литературе, скорректированная в свете публикаций стандартов второго поколения, представляет интерес для преподавателей-словесников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи, правил этики, коммуникативных характеристик.
-
Скрам-урок по литературе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Урок-суд над Раскольниковым По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2022
Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного; практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-
"Славна богатырями земля Русская" 2011
Цель урока: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
-
Славянская мифология. Домовой – славянское божество. 5-й класс 2016
Цель урока: дать представление о славянских божествах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.
-
Славянская парадигма судьбы: фольклор и литература 2017
Своеобразие русских народных взглядов на то или иное явление принято объяснять многими причинами, среди которых особое место занимают ментальность и геополитическое положение страны, но таким способом невозможно объяснить специфику понимания «судьбы» в России. «Приоткрыть» некоторые стороны в сложном комплексе неоднородных по составу представлений о судьбе все же может «расшифровка» бинарной структуры русского характера и культуры.
-
Слагаемые дружбы (размышления о прочитанном) 2020
Темы дружбы освящается во многих произведениях, но везде по-разному. Три повести, где дружба является главным смыслом, интересны для размышления. В повести М.Парр «Вафельное сердце» – это дружба – счастье, в «Удивительном закладе» Елены Борониной – дружба – помощь, в повести «Детство Темы» Н.Г.Гарина–Михаловского – дружба – испытание. Поэтому и отклик о прочитанном строится по-разному: то в виде собеседования по теме, то в виде двухчастного дневника, то в виде ответа на проблемный вопрос.
-
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная 2005
Настоящий урок может быть проведен в 10-ом или 11-ом классе как итог изучения лирики М. Ю. Лермонтова. Основой исследовательской работы является методика, подробно изложенная мной в статье “Звукообразы в лирике А.С. Пушкина” (сб. “Проблемы изучения анаграмм” - М.; Пенза, 1995. - С.97-105).
-
"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева) 2008
Задача урока – проанализировать образ главного героя романа Дмитрия Рудина, в лице которого дано художественное обобщение той части дворянской молодёжи 30–40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.
-
"Слова-стрелы" Платона Ойунского в произведении "Мальчик-быбак" 2014
Цель: поделиться некоторыми смысловыми оттенками отдельных слов, слов-стрел.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Словарная работа по тексту повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Предлагаемая в статье словарная работа обеспечивает игровое освоение словаря повести. Такая работа развивает ассоциативное мышление, приобщает к реалиям, запечатленным в тексте. Происходит естественное ознакомление с историческими, этнографическими, социальными, бытовыми и прочими деталями изображаемой эпохи.
-
Словарно-этимологический комментарий к рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина "Богатырь" 2011
Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.
-
Словесные образы и ключевые слова как основные категории художественного текста (на примере произведений А.П. Чехова и В.М. Шукшина) 2008
На примере анализа текстов трех рассказов показана роль словесных образов и ключевых слов в понимании основной художественной идеи произведения. Словесный образ является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения, он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы. Ключевые слова - самостоятельный объект анализа, они составляют единый тематический и логический ряд.
-
Словесные ряды в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 2024
Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.
-
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008
Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.
-
Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009
Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.
-
Слово в поэзии В. Маяковского 2006
75 лет прошло со дня смерти Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него?
-
Слово о "Слове…" (Обобщающий урок по "Слову о полку Игореве" в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной) 2012
Автор на уроке развивает критическое мышление у учащихся. Использует приемы лингвосмыслового анализа, компьютерные технологии, элементы театрализации, стилизации (старинные шкатулки, книги, на стене – старинные шали, русская одежда из школьного музея).
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.
-
Слово о Карамзине 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс 2011
Продолжить знакомство шестиклассников с творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Развивать творческие способности учащихся.
-
Слово о математике 2005
Урок посвящен первой русской женщине-математику - Софье Ковалевской.
-
Слово о Некрасове 2003
Один из возможных вариантов уроков знакомства с биографией писателя представлен в виде плана - конспекта. Воспроизводя его, учащиеся должны будут внести дополнения, которыми станут ответы на вопросы третьего раздела этого конспекта. Задания, включенные в этот раздел, потребуют не только навыков учебного труда, но и умения выйти за рамки стандартного выполнения.
-
Слово о Николае Михайловиче Карамзине (к 250-летию со дня рождения) 2019
Задачи: познакомить с этапами жизни Н.М.Карамзина; показать разносторонность таланта Н.М.Карамзина (историка, писателя, реформатора русского языка, публициста); ознакомить с особенностями его сентиментальных произведений.
-
Слово о полку Игореве 2024
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Автор неизвестен. Написано не позднее 1 сентября 1200 года о событиях 1185 года.
-
"Слово о полку Игореве" в искусстве 2011
В работе предлагается методическая находка - восприятие литературного произведения через многообразие видов искусства: живопись, музыку, литературу. Работа на протяжении урока сопровождается использованием иллюстраций, работой с художественным текстом, прослушиванием отрывков из оперы. Заканчивается просмотром фильма, монтированного учениками: иллюстрации "Слова...", сопровождающиеся исполнением Е.Гудухина "Плача Ярославны".
-
"Слово о полку Игореве" – величайший памятник древнерусской литературы 2012
Вступительный урок при изучении "Слова о полку Игореве" сопровождается презентацией и видеосюжетами, образно знакомит учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия "Слова", событиями, нашедшими отражение в нем, а также с исследованиями "Слова" и его переводами; воспитывает патриотические чувства у учащихся.